Заключение по результатам расследования авиационного инцидента с самолетом Як-18Т № 01415 ФЛА РФ, 06.06.1996г., аэропорт Мячково, КВС Мотуз О.Н.

6 июня 1996 г. самолёт Як-18Т под управлением обучаемого пилота-любителя Мотуза О.Н., вы­пол­няв­шего самостоятельный полёт, вырулил на ВПП и начал выполнять взлёт с МК=240°. После paзбега примерно 150 м возникло уклонение вле­во, которое пилот парировал торможением правого колеса, приложив при этом несоразмерно б?льшее, чем надо, усилие. В результате самолёт начал ук­лоняться вправо, что пилот парировал опять же слишком резким торможе­нием левого колеса.
Характер следов движения самолёта по ВПП позволяет сделать вывод, что пилот держал нажатой тормозную гашетку. Конструктивно торможение одного колеса связано с отклонением руля направления. Под действием заторможенного левого колеса и отклонённого руля направления, находя­щегося в струе воздуха от винта работающего на взлетном ре­жиме двигателя, самолет, двигаясь по кривой линии, съехал с ВПП и продолжал дви­жение по грунту до тех пор, пока не сломалась передняя стойка шасси под воздействием нерасчётнык нагрузок, что привело к капотированию.
Пилот, выполняя взлёт в условиях порывистого бокового ветра, не справился с пилотированием. Это объясняется малым налётом, недостаточно установившимися навыками, что привело к растерянности, несоразмерным действиям тормозами, рулём направления, раннему поднятию переднего колеса. Момент принятия единственно правильного решения - прекращения взлета - был упущен. Пилот газ если и убрал (по его заявлению), то слишком поздно.
Самолёт скапотировал, уклонившись на 60° на удалении примерно 170 м. от ВПП и получил повреждения - разрушена передняя стойка шасси, повреждено вертикальное оперение.
Погода соответствовала правилам принятия решения на взлёт для подго­товленного пилота согласно РЛЭ - Боковой ветер 7 м/с. порывы до 10 м/с.
Мотуз Олег Николаевич, 1967 г. рождения, обучаемый пилот-люби­тель. Образование - МГУ. Занимался в АСК ЛИИ, налёт 32 ч. 40 мин., из них самостоятельно - 10 ч. 20 м., весь на Як-18Т, он же владелец самолёта. Место базирования - аэродром Мячково.
Техническая подготовка самолёта к полёту осуществлена инженером Глуховым А.В.
Поломка самолета произошла в результате ошибки в технике пилоти­рования «молодым», проявившим растерянность пилотом, в результате чего с его стороны последовали запоздалые и в общем неграмотные действия.
Данный инцидент изучить с личным составом ФЛА.
Провести с лётным составом занятия по действиям пилота на раз­личных этапах полёта при боковом ветре. Подразделениям ФЛА рекомендовать провести тренировочные полёты с предельным по РЛЭ боковым ветром.
Инструкторскому составу клубов ФЛА более тщательно отрабаты­вать с курсантами элементы полётов в усложнённых условиях. Давать до­полнительные контрольные полёты при проявлении таких условий и лишь после этого выпускать в самостоятельный полёт.

По материалам расследования Волков Б.А.