Постановление Правления ФЛА РФ по результатам расследования катастрофы 14 октября 2001г самолёта Л-32 «Майя» № 01759 ФЛА РФ в районе Митино Заокского района Тульской области, КВС Поречный С.Ф., на борту также находился Куроленко С.В.

Самолёт L-32 «Maja» 06.10.2001 г. Куроленко С.В. купил у Филипченко А.А. Отделение ФЛА РФ «Лётная школа-П», руководитель Поречный С.Ф., базируется в аэропорту Тула (Клоково) на основании договора о совместной деятельности. Полёты производились согласно «Инструкции по производству полётов в районе аэродрома Клоково» с Изменениями и дополнениями, предусматривающими базирование и полёты воздушных судов ФЛА.
КВС Поречный Сергей Фёдорович, 1963 г.р, образование - Саратовское ВВАУЛ в 1984 г., лётчик-инженер 2 класса, летал на вертолётах Ми-24, Ми-8, в аэроклубе освоил самолёт
Як-52, в 1995 г. уволен из армии. Общий налёт 1500 часов. Другие освоенные типы - Ми-2, Як-12М, Ан-2, А-27. Пилот-любитель ФЛА с допуском к полётам на Як-12М и Ан-2.
Куроленко Сергей Владимирович, 1964 г.р., образование высшее, общий налёт около 50 часов на Ми-2. Членом ФЛА РФ не являлся, как пилот-любитель не аттестовывался.
Самолёт L-32 «Maja» производства Чехии, фюзеляж-монокок пластиковый, крыло с закрылками. Расположение экипа­жа в кабине рядное. Максимальная скорость 170 км/час. ВФШ 3-х лопастный, двигатель «Rotax-582». Передняя стойка шасси управляемая, основные колёса тормозные. Ручка управления на самолёте одна, малой величины, и находится между креслами пилотов. Ранее самолёт был зарегистрирован в Реестре ВС ФЛА РФ.
Согласно п.7 «Положения о порядке регистрации воздушных судов ФЛА РФ» Свидетельство о регистрации утратило силу в связи с изменением владельца воздушного судна. Кроме того Удостоверение о годности к полётам было действительно до 9.10. 2001г.
Следовательно с момента продажи самолёта прежним владельцем, выполнение полётов на этом самолёте с использованием судовых документов и бортового регистрационного номера 01759 ФЛА РФ до момента перерегистрации было не правомерно.
Куроленко С.В. не подавал заявления ни в Правление ФЛА РФ, ни руководителю Отделения ФЛА «Лётная школа-П» с просьбой о приёме его в члены ФЛА, членом ФЛА РФ не являлся и не имел права принимать участие в полёте на самолёте с использованием бортового регистрационного номера ФЛА РФ, о чём Поречный С.Ф. безусловно был осведомлён.
14.10.2001 г. из аэропорта Тула (Клоково) в не установленное время Поречный С.Ф. и Ку­ро­ленко С.В на самолёте L-32 «Maja» № 01759 ФЛА РФ вылетели согласно заявлениям членов Отделения ФЛА по учебному маршруту Тула-Барсуки-Рюриково-Бунырёво-Теряево-Венёв-Акулинино-Высокое-Медвенка-Тула. Фактическая погода полёту не препятствовала.
Насколько точно выполнялся полёт по линии пути установить не представляется возможным - на самолёте нет средств объективного контроля, радиосвязь ни с одним диспетчерским пунктом не велась. На участке маршрута Бунырёво - Теряево экипажем допущено уклонение влево на 20 км (расстояние от ЛЗП до места катастрофы).
В районе деревни Митино Заокского района Тульской области примерно в 14 часов московского времени самолёт столкнулся с землёй под большим углом, КВС Поречный С.Ф. и Куроленко С.В. от полученных травм скончались на месте происшествия.
Заявка на выполнение полётов по учебно-тренировочным маршрутам на 14.10.01г подана с аэродрома взлё­та Мясново на Ан-2 и Як-12, самолёт L-32 «Maja» в заявке не указан. Плана на использование воздушного пространства с аэродрома Тула (Клоково) не было.
