Постановление Правления ФЛА РФ
по результатам расследования катастрофы самолёта «Авиатика-МАИ-890», заводской № 122, не зарегистрированного в Реестре воздушных судов ФЛА РФ и не имеющего Удостоверения о годности к полётам. КВС гражданин Украины Игнатьев Сергей Константинович, не являющийся пилотом-любителем ФЛА РФ.
Катастрофа произошла при выполнении авиационно-химических работ 26 июня
2001 г. в 21.05 московского времени в Грибановском районе Воронежской
области,
Первичное сообщение о катастрофе самолёта «Авиатика-МАИ-890У» № 01835
ФЛА РФ, зав. № 081, принадлежащего Красикову Н.А., на основании которого
принято постановление Правления ФЛА РФ о создании комиссии по расследованию
обстоятельств катастрофы, не соответствует действительности.
Потерпевший катастрофу самолёт «Авиатика-МАИ-890», заводской № 122, принадлежит
«Дельтаклубу МАИ», члену Объединённой Федерации сверхлёгкой авиации (ОФ
СЛА).
.... с целью производства авиационно-химических работ и оформлен на имя....
Купля-продажа оформлена договором….
Три заинтересованных лица: Иванов И.Н., Красиков Н.А. и Виноградов В.В.
создали Отделение ФЛА РФ «Аэро - XXI век», оформили его регистрацию во
ФЛА России.
Примечание: Федерация любителей авиации России (ФЛА России) и Объединённая
Федерация сверхлёгкой авиации (ОФ СЛА) - две совершенно разные, не зависимые
друг от друга общественные организации.
Все трое имеют лётное образование - окончили Харьковское ВВАУЛ в 1981
г. С Игнатьевым С.К.. Ппознакомились с Игнатьевым С.К. ещё в училище -
он тоже был курсантом этого набора.
Единичный экземпляр ВС «Авиатика-МАИ-890», изготовленный из сбор-комплекта,
заводской № 122, в Реестре ФЛА РФ не регистрировался, бортового регистрационного
номера ФЛА РФ не имеет, Технической комиссией ЛИИ-ФЛА не освидетельствовался,
Удостоверения о годности к полётам, установленного во ФЛА РФ образца,
не имеет.
Детали химоборудования приобретались в разных местах. Самолёт в разобранном
виде был доставлен в Воронежскую область, где затем его собрали, а Иванов
И.Н. облетал.
Договор на выполнение авиахимработ, заключён между фирмой «Агродонпродукт»
(заказчиком) и Ивановым И.Н., руководителем Отделения ФЛА РФ «Аэро - XXI
век», (исполнителем), действующим согласно тексту договора на основании
Устава.
Документов, дающих право выполнять АХР, у Отделения ФЛА «Аэро - XXI век»
не было. Выполнение АХР на коммерческой основе не предусмотрено ни Уставом
ФЛА России, ни Уставом Отделения ФЛА РФ. Заключать какие-либо договора
на такие работы (и выполнять эти работы) от имени ФЛА РФ или Отделения
ФЛА РФ Иванов И.Н. не имел права.
Договоров ни на один из видов авиационного страхования заключено не было.
Предъявленная страховка от ущерба «третьим лицам» относится к самолёту
«Авиатика-МАИ-890У» № 01835 ФЛА РФ и к потерпевшему катастрофу самолёту
отношения не имеет.
Договора с хозяйствами заключались через посредника - фирму «Агродонпродукт».
О катастрофе Иванов И.Н. в Правление ФЛА РФ не сообщил, мотивируя: самолёт
не ваш, лётчик не ваш, хотя АХР выполнялись от имени Отделения ФЛА РФ,
а бортовой № 01835 ФЛА РФ «Авиатики-МАИ-890У», т.е. другого самолёта,
оказался в первичном сообщении.
Предварительная заявка на полёты в органы ОрВД не подавалась, разрешение
на использование воздушного пространства не запрашивалось и не выдавалось,
полёты выполнялись без радиосвязи и без метеообеспечения, никакой информации
о данном воздушном судне органы обслуживания воздушного движения аэропорта
Воронеж не имели (прилож. № на 1 стр. - Справка по плану использования
воздушного пространства).
