Заключение по результатам расследования авиационного инцидента - посадке на запасной аэродром самолёта Як-18Т № 02022 ФЛА РФ, КВС Иссамулаев А.М. 10.06.2000г.

10 июня 2000г. днём, в простых метеоусловиях, согласно поданной в установленном порядке заявке на полёт и полученному разрешению на вылет самолёт Як-18Т № 02022 ФЛА РФ под управлением экипажа в составе пилота-стажёра Драненко В.В. и КВС, пилота-инструктора Иссамулаева А.М. вылетел из аэропорта Белый ключ (Ульяновск). Цель полёта - перегонка самолёта в Мячково. Первая посадка предусматривалась на аэродроме МВЛ Богородское, запасными были выбраны Владимир и Н. Новгород.
Самолёт Як-18Т (ЕЭВС), заводской номер 7200573 изготовлен Смоленским авиазаводом в 1977г., имел 3 капитальных ремонта. Двигатель М-14П в 1975г., количество ремонтов - 3.
Самолёт зарегистрирован в Реестре ВС ФЛА РФ 07.05.2000г. на частное лицо - Новикова В.Ю.. Удостоверение о годности к полётам действительно до 02.08.2000г.
Самолёт к полёту подготовлен авиатехником Морозовым С.М., заправлен бензином Б-91/115 - 180 л., маслом МС-20 -18 л.
Иссамулаев Аббас Маннафович, 1964г.р., в 1990г. окончил Запорожское авиационное училище, квалификация «лётчик-инструктор-парашютист» на ВС Ан-2. До училища проходил подготовку в учебно-авиационном центре ДОСААФ в Ульяновске и Саранске на самолёте Л-29, в Отделении ФЛА РФ «Авиатех» освоены ВС Як-18Т, Цессна-172, с присвоением квалификации КВС, пилот-инструктор.
Общий налёт 1500час., из них на Як-18Т 250 час. Минимум 150Х2000. Лётных происшествий в прошлом не имел, как пилот-любитель ФЛА РФ аттестован 02.08.1999г.
ВЛЭК пройдена 02.03.2000г., заключение - годен к лётной работе пилотом-любителем, 10.06.2000г пройдены предполётный медосмотр и освидетельствование - «пробу Рапопорта» после посадки - в Гагинской центральной районной больнице.
Драненко Валентин Викторович, 1973г.р. окончил Актюбинское высшее училище ГА в 1994г., работает в Ульяновском ПРАО РОСТО в качестве КВС Ан-2. В настоящий момент проходит стажировку по программе подготовки пилотов-любителей ФЛА РФ.
Морозов Сергей Михайлович, 1962г.р., окончил Харьковское ВАУ в 1985г., на Як-18Т переучен в Ульяновском ШВЛП.
КВС Иссамулаева А.М. обратил внимание в процессе полёта на то, что топливо вырабатывалось лишь из правого топливного бака.
Действия, рекомендуемые РЛЭ самолёта Як-18Т с двигателем М-14П (создание крена 5-7° в сторону бака с меньшим запасом топлива и продолжение полёта до его выравнивания), не привели к желаемому результату.
Поскольку остаток топлива в правом баке не обеспечивал завершения полёта по плану, в районе н.п. Т. Талызино Иссамулаев А.М., действуя в соответствии с рекомендациями п.п. 7.5.4., 7.5.11. НПП ГА-85, принял решение о посадке на выбранном в полёте запасном аэродроме Б. Болдино, находящемся вблизи маршрута.
Расположение аэродромов МВЛ было изучено при проведении предварительной подготовки. КВС не располагал сведениями о технической годности этого аэродрома на текущий день, попытки связаться с ним по радио не увенчались успехом. На запросы ответил работающий на этой же частоте диспетчер аэродрома Гагино, который дал условия и разрешил посадку в Гагино. Аэродром МВЛ Гагино находился на 30 км. дальше, чем Б. Болдино от текущего места самолёта. Оценив расстояние, убедившись в достаточности остатка топлива в правом баке, КВС принял окончательное решение на посадку на аэродроме Гагино, доложив об этом диспетчеру МДП Саранска.
Наличие на борту переносного приёмника спутниковой навигации GPS и подготовленные заранее координаты возможных запасных аэродромов облегчили экипажу поиск аэродрома в условиях дефицита топлива в правом баке, а следовательно и времени полёта.
В случае полной выработки топлива из одного топливного крыльевого бака на самолёте Як-18Т в полёте есть вероятность, что начнётся выработка из другого бака, такие случаи ранее неоднократно отмечались. Но т.к. абсолютной уверенности в этом нет, действия экипажа в создавшихся условиях правильные. Лучше произвести посадку на запасном аэродроме и устранить дефект, чем рисковать оказаться над непригодной для посадки местностью в момент отказа двигателя из-за нарушения топливоподачи. Посадка в 09.45 благополучно.
Следует отметить хорошую подготовку экипажа к полёту по конкретному маршруту.
Данное авиационное событие классифицируется как инцидент согласно п.11 Приложения №1 «Перечень событий, подлежащих расследованию в эксплуатации» ПРАПИ ФЛА 99г.
Созданная распоряжением председателя комиссии по расследованию авиационного инцидента техническая комиссия (Председатель технической комиссии ЛТЦ ЛИИ-ФЛА Криков Ю.Г., исполнительный директор аэроклуба «Антарес» Викторов В.В., авиатехники Морозов С.М., Гвизинский В.Г.) провела работу по выявлению и устранению причин невыработки топлива из левого крыльевого бака, в результате чего пришла к выводу, что причиной была изогнутость дренажной трубки левого бака под левым задним зализом крыла с уменьшением внутреннего проходного сечения трубки, возникшая, вероятно, при сборке самолета.
После устранения дефекта была проведена наземная гонка двигателя при заправке только левого крыльевого бака (после полного слива топлива из топливной системы самолёта). Затем был выполнен облёт самолёта при заправке обоих крыльевых баков по 40 литров бензина по топливомеру, замечаний по работе авиатехники не возникло.
На основании проделанных работ и результатам облёта самолёта техническая комиссия пришла к выводу, что можно разрешить дальнейшую эксплуатацию самолёта.
Изогнутость трубки дренажа под зализом левого крыла с уменьшением проходного сечения трубки явилось следствием недостаточной внимательности техсостава при сборке и эксплуатации самолета.
После перекраски самолёта на его крылья и фюзеляж не нанесены бортовой регистрационный номер и принадлежность к ФЛА РФ.
Авиатехник Морозов С. М. обладает достаточными навыками по обслуживанию данного типа самолёта, приказом к этому виду работы допущен, но не аттестован как авиатехник-любитель Федерации любителей авиации России.
Рекомендовать всем клубам и частным лицам, эксплуатирующим самолет Як-18Т и единичные экземпляры воздушных судов, созданных на его основе, провести внеочередную проверку состояния дренажной системы и уделять повышенное внимание чистоте и исправности системы при дальнейшей эксплуатации.
Отделению ФЛА РФ «Авиатех» нанести на самолёт бортовые опознавательные знаки.
Аэроклубу «Антарес» провести аттестацию Морозова С.М. как авиатехника-любителя ФЛА РФ, поскольку он обслуживает воздушные суда, имеющие бортовой регистрационный номер ФЛА России.
Данный случай изучить с лётным и техническим составом ФЛА России.


Начальник лётной инспекции ФЛА РФ Б.А. Волков.