Постановление Правления ФЛА РФ по результатам расследования катастрофы 14 октября 2001г самолёта Л-32 «Майя» № 01759 ФЛА РФ в районе Митино Заокского района Тульской области, КВС Поречный С.Ф., на борту также находился Куроленко С.В.
Самолёт L-32 «Maja» 06.10.2001 г. Куроленко С.В. купил у
Филипченко А.А. Отделение ФЛА РФ «Лётная школа-П», руководитель Поречный
С.Ф., базируется в аэропорту Тула (Клоково) на основании договора о совместной
деятельности. Полёты производились согласно «Инструкции по производству
полётов в районе аэродрома Клоково» с Изменениями и дополнениями, предусматривающими
базирование и полёты воздушных судов ФЛА.
КВС Поречный Сергей Фёдорович, 1963 г.р, образование - Саратовское ВВАУЛ
в 1984 г., лётчик-инженер 2 класса, летал на вертолётах Ми-24, Ми-8, в
аэроклубе освоил самолёт
Як-52, в 1995 г. уволен из армии. Общий налёт 1500 часов. Другие освоенные
типы - Ми-2, Як-12М, Ан-2, А-27. Пилот-любитель ФЛА с допуском к полётам
на Як-12М и Ан-2.
Куроленко Сергей Владимирович, 1964 г.р., образование высшее, общий налёт
около 50 часов на Ми-2. Членом ФЛА РФ не являлся, как пилот-любитель не
аттестовывался.
Самолёт L-32 «Maja» производства Чехии, фюзеляж-монокок пластиковый, крыло
с закрылками. Расположение экипажа в кабине рядное. Максимальная скорость
170 км/час. ВФШ 3-х лопастный, двигатель «Rotax-582». Передняя стойка
шасси управляемая, основные колёса тормозные. Ручка управления на самолёте
одна, малой величины, и находится между креслами пилотов. Ранее самолёт
был зарегистрирован в Реестре ВС ФЛА РФ.
Согласно п.7 «Положения о порядке регистрации воздушных судов ФЛА РФ»
Свидетельство о регистрации утратило силу в связи с изменением владельца
воздушного судна. Кроме того Удостоверение о годности к полётам было действительно
до 9.10. 2001г.
Следовательно с момента продажи самолёта прежним владельцем, выполнение
полётов на этом самолёте с использованием судовых документов и бортового
регистрационного номера 01759 ФЛА РФ до момента перерегистрации было не
правомерно.
Куроленко С.В. не подавал заявления ни в Правление ФЛА РФ, ни руководителю
Отделения ФЛА «Лётная школа-П» с просьбой о приёме его в члены ФЛА, членом
ФЛА РФ не являлся и не имел права принимать участие в полёте на самолёте
с использованием бортового регистрационного номера ФЛА РФ, о чём Поречный
С.Ф. безусловно был осведомлён.
14.10.2001 г. из аэропорта Тула (Клоково) в не установленное время Поречный
С.Ф. и Куроленко С.В на самолёте L-32 «Maja» № 01759 ФЛА РФ вылетели
согласно заявлениям членов Отделения ФЛА по учебному маршруту Тула-Барсуки-Рюриково-Бунырёво-Теряево-Венёв-Акулинино-Высокое-Медвенка-Тула.
Фактическая погода полёту не препятствовала.
Насколько точно выполнялся полёт по линии пути установить не представляется
возможным - на самолёте нет средств объективного контроля, радиосвязь
ни с одним диспетчерским пунктом не велась. На участке маршрута Бунырёво
- Теряево экипажем допущено уклонение влево на 20 км (расстояние от ЛЗП
до места катастрофы).
В районе деревни Митино Заокского района Тульской области примерно в 14
часов московского времени самолёт столкнулся с землёй под большим углом,
КВС Поречный С.Ф. и Куроленко С.В. от полученных травм скончались на месте
происшествия.
Заявка на выполнение полётов по учебно-тренировочным маршрутам на 14.10.01г
подана с аэродрома взлёта Мясново на Ан-2 и Як-12, самолёт L-32 «Maja»
в заявке не указан. Плана на использование воздушного пространства с аэродрома
Тула (Клоково) не было.