Бензин для полётов (автомобильный Аи-95) куплен на автозаправочной станции
в г. Борисоглебске, хранился в алюминиевых канистрах. Какие-либо паспортные
данные на него отсутствуют, со слов Иванова И.Н. при покупке с паспортом
на топливо знакомились.
Готовили самолёт к вылетам Иванов И.Н. и Виноградов В.В., они же проводили
регламентные работы.
Прохождение медконтроля перед вылетом - согласно п. 4.12.5. НПП ГА-85,
но без документального оформления.
Игнатьев Сергей Константинович, 1955г. рождения, гражданин Украины, общий
налёт 1500 часов на самолётах Л-29, Л-39, МиГ-21, МиГ-23, из них в качестве
КВС - 1350 часов.
Допуск к полётам на «Авиатике» - в Свидетельстве авиационного
спортсмена ДОСААФ СССР, выданном организацией «Украiнська школа пилотiв»
15 жовтня (октября) 1998 г. Общий налёт на «Авиатике-МАИ-890» не известен18
час, все в качестве КВС, налёт в Отделении ФЛА «Аэро - XXI век». 9 час,
из них самостоятельно 7 час.» Как пилот любитель ФЛА РФ не аттестовывался.
Очередное медицинское освидетельствование по форме № 086/У пройдено 21
мая 2001 г.
Иванов Илья Николаевич, общий налёт 2000 часов на Л-39, МиГ-21, Ан-26,
Як-18Т, Авиатика -890, 890У. Переучивание на самолёты «Авиатика-МАИ-890У»
и « -890» с двигателями Rotax-912, Rotax-582 прошёл в 2000 г. ВЛЭК пройдена
16.11.2000г.
Виноградов Валерий Владимирович, общий налёт 1500 часов не известен -
на самолётах Л-29, Л-39, МиГ-21, МиГ-29, из них в качестве КВС - 1350
часов; налёт на «Авиатике МАИ-890» и справка ВЛЭК не представлены.18 час.,
все в качестве КВС. 1600 час. на Л-29, Л-39, МиГ-21, МиГ-29, Ав..
.Красиков Николай Александрович непосредственного участия в событиях,
связанных с катастрофой не принимал по болезни.
Каких-либо документов, подтверждающих подготовку Иванова И.Н., Виноградова
В.В., Красикова Н.А. как авиационных техников ФЛА РФ комиссии не представлено.
Самолёт «Авиатика-МАИ-890» разработан ОСКБЭС МАИ в составе АО «Авиатика»
в 1990г. Это одноместный многоцелевой лёгкий самолёт - биплан, количество
членов экипажа - 1. Двигатель Rotax-582, Rotax-912ULS, мощность 100л.с.
Самолёт «Авиатика-МАИ-890», заводской номер 122 изготовлен Московским
авиационным производственным объединением (МАПО) в виде набора (сбор-комплекта)
в 1993 г.
Согласно ответу Главного конструктора ОСКБЭС МАИ Горюнова Н.П. на запрос
инспекции ФЛА сборкомплект, заводской номер 122 в середине 90-х годов
был в числе других передан в дельтаклуб МАИ для экспериментальных работ.
Как собирался и где использовался самолёт до авиационного происшествия
в формуляре самолёта не отмечено. На самолёте установлен двигатель Rotax-912ULS,
доработана топливная система, установлено оборудование для выполнения
АХР. «Авиатика-890», заводской номе 122 изготовлена Московским авиационным
производственным объединением (МАПО) в виде набора в 1993 г. Как собирался
и где использовался до авиационного происшествия в формуляре самолёта
не отмечено. На самолёте выполнены следующие доработки:
установлен двигатель Rotax-912ULS;
доработана топливная система:
дополнительно установлено оборудование для выполнения АХР (бак для жидких
химикатов ёмкостью приблизительно 120 литров, распылительные устройства).