Согласно информации от Старшего штурмана МЗЦ ЕС ОрВД Ромашкина О.В. учебно-тренировочные маршруты по этому плану выполняются в южном направлении от города Тула; появление воздушного судна Л-32 «Майя» № 01759 в месте катастрофы Московским ЗЦ классифицируется как нарушение Правил использования воздушного пространства.
Готовил самолёт к полёту Поречный С.Ф., который как авиатехник ФЛА РФ не аттестовывался. Поречный С.Ф. и Куроленко С.В. не проходили предполётного медицинского контроля, не получали необходимую метеоинформацию.
АДП аэропорта ГА Тула на аэродроме Клоково не работал, в АДП воинской части КВС Поречный С.Ф. решения на вылет не принимал, диспетчерское разрешение на вылет ему не выдавалось, время его вылета и маршрут полёта диспетчеру не известны. Разрешение на использование воздушного пространства получено Поречным С.Ф. по мобильному телефону.
В нарушение «Инструкции по производству полётов в районе аэродрома Тула-Клоково» при вылете 14.10.2001 г. самолёта L-32 «Maja» руководство полётами не осуществлялось.
Руководитель полётов воинской части ввиду отсутствия в этот день полётов воздушных судов своего ведомства на рабочем месте диспетчера не находился.
«Инструкцией» предусмотрено УВД с выездного старта при полётах толь­ко воздушных судов ФЛА, однако используемая для этого радиостанция обеспечивает радиосвязь до дальности примерно 20 км, что не обеспечивает связь на глубину учебного маршрута.
Несмотря на то, что п. 3.2. «Договора о совместной деятельности» предусматривает ответ­ствен­ность Отделения ФЛА за организацию и проведение полётов, заместитель предсе­дателя Отделения ФЛА РФ «Лётная школа-П» Валуев Е.Н. при вылете Поречного С.Ф. и Куроленко С.В. с аэродрома Тула (Клоково) не присутствовал, руководство вылетом не обеспечил.
Это привело к тому, что не было обнаружено отсутствие самолёта по истечении расчётного времени полёта по учебному маршруту, не были организованы поиски. Сообщение о катастрофе получено от жителя деревни Митино Линёва Н.В., который случайно обнаружил место падения самолёта примерно в 17 часов московского времени при прогулке с собакой.
Полётная масса и центровка самолёта при вылете не выходили за допустимые пределы.
На обнаруженной в кабине самолёта полётной карте Поречного С.Ф. маршрут полёта не нанесён. Полёт выполнен с уклонением от сообщённого членами Отделения маршрута - место катастрофы удалено от ближайшего участка маршрута на 20 км, непосредственно перед падением самолёта выполнялись полёты над деревней Митино с переменным профилем.
По результатам осмотра конструкции можно предположить, что двигатель в момент столк­но­вения воздушного судна с землёй работал, что все повреждения воздушного судна - результат его столкновения с землёй. Поэлементная проверка управления воздушным судном позволяет утверждать, что в полёте система управления была работоспособна.
На основании осмотра места происшествия, расположения обломков и характера разрушения конструкции можно сделать вывод, что самолёт столкнулся с землёй при отсутствии значительных кренов и вращения, предположительно со скоростью порядка 170 км/час, с углом наклона траектории не менее 45°, о чём свидетельствует характер разрушения фю­зе­ля­жа и малый разброс обломков от точки первого касания земли.
Наиболее вероятно, что Поречный С.Ф. передал управление Куроленко С.В., или Куроленко С.В. вмешался в управление, а малая величина единственной ручки управления и её расположение между сиденьями пилотов не позволили Поречному С.Ф. своевременно исправить ошибку, допущенную Куроленко С.В., возможна ошибка самого Поречного С.Ф.
В связи с отмечаемой повышенной реакцией данного типа самолёта на отклонение рулей действия лётчиков осложнились неожиданностью ситуации, возможной несогласован­но­стью рефлекторных действий в первый момент её возникновения, особенностью расположения ручки управления и теснотой кабины.