Согласно информации от Старшего штурмана МЗЦ ЕС ОрВД Ромашкина О.В. учебно-тренировочные
маршруты по этому плану выполняются в южном направлении от города Тула;
появление воздушного судна Л-32 «Майя» № 01759 в месте катастрофы Московским
ЗЦ классифицируется как нарушение Правил использования воздушного пространства.
Готовил самолёт к полёту Поречный С.Ф., который как авиатехник ФЛА РФ
не аттестовывался. Поречный С.Ф. и Куроленко С.В. не проходили предполётного
медицинского контроля, не получали необходимую метеоинформацию.
АДП аэропорта ГА Тула на аэродроме Клоково не работал, в АДП воинской
части КВС Поречный С.Ф. решения на вылет не принимал, диспетчерское разрешение
на вылет ему не выдавалось, время его вылета и маршрут полёта диспетчеру
не известны. Разрешение на использование воздушного пространства получено
Поречным С.Ф. по мобильному телефону.
В нарушение «Инструкции по производству полётов в районе аэродрома Тула-Клоково»
при вылете 14.10.2001 г. самолёта L-32 «Maja» руководство полётами не
осуществлялось.
Руководитель полётов воинской части ввиду отсутствия в этот день полётов
воздушных судов своего ведомства на рабочем месте диспетчера не находился.
«Инструкцией» предусмотрено УВД с выездного старта при полётах только
воздушных судов ФЛА, однако используемая для этого радиостанция обеспечивает
радиосвязь до дальности примерно 20 км, что не обеспечивает связь на глубину
учебного маршрута.
Несмотря на то, что п. 3.2. «Договора о совместной деятельности» предусматривает
ответственность Отделения ФЛА за организацию и проведение полётов, заместитель
председателя Отделения ФЛА РФ «Лётная школа-П» Валуев Е.Н. при вылете
Поречного С.Ф. и Куроленко С.В. с аэродрома Тула (Клоково) не присутствовал,
руководство вылетом не обеспечил.
Это привело к тому, что не было обнаружено отсутствие самолёта по истечении
расчётного времени полёта по учебному маршруту, не были организованы поиски.
Сообщение о катастрофе получено от жителя деревни Митино Линёва Н.В.,
который случайно обнаружил место падения самолёта примерно в 17 часов
московского времени при прогулке с собакой.
Полётная масса и центровка самолёта при вылете не выходили за допустимые
пределы.
На обнаруженной в кабине самолёта полётной карте Поречного С.Ф. маршрут
полёта не нанесён. Полёт выполнен с уклонением от сообщённого членами
Отделения маршрута - место катастрофы удалено от ближайшего участка маршрута
на 20 км, непосредственно перед падением самолёта выполнялись полёты над
деревней Митино с переменным профилем.
По результатам осмотра конструкции можно предположить, что двигатель в
момент столкновения воздушного судна с землёй работал, что все повреждения
воздушного судна - результат его столкновения с землёй. Поэлементная проверка
управления воздушным судном позволяет утверждать, что в полёте система
управления была работоспособна.
На основании осмотра места происшествия, расположения обломков и характера
разрушения конструкции можно сделать вывод, что самолёт столкнулся с землёй
при отсутствии значительных кренов и вращения, предположительно со скоростью
порядка 170 км/час, с углом наклона траектории не менее 45°, о чём свидетельствует
характер разрушения фюзеляжа и малый разброс обломков от точки первого
касания земли.
Наиболее вероятно, что Поречный С.Ф. передал управление Куроленко С.В.,
или Куроленко С.В. вмешался в управление, а малая величина единственной
ручки управления и её расположение между сиденьями пилотов не позволили
Поречному С.Ф. своевременно исправить ошибку, допущенную Куроленко С.В.,
возможна ошибка самого Поречного С.Ф.
В связи с отмечаемой повышенной реакцией данного типа самолёта на отклонение
рулей действия лётчиков осложнились неожиданностью ситуации, возможной
несогласованностью рефлекторных действий в первый момент её возникновения,
особенностью расположения ручки управления и теснотой кабины.
