Заключение по результатам расследования катастрофы самолёта Як-18Т № 01007 ФЛА РФ 28.08.1995г., аэропорт Мячково, КВС Хайков В.И.
Самолёт Як-18Т № 01007 ФЛА РФ принадлежал АТСК «Луч», базировался
в аэропорту Мячково. Катастрофа произошла 28.08.95г. На борту находились
4 человека - КВС Хайков В.И. и три иностранца.
КВС Хайков В.И. взлетел в а.п. Мячково с МК = 60° с целью выполнения учебно-тренировочного
задания. После полёта по кругу занял зону № 2. Далее самолёт на связь
не выходил, на неоднократные вызовы не отвечал. Организованные поиски
результатов не дали. Сведения о месте и характере происшествия поступили
от службы УВД а.п. Домодедово.
Хайков Виктор Исакович, 57 лет, в прошлом, с его слов, военный лётчик,
прошёл курс подготовки по программе пилота-любителя в АТСК «Луч». Был
аттестован лётчиком-любителем Климовым Ю.А.
Выполняя полёты по заданию УТП (порядок действий при отказе двигателя),
Хайков В.И. на самом деле выполнял показательный полёт с демонстрацией
возможностей самолёта.
Не осмотрев предварительно с высоты 150 м. место предполагаемого снижения,
снизился на большой скорости ниже безопасной высоты с курсом в сторону
озера. В процессе снижения КВС не увидел на фоне воды, имеющей в этот
момент серый цвет - цвет отражённого неба с 10-и бальной предгрозовой
облачностью, провода ЛЭП, проходящие по касательной к берегу озера. Самолёт
столкнулся со средним и нижним проводами ЛЭП килём и нижней частью фюзеляжа.
В этот момент произошёл разряд электричества.
После этого самолёт пролетел над озером с дальнейшим пологим снижением,
ударился о землю на противоположном берегу и, постепенно разрушаясь, двигался
по оврагу, заросшему деревьями, до полной остановки. В момент столкновения
с землёй двигатель работал.
Самолёт разрушен полностью, различные его части разбросаны на месте падения
за исключением киля, срезанного проводом ЛЭП и утонувшего в озере. Все
находящиеся на борту люди погибли.
Скорее всего самолёт после столкновения с проводами и последовавшего за
этим электрического разряда не управлялся - иначе на таком запасе скорости
(даже в случае потери тяги) была возможна посадка на поле возле оврага.
Обстоятельства катастрофы изучить с личным составом ФЛА РФ.
Провести с лётным составом ФЛА занятия по правилам визуальных полётов,
осмотрительности на малых высотах, правилам выполнения имитации отказа
двигателя в УТП.
По материалам расследования Волков Б.А.
|