Заключение по результатам расследования инцидента с самолётом «Авиатика-МАИ 890У» № 02528 ФЛА РФ 30.07.1998 г, г. Пыть-Ях, КВС Толмачёв С.С.
КВС пилот-любитель Толмачёв С. С. выполнял тренировочный полёт. На высоте 500 м. в горизонтальном полёте на скорости 100 км/час произошло самопроизвольное падение оборотов двигателя с 5100 об/мин до 2800 об/мин, другие параметры находились в норме.
КВС перемещением РУД на упор максимального режима увеличил обороты двигателя до 3100 об/мин. Из-за появления запаха бензина обесточил цепи электрического питания.
Выполнять горизонтальный полёт на данном режиме не представлялось возможным, т.к. для сохранения эволютивной скорости было необходимо выдерживать Vy 2-3 м/сек.
В этих условиях выход на площадку Пыть-Ях был невозможен. Пилот принял решение произвести посадку на грунтовую автодорогу. На снижении, убедившись в точности расчёта и захода на посадку, на высоте 50 м произвёл выключение двигателя и выполнил посадку.
При скорости приземления 65 км/час длина пробега составила 70 м. После остановки самолёта пилот покинул кабину, перекрыл топливный кран (управление только снаружи), убедившись в отсутствии течи топлива и определив, что отказ произошёл из-за разрушения фланца крепления правого карбюратора, включил радиостанцию и через борты доложил диспетчеру МДП а/п Сургут о производстве вынужденной посадки.
Толмачёв Сергей Сергеевич, пилот-любитель, 1963 г. рождения, закончил Харьковское ВВАУЛ в 1984 г. Общий налёт составляет 1580 ч., на данном типе - 62 ч. 47 мин.
Самолёт «Авиатика-МАИ - 890У» № 02528 ФЛА РФ, выпущен в 1995 г. Имеет наработку с начала эксплуатации (СНЭ) 48 часов, посадок 98. Ремонтов не было.
Двигатель Rotax-912UL выпуска 1995 г., наработка СНЭ 57 часов, ремонтов не было.
Фактическая погода полёту не препятствовала.
Комиссией данное авиационное событие квалифицировано как инцидент, который произошёл по причине падения мощности двигателя из-за разрушения резинового фланца соединения правого карбюратора с впускным коллектором правых цилиндров двигателя. Нарушений и ошибок пилота при подготовке и выполнении полёта не выявлено. Действия пилота в сложившейся обстановке правильные.
Факторами, обуславливающими проявление данного события, являются:
недостаток конструкции фланца соединения канала подачи ТВС из карбюратора во впускной коллектор двигателя; фланец является консолью, на которой закреплён карбюратор в сборе с воздушным фильтром, что явно не достаточно для крепления при вибрациях двигателя.
Заводу-изготовителю - доработать узел крепления карбюраторов к впускным коллекторам.
По материалам расследования, проведённого комиссией Тюменского МТУ ФАС России.
|