Заключение по результатам расследования АПбЧЖ с вертолётом Exec-162F
№ 01723 ФЛА РФ в аэропорту Мячково 24.04.2001г., КВС Наумов Н.Н.
Вертолёт Exec-162F № 01723 ФЛА РФ принадлежит Жаворонкову
А.М., члену АСК «Галс» - Отделению ФЛА РФ, базирующемуся в аэропорту Мячково.
24.04.2001г. на вертолёте Exec-162F № 01723 ФЛА РФ выполнялись полёты
согласно поданной заявке на три однотипных вертолёта (№ № 02133, 02134,
01723 ФЛА РФ КВС Ракитский, Клемёнов, Барсуков. Диспетчерское разрешение
на аэродромные полёты выдано Громову В.В., который выполнил перелёт на
вертолётный квадрат и руководил полётами тренирующегося Наумова Н.Н.
КВС Наумов Николай Николаевич, 1954г. рождения, образование - Сызранское
высшее военное училище лётчиков в 1976г., Центр подготовки лётчиков-испытателей
в 1986г., лётчик-испытатель 1-го класса, инженер по эксплуатации летательных
аппаратов.
Общий налёт 4700 часов, ВЛЭК пройдена 13.04.2001г.
Пилот-инструктор Громов Владислав Владимирович, 1934г. рождения, образование
- МАИ в 1958г., ШЛИ ГКАТ СССР. Общий налёт 12686 ч. на большом количестве
типов самолётов и вертолётов, лётчик-испытатель 1 класса. Аттестован как
пилот-любитель 12.07.1989г. Медкомиссия (справка 086/у № 12) пройдена
17.01.2001г.
Вертолёт Exec-162F производится в США в виде комплекта для самостоятельной
сборки, данная модель - с 1993г. Вертолёт традиционной одновинтовой схемы
с рулевым винтом.
Двигатель RI-162F поршневой, 4-х цилиндровый, 4-х тактный, оппозитный,
инжекторный, мощностью 150 л.с., оснащённый бортовым процессором FADEС,
управляющим работой двигателя и контролирующим 14 основных его параметров.
Шасси полозкового типа. Полёт одного человека выполняется только с левого
сиденья.
24.04.2001г. вертолёт Exec-162F № 01723 ФЛА РФ и его оборудование были
подготовлены к вылету авиатехником Волковым Г.Н. в полном объёме. При
проверке работоспособности вертолёта, двигателя и его систем никаких отклонений
обнаружено не было.
Прогноз погоды по аэродрому Мячково 24 апреля 2001г. был лётным, фактическая
погода соответствовала минимуму КВС и воздушного судна.
«Инструкцией по производству полётов в районе аэродрома В.Мячково РУ ВТ
ЦР» предусмотрено, что при организации полётов и УВД воздушных судов АОН
в районе аэродрома и по установленным маршрутам на КДП выделяется помощник
руководителя полётов от АСК, выполняющего полёты, допущенный к самостоятельной
работе на КДП, а пунктом 5.1 Дополнения к «Инструкции» предусматривается
работа помощника руководителя полётов с помощью выносной радиостанции.
Громовым В.В было принято решение на вылет согласно полётному заданию,
на вертолёте Exec-162F № 02134 ФЛА РФ, радиосвязь велась позывным - бортовым
номером 02134.
Фактически полёты выполнялись на вертолёте Exec-162F № 01723 ФЛА РФ.
На борту вертолёта (на хвостовой балке) нанесён бортовой номер RA 01723,
что противоречит записи в графе 4 Свидетельства о регистрации летательного
аппарата. № 723, которой предусмотрен опознавательный знак 01723 ФЛА РФ.
Как уже неоднократно указывалось владельцам воздушных судов не допускать
при нанесении на самолёт бортового регистрационного номера символики «RA»
вместо «ФЛА РФ», поскольку «RA» свидетельствует о регистрации воздушного
судна в Государственном реестре, а не в реестре ФЛА России.
Готовность к полётам вертолёта Exec-162F № 01723 ФЛА РФ командиром воздушного
судна согласно подразделу «Инженерно-авиационное обеспечение полётов»
раздела 7 «Инструкции по производству полётов в районе аэродрома В. Мячково
РУ ВТ ЦР» сообщена не была. (Указанная «готовность» передаётся по телефону
или каналу радиосвязи, запись об этом вносится в таблицу «Суточный план
воздушного движения» - основной рабочий документ диспетчера АДП).
Тренирующийся КВС Наумов Н.Н. выполнил два полёта по кругу и был допущен
к самостоятельным полётам на висение и перемещения у земли.
Вертолёт Exec-162F не оборудован средствами объективного контроля, поэтому
картина авиационного происшествия может быть проанализирована только по
объяснениям КВС, пилота-инструктора и заключениям экспертов.
На висении КВС потерял контроль оборотов двигателя. После напоминания
об оборотах в спешке, скорее всего по укоренившейся привычке, как на стандартных
ручках «шаг-газ» ввёл коррекцию в обратную сторону. Управление коррекцией
на всех типах вертолётов (советских, Российских, Сикорского, Белл, Еврокоптер
и т.д.) одинаково - увеличение оборотов производится вращением ручки коррекции
слева направо (по часовой стрелке), на вертолёте Exec- 162F - наоборот.
После неправильного поворота рукоятки коррекции естественна потеря оборотов.
Затем КВС резко сработал шаг-газом, вследствие чего произошло затяжеление
и потеря оборотов несущего винта. При потере оборотов НВ эффективность
управления ручкой циклического шага не достаточна для исправления создавшегося
положения (корректирующие команды Громова В.В.: «пониже возьми высоту»,
«обороты, обороты, обороты», «обороты большие», «уменьшить обороты», одна
команда неразборчива, «уменьшить высоту»).
При жёсткой посадке с правым креном произошло опрокидывание вертолёта.
Загрузка вертолёта была меньше предельно допустимой, центровка не выходила
за установленные пределы.
Авиационное происшествие явилось следствием ошибки в технике пилотирования
тренирующегося пилота Наумова Н.Н., выразившейся в ошибочной работе с
рукояткой ввода коррекции (что привело к ухудшению управляемости по крену
ручкой циклического шага) с последующим затяжелением несущего винта, просадкой
оборотов, резким снижением с правым креном и опрокидыванием на правый
борт в момент приземления. Это вряд ли бы произошло, будь тренирующийся
пилот новичком, не летавшим до вертолёта Exec-162F на других типах вертолётов
и не имевший укоренившихся до автоматизма навыков управления вертолётом.
В Отделениях ФЛА, эксплуатирующим вертолёты, особенно вертолёт Exec-162F,
проводить тренажи в кабине воздушного судна, учитывая имеющуюся разницу
в управлении рукояткой коррекции. Опытным лётчикам, осваивающим этот
вертолёт, не переоценивать своих возможностей и заранее на земле отрабатывать
порядок действий по управлению воздушным судном.
Повторно изучить действия в особых случаях полёта (НПП ГА-85 и РЛЭ воздушного
судна).
Инженерной службе ФЛА РФ рассмотреть целесообразность изменения системы
управления коррекцией (изменение направления вращения рукоятки коррекции)
на вертолётах, созданных на основе сбор-комплектов Exec-162F и подобных
ему, состоящих на учёте в Реестре ФЛА РФ.
Данный случай изучить с лётным и техническим составом ФЛА РФ.
Начальник лётной инспекции ФЛА РФ Волков Б.А.
|