Эксплуатационная документация на момент авиационного происшествия не оформлена
(работа по сборке после перевозки к месту АХР, выполнение регламентных
работ, контроль состояния, облёт, уточнения РЛЭ после установки оборудования
для АХР по скорости сваливания).
Несмотря на много раз заданные вопросы (в том числе и в письменном виде
под расписку) Иванов И.Н. не ответил кто и где собирал самолёт первоначально,
кто является собственником самолёта, какими документами подтверждается
право собственности, на основании каких документов самолёт использовался
в Отделении ФЛА «Аэро - XXI век», где взят двигатель Rotax-912ULS, не
ответил и на другие - всего 16 вопросов, относящихся к самолёту.
Из показаний Виноградова В.В.: Красиков Н.А. приобрёл самолёт «Авиатика-890У»
(МАИ-890У)...В свободное от работы время мы вместе с Ивановым дооборудовали
самолёт - т.е. изготавливали и устанавливали на самолёт распылители для
распыления жидкости... 10 - 12 июня мы закончили монтировать данное оборудование
на самолёте «Авиатика-890У», провели испытания на земле.
Предварительная заявка на полёты для выполнения АХР на самолёте «Авиатика-МАИ-890»,
КВС Иванов И.Н., Виноградов В.В., Игнатьев С.К. в органы ОрВД не подавалась,
разрешение на использование воздушного пространства не запрашивалось и
не выдавалось, полёты выполнялись без радиосвязи и без метеообеспечения,
никакой информации о данном воздушном судне органы обслуживания воздушного
движения аэропорта Воронеж не имели.
Бензин для полётов Аи-95 куплен на автозаправочной станции в г. Борисоглебске,
хранился в алюминиевых канистрах. Какие-либо паспортные данные на него
отсутствуют.
Готовили самолёт к вылетам Иванов И.Н. и Виноградов В.В.
Фактическая погода полётам не препятствовала.
После завершения работы в Озёрном (Большие Алабухи) Иванов И.Н. перегнал
самолёт к месту производства работ в колхозе «Большевик». Полёты планировалось
выполнять, используя в качестве ВПП асфальтированный участок автодороги
Малые Алабухи - Павловка (курс взлёта 333°, ширина асфальта 8 м, грунтовая
часть по 3 м в стороны от асфальта) в месте её пересечения с трассой Грибановка
- Большие Алабухи - Уварово. Левее (в сторону взлёта самолёта) от трассы
Грибановка - Уварово проходит лесополоса, а непосредственно за ней, в
37 метрах от оси трассы - межколхозная ЛЭП высотой 10 м.
В 21.05 местного времени пилот Игнатьев С.К. взлетел с курсом 333°. Точка
начала движения самолёта - перекрёсток дорог. От этой точки до линии ЛЭП
расстояние 37м. Начал ли КВС разбег сразу или прорулил какое-то расстояние
перед началом разбега установить не удалось.Первичное сообщение о катастрофе
самолёта «Авиатика» МАИ-890У № 01835 ФЛА РФ, заводской номер 081, принадлежащего
Красикову Н.А., не соответствует действительности.
Катастрофа единичного экземпляра воздушного судна «Авиатика-МАИ-890» изготовленного
из сбор-комплекта, заводской номер 122, с двигателем Rotax-912ULS, пилотируемого
КВС Игнатьевым С.К., произошла 26 июня 2001 г. во время выполнения АХР
в колхозе «Большевик» в первом полёте на обработку раствором ядохимикатов
поля кукурузы, при выполнении разворота для захода на первый гон в 21.05
московского времени. Взлёт прошёл нормально. Поле, подлежащее обработке,
расположено слева сзади от точки взлёта, сигнальщики отсутствовали. После
отрыва и набора высоты от 10 до 30 метров (разница в показаниях очевидцев)
Игнатьев С.К. начал выполнять левый обратный стандартный разворот с креном
30°-45° для захода на гон. Все очевидцы, работники колхоза «Большевик»,
отмечают, что разворот был очень крутой, и что самолёт потом стал неожиданно
носом вниз падать и ударился о землю передней частью самолёта.
