Заключение по результатам расследования инцидента (временной потери ориентировки) 01.06.2001г. в зоне аэропорта Домодедово на самолёте Як-12М № 02116 ФЛА РФ,
КВС Прошин Д.И.
Самолёт Як-12М «Стародуб» № 02116 ФЛА РФ, восстановлен в
1989г., принадлежит АСК «Стародуб», которое является Отделением ФЛА РФ
и базируется в г. Стародубе Брянской области. В 1994г. самолёт зарегистрирован
в Реестре ФЛА РФ.
Очередное переосвидетельствование самолёта Технической комиссией ЛИИ-ФЛА
проведено в апреле 2001г., самолёт допущен к эксплуатации.
Предварительная подготовка проведена 30.05.001г. руководителем клуба Сухановым
В.В.
01.06.2001 г. самолёт Як-18Т № 02116 ФЛА РФ был подготовлен к вылету,
что отражено записью в бортовом журнале. При проверке работоспособности
самолёта и его систем никаких отклонений обнаружено не было.
Целью прилёта самолёта Як-12М № 02116 ФЛА РФ в Мячково было участие в
слёте ФЛА РФ с 1 по 4.06. 2001г. При перелёте выполнялась посадка на аэродроме
Дракино (Серпухов).
КВС Прошин Дмитрий Игоревич, 1974 г.р., образование среднее специальное
- радиомеханик. В 1990г. прошёл обучение и аттестован как пилот-любитель.
Общий налёт 860 ч, участник 5-го и 6-го чемпионатов по планерному спорту,
самостоятельный налёт 830 ч, на самолёте Як-12М «Стародуб» летает с 1993
года, налёт 172 ч.
Ранее летал по маршрутам в Чернигов, Гатчину, Кубинку, Жуковский.
Решение на вылет с посадкой в аэропорту Мячково КВС пилот-любитель Прошин
Д.И. принял с нарушением НПП ГА-85 п.5.5.12.1, 2-ой дефис (…прогноз ветра
без учёта порывов в пределах установленных ограничений). Прогнозом предусматривался
ветер 310° 7, пор 12 м/сек., что при посадочном курсе 240° без учёта порывов
даёт боковую составляющую 6,6 м/сек при допустимой боковой составляющей
ветра для самолёта Як-12М 4м м/сек. («Руководство по лётной эксплуатации
и пилотированию самолётов Як-12 с двигателем АИ-14Р».
В Удостоверении о годности к полётам указано, что самолёт должен эксплуатироваться
«в соответствии с установленными ограничениями, изложенными в Руководстве
по лётной эксплуатации…». Ссылка руководителя Отделения ФЛА РФ Суханова
В.В. на то, что данный самолёт является единичным экземпляром воздушного
судна, а не самолётом Як-12М, верна лишь отчасти. Данное воздушное судно
не является абсолютной копией самолёта
Як-12М - на нём нет полного комплекта штатного для Як-12М оборудования,
но по аэродинамической схеме это тот же самый самолёт.
Поэтому не обосновано решение руководителя Отделения «Стародуб» Суханова
В.В. изменить предельно допустимую боковую составляющую ветра на посадке
с 4 до 9 м/сек, встречную составляющую до 16 м/сек. В Полётном листе для
пилота-любителя Прошина Д.И. записаны условия: 300Х3000, боковая составляющая
6 м/сек, встречный ветер 16 м/сек.
Но и при допустимой боковой составляющей 6 м/сек принятие решения на
вылет было не правомочным (прогнозируемая без учёта порывов боковая составляющая
ветра 6,6 м/сек).
Полёт от Стародуба до Дракино и далее в зонах ВДПП Внуково и Домодедово
проходил без отклонений от маршрута. Развитие нештатной ситуации началось
в районе Ждановского.
КВС самолёта Як-12М Прошин Д.И. после пролёта Ждановского принял МР-1
аэропорта Домодедово за ИВПП аэродрома Мячково и выполнил разворот на
неё.
МР-1 имеет длину 1800 м и условную ширину с прилегающими перронами 200
м, что при примерном совпадении курса её залегания (227°/47°) с направлением
ВПП Мячково (240° /60°) и взгляде на неё с удаления 5 километров и высоты
150 метров и создало для пилота иллюзию, что это искомая полоса (отодвинув
на второй план несовпадение курсов следования от Ждановского на ВПП).
Чтобы от Ждановского попасть в район МР-1 аэродрома Домодедово нужно взять
курс 235°, а на центр полосы Мячково 351° (удаление 14 км).
Самолёт от Ждановского вышел на Домодедово, пересёк полосу 32Пр в районе
РД 18, прошёл по дальнему перрону до траверза вышки, снизившись до высоты
50-60 метров, выполнил разворот влево на 180°, вторично пересёк полосу
в обратном направлении.
Диспетчер КДП МВЛ Мячково при первом же выходе самолёта на связь дал ему
обратный пеленг 330°, затем 335° и условия подхода. Ветер был 310° 9 порывы
12, затем 13 м/сек. На вопрос диспетчера подходит ли ветер, КВС ответил,
что подходит (боковая составляющая для посадочного курса 240° на этот
момент была 11-12 м/сек).