По этим причинам вероятно сваливание с крутого виража на малой высоте. В этом случае могло хватить высоты только для прекращения вращения и не хватить для вывода в горизонтальный полёт. Эти же причины могли привести к резкому увеличению угла наклона траектории и увеличению скорости, а дефицит времени из-за недостаточной высоты полёта не позволил исправить положение. Этому способствовали. недостаточность навыков Поречного С.Ф в пилотировании данного типа самолёта и переоценка им своих возможностей.
Основной причиной лётного происшествия явилось крайне неудовлетворительное состояние организации лётной работы в Отделении ФЛА РФ «Лётная школа-П» из-за недисциплинированности руководителя Отделения Поречного С.Ф. и его заместителя Валуева Е.Н.
Это выразилось в отсутствии аварийно-спасательного обеспечения и руководства полётами, в полётах недостаточно подготовленного к пилотированию данного типа самолёта руководителя Отделения Поречного С.Ф., его полётах «под флагом ФЛА РФ» с владельцем самолёта Куроленко С.В. на борту на не прошедшем перерегистрирацию самолёте (и просроченным Удостоверением о годности к полётам), полёте с отклонением от запланированных маршрута, типа самолёта, аэродрома взлёта, без необходимой предполётной подготовки.
Прежний владелец воздушного судна Филипченко А.А. в ситуации, предшествовавшей событиям, выступал не только в качестве продавца самолёта, но и в качестве инструктора. Прекрасно осознавая недостаточность подготовки Поречного С.Ф. к полётам в качестве КВС на самолёте L-32 «Maja», тем не менее не предпринял попытки предотвратить перелёт Поречного С.Ф. из Мячково в Тулу 08.10.2001 г. и его дальнейшие полёты до прохождения программы переучивания, что следует из объяснения Филипченко А.А. и его ответа на дополнительно заданные вопросы.
Недостатки, выявленные при расследовании.
Не соблюдена процедура перерегистрации самолёта при смене владельца, что является нарушением нормативных документов Федерации.
Полёт выполнялся с просроченным Удостоверением о годности к полётам и без судовых документов на борту воздушного судна.
КВС Поречный С.Ф. не прошёл программу переподготовки на самолёт L-32 «Maja» в достаточном объёме, не имел права выполнять полёты на нём в качестве КВС и тем более брать с собой в полёт владельца самолёта Куроленко С.В.
Куроленко С.В. не является членом ФЛА РФ, не аттестован как пилот-любитель, полёты на воздушном судне с неправомерным использованием бортового регистрационного номера ФЛА РФ выполнял в нарушение принятых правил.
Заявка на полёт подана для вылета с аэродрома Мясново на самолёты Ан-2 и Як-12М, вылет произведён на самолёте L-32 «Maja» № 01759 ФЛА РФ с аэродрома Клоково.
Экипаж не проходил предполётный медконтроль, не получал метеоконсультацию.
Полёт выполнялся без радиосвязи и аварийно-спасательного обеспечения.
На полётной карте не нанесён маршрут полёта, место катастрофы расположено в 20-и км от ближайшей точки маршрута, сообщённого комиссии заместителем Поречного С.Ф. Валуевым Е.Н.
Поречный С.Ф., обслуживая воздушное судно, как авиатехник ФЛА не аттестовывался.
В связи с вышеизложенным Правление ФЛА России постановляет:
Отделение ФЛА РФ «Лётная школа-П» за допущенные нарушения организации и правил полётов из членов ФЛА РФ исключить.
Правление рекомендует:
Повторно изучить действия в особых случаях полёта (НПП ГА-85 и РЛЭ воздушного судна).
Подготовку пилотов на новых для них воздушных судах проводить в соответствии с рекомендациями по переучиванию в достаточном объёме, не ссылаясь на имеющийся опыт полётов на других типах летательных аппаратов.
Не допускать отклонений в выполнении требований нормативных документов ФЛА РФ.
Данный случай изучить с лётным и техническим составом ФЛА РФ.


Президент ФЛА России

Заболотский В.В.