Заключение по результатам расследования инцидента на аэродроме Мячково с самолётом Як-18Т № RA-01014 ФЛА 09.08.1997 г., КВС Войнов Ф.Г., обучаемый Громов М.В.

При выполнении учебно-тренировочных полётов на аэродроме Мячково на самолёте Як-18Т № RA-01014 ФЛА авиакомпании «Авиаст» после посадки в процессе пробега начала складываться левая стойка шасси. Погода - видимость 10 км, ветер неустойчивый - 3 м/сек.
Небольшой крен в начале пробега КВС Войнов Ф.Г. принял за прорыв колеса и принял меры для удержания самолёта на прямой. Но когда самолёт стал больше накреняться и разворачиваться влево, перед сходом с полосы выключил двигатель и продолжал тормозить и удерживать самолёт от разворота. Самолёт, пробежав 380 м от точки приземления, остановился с полуубранной левой стойкой шасси на удалении 560 м от начала ВПП.
Складывание левой стойки шасси произошло из-за того, что она не встала на замок из-за низкого давления в основной воздушной системе. Причиной низкого давления явилось неоткрытие крана основной воздушной системы.
Самолёт при сходе с ВПП и развороте получил повреждение (разрыв) нижней перкалевой обшивки левого элерона между 10-9, 8-7 нервюрами.
КВС - генеральный директор, шеф-пилот авиакомпании «Авиаст» Войнов Фёдор Георгиевич 1936 г. рождения, линейный пилот 2-го класса, лётчик 1-го класса авиации РОСТО, общий налёт на самолёте Як-18Т 255 часов.
Курсант Громов Михаил Викторович, инженер ЗАО «Связь» Московской области, 1969 г. рождения, начал обучение на самолёте Як-18Т в июне 1997 г, налетал 5 часов 20 минут.
Причиной инцидента является:
Нарушение КВС п. 8 раздел 3.12 (неоткрытие крана воздушной системы), п.3. раздел 4.10.1 (выпуск шасси и контроль выпущенного положения) Руководства по лётной эксплуатации самолёта Як-18Т, невыполнение контрольной карты п.6. раздел1 (выпуск шасси).
Выявлено отсутствие твёрдых навыков у курсанта Громова М.В. по контролю за работой воздушной системы самолёта, за действиями при выпуске шасси и низкий контроль за действиями курсанта со стороны КВС Войнова Ф.Г.
Действия экипажа после посадки в процессе складывания левой стойки шасси были правильными, что позволило избежать более крупных повреждений самолёта.
Комиссия рекомендует:
1. Изучить с лётным и техническим составом обстоятельства данного инцидента.
2. Проверить наличие карт контрольных проверок на бортах ВС Як-18Т.
3. Потребовать от лётного состава обязательного выполнения карты контрольной проверки на всех этапах подготовки к полёту и в полёте.
4. Провести контрольный тренаж по действиям по контролю за работой воздушной системы и по контролю за выпуском шасси.
5. Доработать самолёт Як-18Т звуковой сигнализацией контроля выпуска шасси.

По материалам расследования.