Более подробно происходящее описано Ивановым И.Н.:
«Я видел как Игнатьев произвёл взлёт и набор высоты где-то до 10 метров
над полем. После этого он ввёл самолёт в левый разворот с креном приблизительно
30°-45°. Я увидел, что взлёт прошёл вроде нормально, перестал наблюдать
за полётом и пошёл в сторону нашего автомобиля. Сделав несколько шагов,
я вдруг услышал крики людей и когда повернулся в сторону взлёта самолёта,
то увидел, что самолёт снижается с углом тангажа порядка минус 70° и с
левым креном, т.е. нос самолёта был направлен вниз в сторону земли на
70°. Высота в этот момент была в пределах 1,5 - 2 м над землёй. После
этого произошёл удар о землю. Самолёт ударился носом и левым крылом о
землю одновременно. Это произошло в поле № 2 порядка 300 м от места заправки».
При столкновении самолёта с землёй пилот Игнатьев Сергей Константинович
погиб.
На самолёте «Авиатика-890» не предусмотрены средства объективного контроля,
анализировать ситуацию последних минут полёта можно только по показаниям
очевидцев, представленным материалам, осмотру обломков самолёта и места
происшествия.
Авиационная техника была работоспособна до момента удара о землю. Главной
причиной, обусловившей авиационное происшествие, явились нарушения
при организации полётов, в частности выполнение АХР на самолёте, не имевшем
удостоверения о годности к полётам. Ни самолёт, ни пилот Игнатьев С.К.
не допущены к данному виду работы. Наиболее вероятно, непосредственной
причиной катастрофы могла стать ошибка в технике пилотирования пилота
Игнатьева С.К.
Судя по показаниям очевидцев, разворот выполнялся на малой высоте, ипилотом
был превышен допустимый крен, ограниченный для каждого конкретного режима
полёта рекомендациями РЛЭ, что само по себе приводит к потере высоты.
Кроме того, судя по характеру столкновения самолёта с землёй, в процессе
выполнения разворота с большим креном (30°-45° по показаниям Иванова И.Н.)
Игнатьев С.К., пытаясь предотвратить неизбежное в этом случае снижение
самолёта, скорее всего взятием ручки управления на себя вывел самолёт
на большие углы атаки, что привело к сваливанию на скорости, б?льшей,
чем он возможно ожидал.
Полётная масса самолёта по показаниям Виноградова В.В. - при полной заправке
топливом 37 кг и 100 литров хим. жидкости: 480 - 495 кг при предельно
допустимой 515±3 кг.
Рассчитать фактическую центровку самолёта нет возможности в виду отсутствия
сведений по самолёту «Авиатика-МАИ-890» с двигателем Rotax-912ULS и опрыскивателем
в комплекте, применённом на данном самолёте.
Документальные данные об обслуживании самолёта перед полётом не представлены.
Дефектация двигателя и сохранившихся деталей, агрегатов, узлов конструкции
самолёта, осмотр места авиационного происшествия, показания очевидцев
позволяют сделать вывод, что разрушение воздушного судна началось при
столкновении с землей.
На сохранившихся деталях, агрегатах, узлах и других фрагментах конструкции
самолёта «Авиатика-МАИ-890», заводской номер 122, конструктивных и производственных
недостатков не обнаружено.т.
Все разрушения и деформации на деталях, агрегатах, узлах и других фрагментах
конструкции самолёта - результат столкновения его с землей.
Наиболее вероятной причиной катастрофы явилась недоученность пилота Игнатьева
С.К. на самолёте «Авиатика-890» и переоценка им возможностей своих и самолёта,
игнорирование рекомендаций РЛЭ в части превышения допустимого крена на
развороте..
Те маневры, которые возможно выполнить при полётах на самолётах-истребителях
и других, освоенных Игнатьевым типах самолётов, оказались невозможными
на самолёте «Авиатика-МАИ-890», самостоятельно и несанкционированно переоборудованном
в сельскохозяйственный вариант, с его относительноо столь малой тяговооружённостью.
