Заключение по результатам расследования инцидента на аэродроме Мячково с самолётом Як-18Т № RA-01014 ФЛА 09.08.1997 г., КВС Войнов Ф.Г., обучаемый Громов М.В.
При выполнении учебно-тренировочных полётов на аэродроме
Мячково на самолёте Як-18Т № RA-01014 ФЛА авиакомпании «Авиаст» после
посадки в процессе пробега начала складываться левая стойка шасси. Погода
- видимость 10 км, ветер неустойчивый - 3 м/сек.
Небольшой крен в начале пробега КВС Войнов Ф.Г. принял за прорыв колеса
и принял меры для удержания самолёта на прямой. Но когда самолёт стал
больше накреняться и разворачиваться влево, перед сходом с полосы выключил
двигатель и продолжал тормозить и удерживать самолёт от разворота. Самолёт,
пробежав 380 м от точки приземления, остановился с полуубранной левой
стойкой шасси на удалении 560 м от начала ВПП.
Складывание левой стойки шасси произошло из-за того, что она не встала
на замок из-за низкого давления в основной воздушной системе. Причиной
низкого давления явилось неоткрытие крана основной воздушной системы.
Самолёт при сходе с ВПП и развороте получил повреждение (разрыв) нижней
перкалевой обшивки левого элерона между 10-9, 8-7 нервюрами.
КВС - генеральный директор, шеф-пилот авиакомпании «Авиаст» Войнов Фёдор
Георгиевич 1936 г. рождения, линейный пилот 2-го класса, лётчик 1-го класса
авиации РОСТО, общий налёт на самолёте Як-18Т 255 часов.
Курсант Громов Михаил Викторович, инженер ЗАО «Связь» Московской области,
1969 г. рождения, начал обучение на самолёте Як-18Т в июне 1997 г, налетал
5 часов 20 минут.
Причиной инцидента является:
Нарушение КВС п. 8 раздел 3.12 (неоткрытие крана воздушной системы), п.3.
раздел 4.10.1 (выпуск шасси и контроль выпущенного положения) Руководства
по лётной эксплуатации самолёта Як-18Т, невыполнение контрольной карты
п.6. раздел1 (выпуск шасси).
Выявлено отсутствие твёрдых навыков у курсанта Громова М.В. по контролю
за работой воздушной системы самолёта, за действиями при выпуске шасси
и низкий контроль за действиями курсанта со стороны КВС Войнова Ф.Г.
Действия экипажа после посадки в процессе складывания левой стойки шасси
были правильными, что позволило избежать более крупных повреждений самолёта.
Комиссия рекомендует:
1. Изучить с лётным и техническим составом обстоятельства данного инцидента.
2. Проверить наличие карт контрольных проверок на бортах ВС Як-18Т.
3. Потребовать от лётного состава обязательного выполнения карты контрольной
проверки на всех этапах подготовки к полёту и в полёте.
4. Провести контрольный тренаж по действиям по контролю за работой воздушной
системы и по контролю за выпуском шасси.
5. Доработать самолёт Як-18Т звуковой сигнализацией контроля выпуска шасси.
По материалам расследования.
|