Частоту КДП МВЛ Мячково КВС чётко не знал, уточнял у диспетчера Домодедово,
какой круг в Мячково - спрашивал у диспетчера Мячково.
В разговоре по телефону с РПА Домодедово Кочетковым Г.И. КВС Прошин Д.И.
сказал, что «руководитель дал прямой, но дело в том, что не совсем правильно
поняли прямой по той причине, что у нас небольшие неполадки с радиостанцией,
на приём не совсем хорошо стала работать, и так получилось, что запросил
наблюдаем ли мы полосу? Слева полосу наблюдали, вроде прямой дан как правильно».
В этом же разговоре КВС Прошин Д.И. признаёт недостаточный уровень своей
подготовки для полёта в Московскую зону.
Диспетчер Мячково в первые минуты связи с самолётом Як-12М № 02116 ФЛА
РФ не давал прямого пеленга, давал только обратный, не спрашивал, наблюдает
ли КВС полосу. О том, что он полосу наблюдает доложил КВС Як-12. Прямой
пеленг за 6 минут до пролёта Ждановского давал диспетчер ВДПП Домодедово.
КВС не был достаточно подготовлен к полёту на аэродром Мячково, не представлял
чётко себе его расположения, иначе невозможно понять как он перепутал
Мячково с Домодедово (между Ждановским и Мячково протекает река Москва,
которую самолёт не пересекал). Кроме того в радиообмене «самолёт Як-12М
- Мячково» прослушивается разговор по внутренней связи на борту самолёта,
где высказывается предположение, что это Быково.
Затем последовали: доклад КВС о пролёте центра полосы и ответ диспетчера
Мячково «центр полосы Вы не проходили, я Вас не наблюдал», запрос КВС
с каким курсом ему лететь, доклад о невозможности опознать находящийся
под ним аэродром и сообщение о потере ориентировки
На схеме полёта, составленной по материалам радиообмена, прослеживается,
что КВС Прошин Д.И. не выдерживал курс, рекомендованный диспетчером Мячково
в виде обратного пеленга. Об этом же говорит обнаружение самолёта получившим
команду найти Як-12 командиром Як-52 Курбаниязовым К.А., в районе н.п.
Чулково, находящегося в стороне от линии пути Ждановское - центр полосы
Мячково. Курбаниязов К.А. после обнаружения
Як-12 подошёл к нему на безопасное расстояние, сумел (в допустимых пределах)
уменьшить скорость и помог выйти на центр полосы Мячково.
Дальнейший полёт - без отклонений. Посадка обоих самолётов благополучно.
Перед посадкой самолёта Як-12М ветер был 290° 5 м/сек (боковая составляющая
ветра 3,8 м/сек).
КВС Прошин Д.И. от вылета в обратном направлении отстранён.
Авиационный инцидент произошёл вследствие неудовлетворительной предварительной
и предполётной подготовки, малого навыка у КВС Прошина Д.И. в полётах
по маршрутам такой сложности.
Предлагается внести изменения в Перечень МВЛ ОМТУ ЦР:
1. изменить координаты ПОД БОЛАК (Большое Алексеевское) на j = 55°14?
с.ш.;
l = 038 °12? в.д., тем самым увести МВЛ КЛ4 из-под глиссады ВПП 32П аэропорта
Домодедово;
2. изменить координаты ПОД ДАНОК (Ждановское) на j = 55°26,5? с.ш.; l
= 038°00? в.д., тем самым увеличить расстояние между ПОД и ВПП 32П аэропорта
Домодедово и привязать их непосредственно к н.п. Ждановское (северо-восточная
окраина).
В Отделениях ФЛА провести занятия по правилам визуальных полётов, ведения
детальной ориентировки, действиях при потере ориентировки на различных
этапах полёта.
Обратить внимание пилотов-любителей на необходимость изучения района полётов,
знания характерных ориентиров, расположения запретных зон, места и высоты
искусственных препятствий.
Повторно изучить действия в особых случаях полёта (НПП ГА-85 и РЛЭ воздушного
судна).
Прошину Д.И и другим пилотам-любителям, членам Отделения ФЛА «Стародуб»,
повторно изучить «Инструкцию по производству полётов и УВД в МВЗ», перед
очередным полётом в МВЗ сдать зачёт по знанию «Инструкции» старшему штурману
ФЛА Сухареву Е.А.
Установить на самолёт ЯК-12М «Стародуб» АРК, всем пилотам-любителям Отделения
пройти подготовку по пользованию радиотехническим оборудованием.
Учитывая то, что в Отделении ФЛА РФ «Стародуб» уровень подготовки пилотов-любителей
примерно одинаков, рекомендовать руководителю Отделения Суханову В.В.
в дальнейшем при полётах на аэродромы Московского аэроузла на участке
полёта как минимум с последнего пункта вылета - например аэродрома Дракино
(Серпухов) пользоваться помощью штурмана или пилота ФЛА, имеющего достаточный
опыт полётов в МВЗ.
Данный случай изучить с лётным составом ФЛА РФ.
Начальник лётной инспекции ФЛА РФ Волков Б.А.
|