Заключение по результатам расследования авиационного инцидента с вертолётом Exec-162F № 01527 ФЛА РФ 19.02.1996г. на МКАД, КВС Громов В.В.

Вертолёт Exec-162F изготовлен в США, собран из комплектующих деталей инженером Щуниным Е.В.,(фирма Сервис-пилот, г. Иваново), имеющим свидетельство на право сборки и обслуживание вертолёта данного типа, выданное фирмой-изготовителем Rotor Way International в 1995г. После сборки вертолёт облётывался лётчиком-испытателем Громовым В.В. на основании заключения Техкома о готовности к облёту.
19.02.1996г. вертолёт под управлением КВС Громова В.В. и 2-го пилота Клемёнова С.В. выполнял полёт из а.д. Дубровицы на площадку «Протасово» в Московской области.
Условия погоды не препятствовали выполнению полёта.
По объяснению КВС Громова В.В. при пролёте большого скопления ЛЭП различной мощности, на высоте 150 м. экипажем были отмечены значительные помехи при радиообмене, после чего начались перебои в работе двигателя, вы­разившиеся в хлопках и потере мощности, и его полная остановка на высоте 70 м. Показания приборов перед отказом не изменялись за исключением оборотов двигателя, которые падали с 4200 до 3800-3600 об/мин. При их восстановлении до 4200-4300 об/мин возникали рывки в путевом направлении. Мощность двигателя была в пределах 55-60%. Эки­паж произвёл посадку на авторотации между проезжей частью МКАД и лесным массивом. КВС на высоте 17-15 м стал гасить поступательную скорость за счёт увеличения тангажа на кабрирование.
Место приземления (57 км МКАД) имело покатость в правую сторону, что вместе с не полностью погашенной поступательной скоростью привело к опрокидыванию вертолёта на правый бок.
На снегу имеются чёткие отпечатки oт лыж вертолёта позволяющие установить, что вертолёт приземлился с курсом ~15° , с креном ~20°.
На ближайшем к месту вынужденной посадки аэродроме Тушино фактическая погода в момент, близкий ко времени инцидента: ветер 270° 3 м/сек, видимость 12 км, облачность 6 баллов верхняя, температура -7,7° С, давление 754,3 мм. рт.ст.
КВС Громов Вячеслав Владимирович, лётчик-испытатель 1 класса, возраст 61 год, образование высшее - МАИ, ШЛИ МАП, место работы и должность - «АВРА», заместитель ген. директора. Как пилот-любитель аттестован 12.06.1989г., свидетельство № 0411. Общий налёт 5000 часов, на данном типе - 27 часов. Медицинский допуск - Томилинское ПО, медико-санитарная часть 10.01.1996г. В результате вынужденной посадки не пострадал.
2-ой пилот Клемёнов Сергей Леонидович, 1965г. рождения, место работы - фирма «Еврокоптер», пилот-консультант. Общий налёт 4200 ч, на данном типе 2 часа. В результате вынужденной посадки получил порезы кожи лица осколками остекления кабины.
Регистрационный номер вертолёта 02157 ФЛА РФ, начало лётной эксплуатации 27 января 1996г., налёт 27 часов, владелец ТОО «Сервис-пилот»,

Вертолёт зарегистрирован во ФЛА РФ как экспериментальное воздушное судно (ВС промышленной зарубежной постройки, не имеющий сертификата типа в нашей стране).
Во время сборки вертолёта от фирмы "Rotor Way International" была получена директива об отзыве на фирму "датчиков Холла" си­стемы зажигания двигателя для замены. Основанием для этого явился факт отказа двигателя однотипного вертолёта в полёте из-за нега­тивного влияния излучения бортовой радиостанции на работу новой си­стемы зажигания "Fadec", повлекшего за собой аварию. После этого ра­боты по сборке вертолёта были прекращены до получения от фирмы но­вых "датчиков Холла";
Технической причиной аварии явился отказ системы зажигания дви­гателя в результате воздействия на её датчик импульсов ("датчик Холла") электромагнитных полей от ЛЭП и бортовой радиостанции. Так как система зажигания двигателя не дубли­рована в части датчика импульсов, то выход из строя единственного датчика вызвал отказ двигателя в целом.
Имеющийся в распоряжении комиссии по расследованию данного происшествия объём информации не позволяет усомниться в правильности действий экипажа во время отказа двигателя на малой высоте.
( Следующий далее текст написан Вице-президентом ФЛА России Громцевым Николаем Вячеславовичем).
Однако действия, связанные с преждевременной эвакуацией вертолёта до прибытия комиссии ФЛА признаны необоснованными.
Сообщение об аварийной посадке во ФЛА передано не было. О ней во ФЛА узнали лишь вечером из телепередачи. Эвакуация вертолёта произведена, как следует из объяснительной 2-го пилота, в 22 часа 19.02.96г. т.к. «из следственных и заинтересованных структур не пожелали приехать и запечатлеть место происшествия».
Учитывая неоднократный характер несвоевременного доклада в Инспекцию ФЛА об авиационных инцидентах с ВС Федерации, Правление ФЛА приняло специальное Решение о недопустимости подобных действий. Ответной мерой будет исключение из членов ФЛА.
Руководству клуба «Сервис-пилот» строго указано на неправильность действий при эвакуации повреждённого ВС и любая деятельность, связанная с полётами в этом клубе приостановлена.
Громову В.В. предложено описать методику и последовательность действий при посадке с отказом двигателя на вертолётах такого класса для изучения в других подразделениях ФЛА.

Начальник лётной инспекции ФЛА РФ Волков Б.А.