В ходе расследования выявлены нарушения:
- отсутствие допуска к полётам на АХР на самолёте «Авиатика-МАИ-890» у
пилотов Игнатьева С.К., Иванова И.Н. и Виноградова В.В.;
- отсутствие Удостоверения о годности к полётам самолёта «Авиатика-890»,
заводской № 122, с двигателем Rotax-912ULS в какой-либо категории;
- несанкционированное переоборудование самолёта в сельскохозяйственный
вариант;
...не имеет допуска к обслуживанию самолёта «Авиатика-890», как авиатехник
ФЛА РФ не аттестован, допуск к обслуживанию двигателя"Rotax-912ULS",
выданный “Авиагаммой”, просрочен;
- отсутствие страхового полиса гражданской ответственности;
- заключение договора на выполнение авиационно-химических работ руководителем
Отделения ФЛА РФ «Аэро - XXI век» Ивановым И.Н., действующим согласно
тексту договора на основании Устава Отделения ФЛА, хотя Уставом выполнение
АХР на коммерческой основе не предусмотрено;
- фактическое выполнение этих работ членами Отделения ФЛА и Игнатьевым
С.К.;
- допуск к работе недостаточно подготовленного к АХР пилота Игнатьева
С.К.;
- полёты без заявок, получения разрешения на использование воздушного
пространства, без метеообеспечения, без связи с органами ОрВД;
- несообщение о катастрофе самолёта его владельцами в Правление ФЛА РФ;
Заключать договора на авиационные виды страхования.
В целях быстрого расследования авиационных происшествий Отделениям ФЛА
РФ, владельцем воздушных судов немедленно сообщать о случившемся в Региональный
и Центральный органы ФЛА РФ (согласно п.2.3. ПРАПИ ФЛА 99г.).
- попытку выдать потерпевший катастрофу самолёт «Авиатика-890», зав. №
122, не зарегистрированный в Реестре воздушных судов ФЛА РФ и не имеющий
Удостоверения о годности к полётам установленного во ФЛА образца за самолёт
«Авиатика-МАИ-890У» № 01835 ФЛА РФ, зав. № 081, принадлежащий Красикову
Н.А.
Правление ФЛА РФ, ознакомившись с выявленными в ходе расследования катастрофы
самолёта «Авиатика-МАИ-890» нарушениями напоминает и постановляет:
1. В Отделениях ФЛА не допускать полётов на не зарегистрированных и не
прошедших техническое освидетельствование воздушных судах. Воздушные суда,
зарегистрированные в Реестре ФЛА РФ, эксплуатировать только в уставных
целях.
2. Любому гражданину или группе граждан, занимающихся коммерческой деятельностью,
если он (они) при этом одновременно являются членами ФЛА РФ, не заключать
никаких договоров на авиационные виды деятельности на коммерческой основе
и не выполнять такие полёты от имени ФЛА РФ или Отделения ФЛА РФ, поскольку
это противоречит уставным целям ФЛА. Если Правлению ФЛА РФ станет известно
о заключении подобного договора, будут приниматься меры к его расторжению.
3. Исключить случаи полётов без заявок, получения разрешения на вылет,
метеообеспечения.; пПрохождение медосмотра экипажами перед вылетом оформлять
в задании на полёт или специальном журнале.
4. В целях быстрого расследования авиационных происшествий владельцам
воздушных судов немедленно сообщать о случившемся в Правление ФЛА РФ.
5. Отделение ФЛА «Аэро-ХXI век» (Иванов И.Н., Красиков Н.А., Виноградов
В.В.) из членов ФЛА России исключить;
6. Свидетельство пилота-любителя № 0419, выданное Иванову И.Н. в сентябре
1989 г. считать погашенным;
7. Самолёт «Авиатика-МАИ-890У» № 01835 ФЛА РФ, зав. № 081, принадлежащий
Красикову Н.А., из Реестра воздушных судов ФЛА исключить, Главному инженеру
ФЛА РФ Шнырёву А.Г. оформить документ о снятии воздушного судна с регистрации
и вручить хозяину воздушного судна под расписку.
8. Данное происшествие изучить с личным составом ФЛА РФ.
Президент ФЛА России
Заболотский В.В.
|