По этим причинам вероятно сваливание с крутого виража на малой высоте.
В этом случае могло хватить высоты только для прекращения вращения и не
хватить для вывода в горизонтальный полёт. Эти же причины могли привести
к резкому увеличению угла наклона траектории и увеличению скорости, а
дефицит времени из-за недостаточной высоты полёта не позволил исправить
положение. Этому способствовали. недостаточность навыков Поречного С.Ф
в пилотировании данного типа самолёта и переоценка им своих возможностей.
Основной причиной лётного происшествия явилось крайне неудовлетворительное
состояние организации лётной работы в Отделении ФЛА РФ «Лётная школа-П»
из-за недисциплинированности руководителя Отделения Поречного С.Ф. и его
заместителя Валуева Е.Н.
Это выразилось в отсутствии аварийно-спасательного обеспечения и руководства
полётами, в полётах недостаточно подготовленного к пилотированию данного
типа самолёта руководителя Отделения Поречного С.Ф., его полётах «под
флагом ФЛА РФ» с владельцем самолёта Куроленко С.В. на борту на не прошедшем
перерегистрирацию самолёте (и просроченным Удостоверением о годности к
полётам), полёте с отклонением от запланированных маршрута, типа самолёта,
аэродрома взлёта, без необходимой предполётной подготовки.
Прежний владелец воздушного судна Филипченко А.А. в ситуации, предшествовавшей
событиям, выступал не только в качестве продавца самолёта, но и в качестве
инструктора. Прекрасно осознавая недостаточность подготовки Поречного
С.Ф. к полётам в качестве КВС на самолёте L-32 «Maja», тем не менее не
предпринял попытки предотвратить перелёт Поречного С.Ф. из Мячково в Тулу
08.10.2001 г. и его дальнейшие полёты до прохождения программы переучивания,
что следует из объяснения Филипченко А.А. и его ответа на дополнительно
заданные вопросы.
Недостатки, выявленные при расследовании.
Не соблюдена процедура перерегистрации самолёта при смене владельца, что
является нарушением нормативных документов Федерации.
Полёт выполнялся с просроченным Удостоверением о годности к полётам и
без судовых документов на борту воздушного судна.
КВС Поречный С.Ф. не прошёл программу переподготовки на самолёт L-32 «Maja»
в достаточном объёме, не имел права выполнять полёты на нём в качестве
КВС и тем более брать с собой в полёт владельца самолёта Куроленко С.В.
Куроленко С.В. не является членом ФЛА РФ, не аттестован как пилот-любитель,
полёты на воздушном судне с неправомерным использованием бортового регистрационного
номера ФЛА РФ выполнял в нарушение принятых правил.
Заявка на полёт подана для вылета с аэродрома Мясново на самолёты Ан-2
и Як-12М, вылет произведён на самолёте L-32 «Maja» № 01759 ФЛА РФ с аэродрома
Клоково.
Экипаж не проходил предполётный медконтроль, не получал метеоконсультацию.
Полёт выполнялся без радиосвязи и аварийно-спасательного обеспечения.
На полётной карте не нанесён маршрут полёта, место катастрофы расположено
в 20-и км от ближайшей точки маршрута, сообщённого комиссии заместителем
Поречного С.Ф. Валуевым Е.Н.
Поречный С.Ф., обслуживая воздушное судно, как авиатехник ФЛА не аттестовывался.
В связи с вышеизложенным Правление ФЛА России постановляет:
Отделение ФЛА РФ «Лётная школа-П» за допущенные нарушения организации
и правил полётов из членов ФЛА РФ исключить.
Правление рекомендует:
Повторно изучить действия в особых случаях полёта (НПП ГА-85 и РЛЭ воздушного
судна).
Подготовку пилотов на новых для них воздушных судах проводить в соответствии
с рекомендациями по переучиванию в достаточном объёме, не ссылаясь на
имеющийся опыт полётов на других типах летательных аппаратов.
Не допускать отклонений в выполнении требований нормативных документов
ФЛА РФ.
Данный случай изучить с лётным и техническим составом ФЛА РФ.
Президент ФЛА России
Заболотский В.В.
|