Заключение по результатам расследования авиационного инцидента с самолетом Як-18Т
№ 01415 ФЛА РФ, 06.06.1996г., аэропорт Мячково, КВС Мотуз О.Н.
6 июня 1996 г. самолёт Як-18Т под управлением обучаемого
пилота-любителя Мотуза О.Н., выполнявшего самостоятельный полёт, вырулил
на ВПП и начал выполнять взлёт с МК=240°. После paзбега примерно 150 м
возникло уклонение влево, которое пилот парировал торможением правого
колеса, приложив при этом несоразмерно б?льшее, чем надо, усилие. В результате
самолёт начал уклоняться вправо, что пилот парировал опять же слишком
резким торможением левого колеса.
Характер следов движения самолёта по ВПП позволяет сделать вывод, что
пилот держал нажатой тормозную гашетку. Конструктивно торможение одного
колеса связано с отклонением руля направления. Под действием заторможенного
левого колеса и отклонённого руля направления, находящегося в струе воздуха
от винта работающего на взлетном режиме двигателя, самолет, двигаясь
по кривой линии, съехал с ВПП и продолжал движение по грунту до тех пор,
пока не сломалась передняя стойка шасси под воздействием нерасчётнык нагрузок,
что привело к капотированию.
Пилот, выполняя взлёт в условиях порывистого бокового ветра, не справился
с пилотированием. Это объясняется малым налётом, недостаточно установившимися
навыками, что привело к растерянности, несоразмерным действиям тормозами,
рулём направления, раннему поднятию переднего колеса. Момент принятия
единственно правильного решения - прекращения взлета - был упущен. Пилот
газ если и убрал (по его заявлению), то слишком поздно.
Самолёт скапотировал, уклонившись на 60° на удалении примерно 170 м. от
ВПП и получил повреждения - разрушена передняя стойка шасси, повреждено
вертикальное оперение.
Погода соответствовала правилам принятия решения на взлёт для подготовленного
пилота согласно РЛЭ - Боковой ветер 7 м/с. порывы до 10 м/с.
Мотуз Олег Николаевич, 1967 г. рождения, обучаемый пилот-любитель. Образование
- МГУ. Занимался в АСК ЛИИ, налёт 32 ч. 40 мин., из них самостоятельно
- 10 ч. 20 м., весь на Як-18Т, он же владелец самолёта. Место базирования
- аэродром Мячково.
Техническая подготовка самолёта к полёту осуществлена инженером Глуховым
А.В.
Поломка самолета произошла в результате ошибки в технике пилотирования
«молодым», проявившим растерянность пилотом, в результате чего с его стороны
последовали запоздалые и в общем неграмотные действия.
Данный инцидент изучить с личным составом ФЛА.
Провести с лётным составом занятия по действиям пилота на различных этапах
полёта при боковом ветре. Подразделениям ФЛА рекомендовать провести тренировочные
полёты с предельным по РЛЭ боковым ветром.
Инструкторскому составу клубов ФЛА более тщательно отрабатывать с курсантами
элементы полётов в усложнённых условиях. Давать дополнительные контрольные
полёты при проявлении таких условий и лишь после этого выпускать в самостоятельный
полёт.
По материалам расследования Волков Б.А.
|