Заключение по результатам расследования катастрофы самолёта Дракон № 17033 07.06.1997 г., Большая Глушица Самарской обл, КВС Таюкин А.Ю..
Катастрофа. произошла 07.06.97 г. в 2 км южнее р/ц Большая Глушица Самарской
обл. Самолёт принадлежал клубу «Аэропракт», руководитель Вахрушев Игорь
Алексеевич.
КВС Таюкин Андрей Юрьевич, 35 лет, образование высшее КуАИ, как пилот-любитель
аттестован 24.02.1992 г., общий налёт 350 ч, на данном типе 157 ч., медицинский
допуск: ВЛК ВК Самарской обл от 25 апреля 1997 г.
Учебно-тренировочный самолёт «Дракон», число членов экипажа - 2, эксплуатируется
с 1996 г., налёт 154 часа, построен клубом «Аэропракт», зарегистрирован
12.01.1996 г. в Регистре воздушных судов Самарской областной ФЛА (СОФЛА),
бортовой номер 17033, свидетельство выдано решением ТК и ЛМК СОФЛА от
12.01.1996 г.
Схема летательного аппарата классическая - подкосный высокоплан, шасси
трёхколёсное с носовой опорой.
Двигатель с толкающим винтом, на центроплане за кабиной пилотов, поршневой
двухтактный двухцилиндровый Rotax-582, воздушный винт диаметром 1,7 м,
система охлаждения жидкостная. Масса пустого летательного аппарата 310
кг, максимальная взлётная масса 520 кг, диапазон полётных центровок 25
- 30 % САХ.
Полёты производились с незарегистрированной в ФЛА площадки, без согласования
с органами УВД и руководства Самарской ФЛА, руководство полётами не осуществлялось,
проводилось катание пассажиров - знакомых пилотов.
Было произведено шесть полётов по произвольной схеме в районе площадки
с удалением от старта не более 2 км. Высота полёта на круге - в пределах
30 - 100 м.
Метеоусловия - облачность 1 балл, температура наружного воздуха 27° С,
давление 759,7 мм. рт. ст., ветер северо-северо-западный 1 - 2 м/сек.
В 17.50 - 18.00 был произведён взлёт экипажем с пилотом Таюкиным А.Ю.
и пассажиркой Каюровой Е.С. Был выполнен полёт в виде восьмёрки с проходом
на высоте 20 -30 м. После прохода над взлётной полосой на скорости 110
- 120 км/час был произведён крутой разворот в правую сторону с креном
60 - 75°, в конце которого самолёт пошёл отвесно вниз с высоты 30 - 40
м и столкнулся с землёй.
Предполагаемая скорость столкновения самолёта с землёй 120 - 140 км/час.
При ударе о землю пилот и пассажирка погибли. В течение полёта двигатель
работал нормально, свидетели перебоев не отмечают. Непосредственно перед
падением было зафиксировано резкое увеличение громкости звука работы двигателя.
Свидетелями, прибывшими на место происшествия, были извлечены тела без
признаков жизни.
В крови трупа Таюкина А.Ю. обнаружен этиловый спирт в концентрации 0,77
%%, что соответствует опьянению лёгкой степени.
Непосредственной причиной лётного происшествия явилось нарушение
пилотом инструкции по лётной эксплуатации самолёта - глубокий вираж выполнялся
на скорости, меньшей скорости сваливания для данного угла крена и последующим
срывом в крутой штопор.
Проведено общее собрание СОФЛА. Обстоятельства и причины катастрофы доведены
до каждого члена СОФЛА. Обращено особое внимание на изучение инструкций
по лётной эксплуатации воздушных судов. Руководителям клубов предписано
произвести проверку знаний личным составом Руководств по лётной эксплуатации
воздушных судов, на которых выполняются полёты.
Комиссия рекомендует:
- Зарегистрировать в районе г. Самары площадки для полётов с грунта.
- Обязать руководителей клуба вести строгий контроль за дисциплиной, правильностью
выполнения полётов и руководством полётами.
- Технической и Лётно-методической комиссиями СОФЛА провести семинар с
членами Федерации по лётным ограничениям при выполнении различных эволюций.
По материалам расследования, проведённого
комиссией СОФЛА в июне 1997 г.
|