Заключение по результатам расследования АПбЧЖ гидросамолета Че-22 № 02593 ФЛА РФ, принадлежащего ООО «Лист-Авиа», 16 июня 1998 г. в акватории озера Сестрорецкий Разлив.


Расследование проведено комиссией СПРЦ ЛА в С.-Петербурге по согласованию с Вице-президентом ФЛА РФ Заболотским В.В.
При выполнении задания: полёты по кругу и в зону (УТП) в районе озера Сестрорец­­кий Разлив 16 июня 1998г. 12ч.25мин. (по Гринвичу) в простых метеоусловиях на взлёте произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с самолётом Че-22 № 02593 ФЛА РФ. На борту находились 3 человека (КВС и 2 члена экипажа).
Метеоусловия: облачность 1200-1500 м, видимость более 10 км, ветер 100-120° 5-6, порывы 8 м/сек, волнение 0.2 м.
В 16 ч. 20 мин. после запуска и прогрева двигателей произведено руление самолёта с места стоянки по акватории озера к месту старта. Взлёт самолёта планировался в направлении строго против ветра на свободном и ранее облётанном пространстве озера.
Во время руления с опущенным концевым поплавком левой плоскости КВС были выполнены все необходимые действия перед взлётом: выпуск закрылков во взлётное положение, проверка эффективности рулей управления, проверка устойчивости руления, оценка метеоусловий перед взлётом, уточнение курса взлёта против направления ветра, уточнение отсутствия препятствий на полосе взлёта, запрос РП на руление к исполнительному старту, контроль показаний приборов, контроль осадки корпуса лодки.
После чего КВС выполнил правый доворот на ветер по курсу взлёта с одновременным увеличением оборотов двигателей. Произошел отрыв поплавка левой плоскости от поверхности воды и выход самолёта в горизонтальное положение с разгоном скорости. Самолёт быстро вышел на режим глиссирования (на редан). КВС вывел двигатели на взлётный режим с одновременным выводом самолёта на оптимальные углы атаки. Во время глиссирования на скорости 70 км/час самолёт начал «раскачку» по тангажу, затем выполнил самопроизвольный резкий отрыв от воды с последующим «клевком» носом в воду. Вследствие удара о воду произошло разрушение носовой части кабины и наполнение самолёта водой. Самолёт остановился, уткнувшись носом в дно. КВС и два члена экипажа выбрались из кабины на глубине 1,5 м и на спасательном катере были доставлены на берег.
В связи с недостаточностью материалов комиссия может высказать только предположительные причины АП.
Во время взлёта самолёта Че-22 произошло барсирование по верхушкам волн, что в сочетании с турбулентностью окружающего воздуха из-за обтекания ветром близлежащего острова привело к преждевременному отрыву и последующему сваливанию самолёта.После падения самолёта в воду произошло разрушение носовой и хвостовой части фюзеляжа самолета. Телесных повреждений у экипажа нет.
Комиссия установила, что предположительной причиной АП явился непроизвольный преждевременный отрыв вследствие барсирования и турбулентности окружающего воздуха вследствие обтекания ветром близлежащего острова Угольный.
КВС Екатериничев Борис Павлович, 1951 г. рождения, 1 класс авиации ДОСААФ, пилот инструктор, образование: 1990г. Тамбов - курсы по подготовке на командира звена, 1991г. Брянск - курсы по подготовке на заместителя начальника по летной подготовке, Академия гражданской авиации, научно-методический комплекс. Гидрометеоинститут в 1971 г., Свидетельство лётчика авиации ДОСААФ N 04889, Свидетельство пилота-любителя России N 2811, минимум погоды для Че-22 300х3000; Общий налет - 2539 час. На данном типе 30ч. 33 мин. Авиационных происшествий и предпосылок к ним в прошлом не имел.
Оценка профессиональной подготовленности КВС: допущен к тренировочным и инструкторским полётам на гидросамолёте Че-22 по кругу, в зону и по маршрутам с посадкой на площадки (акваторию), подобранные с воздуха, днем в ПМУ.
Инженерно-техническое обеспечение полётов осуществляется Екатеринечевым Б.П., прошедшим обучение на заводе-изготовителе и допущенным к обслуживанию.
Гидросамолет - амфибия Че-22 ФЛА РФ № 02593, зав.N б/н, производство ООО «Гидроплан», Самара. Выпущен 11.06.97г. Налет с начала эксплуатации - 30 час. 33 мин. коли-чествово посадок - 42; количество ремонтов - 2, ремонтный завод ООО «Гидроплан».
Количество и тип ГСМ: заправка 40л. АИ-92, масло Super-2Т 1:50, замечаний к авиатехнике не было
Данные об аэродроме: площадка временного базирования - акватория озера Сестрорецкий Разлив. Полёты производились в соответствии с временным руководством по эксплуатации гидроаэродромов СПРЦ ЛА. Порядок производства полётов на акватории озера Сестрорецкий Разлив согласован с СПРЦ ЛА.
Страховка самолета Че-22 № 02953 ФЛА РФ отсутствует.
Рекомендации комиссии:
- Разработать и утвердить инструкцию по швартовке ЧЕ-22, как на аэродроме, так и на акватории.
- Ввести в состав имущества самолета якорь и др. швартовочные приспособления.
- Ввести контроль покупных материалов на старение и механическую прочность.
- Для подтверждения результатов механических характеристик несущих конструкций хвостовой балки полученных на АРЗ № 20 КБ «Гидроплан» провести испытания прочностных характеристик образцов, вырезанных из разрушенной балки.

По материалам расследования.

Президент ФЛА России

Заболотский В.В.