Заключение по результатам расследования АПбЧЖ 10.10.1999г. с самолётом Як-18Т № 01211 ФЛА РФ в районе с. Остров Московской области. Экипаж - обучающийся пилот-любитель Карданов Г.А. и пилот-инструктор Душечкин И.А.

Самолёт № 01211 ФЛА РФ является по классификации Единичным экземпляром воздушного судна, созданным на основе восстановленного серийного воздушного судна - четырёхместного самолёта Як-18Т, принадлежит Макарцеву М.Н, эксплуатируется в Отделении ФЛА РФ «ШтИль», базирующемся на аэродроме Мячково. Лётный состав Отделения прошёл подготовку в авиационных училищах.
Душечкин Игорь Анатольевич, пилот-инструктор, 1969г. рождения, в 1998г. окончил Калужское лётно-техническое училище, квалификация «лётчик-инструктор». До училища в качестве лётчика-спортсмена летал на СЛА, Як-52,Як-18Т, Цессна-172 в аэроклубе ЛИИ им. М.М. Громова. Как пилот-любитель аттестован 04.08.98г. Уровень профессиональной подготовки достаточен. Общий налёт 2856ч, на Як-18Т 300ч. Личный минимум 150Х2000. Лётных происшествий не имел. ВЛЭК пройдена 20.01.1999г.
Карданов Геннадий Ауесович, 1958г. рождения, обучающийся пилот-любитель, налёт 35ч., весь на Як-18Т, образование высшее - МЭИ в 1984г. ВЛЭК пройдена 23.02.99г.
нохин Игорь Иванович, 1957г. рождения, образование ср. техническое, с 1994г. авиатехник по планеру и двигателям 5 разряда (по записи в трудовой книжке). Свидетельства авиатехника комиссии не представлено, как авиатехник-любитель ФЛА РФ не аттестовывался.
Прототип ЕЭВС - самолёт Як-18Т зав. № 3200103 изготовлен в1974г., имел пять ремонтов. Согласно Акту технического состояния (при участии представителей ОКБ им. Яковлева) от 21.05.97г. пригоден к эксплуатации с назначенным ресурсом 3000 часов. Формуляр-дубликат ведётся с 1997г., налёт суммарный 3011ч. 23.07.97г. самолёт зарегистрирован в Реестре ФЛА РФ, бортовой номер 01211 ФЛА РФ.
Двигатель М-14П № 621004 выпущен Воронежским заводом. Эксплуатируется с1977г. Согласно Бюллетеню № 517 16.12.87г. назначенный ресурс 2250часов. Общая наработка данного двигателя 1417ч 35м, после последнего ремонта 404ч 35м.
Самолет в ФЛА России эксплуатируется по состоянию с обязательным ежегодным переосвидетельствованием технической комиссией. Очередное переосвидетельствование Технической комиссией ЛИИ-ФЛА проведено 28.07.98г., Удостоверение о годности к полётам было действительно до 28 июля 1999г.
Полёты в нарушение п.2.2.8 НПП-ГА-85 выполнялись с просроченным Удостоверением. На борту самолёта нанесён регистрационный номер RA 01211 вместо 01211 ФЛА РФ.
10.10. 99г. в 09.20 UTC согласно заявке на полёт и полученному разрешению на вылет самолёт Як-18Т № 01211 ФЛА РФ под управлением экипажа в составе обучаемого пилота-любителя Карданова Г.А. и пилота-инструктора Душечкина И.А. вылетел из аэропорта Мячково с целью выполнения тренировочного полёта по маршруту.
Предполётный медосмотр пройден в 04.12 п-и Душечкиным И.А. Метеоусловия полёту не препятствовали. Самолёт к вылету подготовлен авиатехником Анохиным И.И.
Полёт по маршруту выполнен без отклонений. Экипаж при входе в зону УВД Мячково получил условия подхода. Через полторы минуты поступил доклад экипажа об отказе двигателя и решении произвести посадку, а за тем о её выполнении и о том, что экипаж невредим.
Экипаж выполнил посадку на вспаханное поле на удалении 9520м. от КТА Мячково (согласно рекомендациям п.5.7 РЛЭ Як-18Т с убранными шасси), предварительно выключив аккумулятор, генератор, зажигание и закрыв пожарный кран. Самолёт коснулся земли вначале хвостовой скобой, продвинулся по пашне 40м, в конце движения развернулся влево на30°.
Поиск был организован немедленно при помощи находящихся на кругу самолётов. Экипаж Як-18Т № 01486 ФЛА РФ обнаружил самолёт и доложил о месте его посадки.
По объяснениям экипажа двигатель перестал работать внезапно, винт продолжал вращаться. До момента остановки показания приборов контроля двигателя были в норме.
Экипаж принял решение (действуя согласно п.5.1 РЛЭ Як-18Т) выполнить немедленную посадку. Данное решение обосновывалось тем, что рядом имелась подходящая ровная площадка (вспаханное поле), а на дальнейшем участке полёта до аэродрома местность не пригодна для посадки; запас высоты - 150м, что обусловило дефицит времени.
Самолёт повреждён незначительно, восстановлению подлежит. Наиболее вероятной причиной остановки двигателя в полёте явилось прекращение топливоподачи из-за отсутствия вращения вертикального валика привода. Это могло произойти в результате поломки зуба и износа двух прилежащих зубьев конической шестерни, входящей в зацепление с ведущей шестернёй приводов задней крышки. Поверхностный износ и разрушение зуба возможны из-за недотяжки при сборке или ремонте и наличия вертикального биения шестерни.
Отказ привода привёл к прекращению вращения масло- и бензонасоса и, как следствие, к нарушению топливоподачи. Неизбежное в этом случае падение давления топлива и масла по показаниям приборов экипажем замечено не было. Рекомендуемые п.5.3. РЛЭ действия при падении давления топлива экипажем не предпринимались.
Учитывая конкретные условия: дефицит времени, наличие вспаханного поля в районе места отказа двигателя, отсутствие площадок на пути к аэродрому и достаточную безопасность посадки с убранными шасси на ровную местность на самолёте-низкоплане, решение, принятое экипажем о производстве немедленной посадки является правильным.
Отделениям и индивидуальным членам ФЛА РФ, имеющим в собственности воздушные суда, необходимо своевременно представлять их на очередные переосвидетельствования Технической комиссией ЛТЦ ЛИИ-ФЛА и оформлять продление Удостоверения о годности к полётам.
Авиатехникам, обслуживающим воздушные суда ФЛА РФ пройти в инженерной службе ФЛА аттестацию на присвоение квалификации авиатехника-любителя ФЛА РФ.
Обратить внимание на правильность и своевременность заполнения формуляров самолёта и двигателя и других документов, отражающих техническое обслуживание авиатехники.
Владельцам воздушных судов, занесённых в Реестр ФЛА РФ, не допускать при нанесении на самолёт бортового регистрационного номера символики «RA» вместо «ФЛА РФ», поскольку «RA» свидетельствует о регистрации ВС в Государственном реестре, а не в реестре ФЛА России.
Повторно изучить раздел «Особые случаи в полёте» РЛЭ воздушного судна. Инженерной службе ФЛА РФ усилить контроль за сроками действия Удостоверений о годности к полётам воздушных судов, зарегистрированных в Реестре ФЛА РФ.
Обстоятельства данного происшествия изучить с личным составом ФЛА России.

Начальник лётной инспекции ФЛА РФ Б.А. Волков.