Заключение
по результатам расследования катастрофы самолёта Че-22 № 02508 ФЛА РФ,
г. Калинингра, 20.06.1996г, КВС Шистеров Е.Н.
20 июня 199бг. в 18ч.40м.местного времени в Калининградском
заливе в районе яхт-клуба
произошла катастрофа самолёта Че-22 № 02508 ФЛА РФ под управлением КВС
пилота-инструктора Самарской ФЛА Шистерова Е. Н.
КВС Шистеров Евгений Николаевич, возраст 33 года, образование- высшее,
работал в Самарском филиале АОЗТ «Авиакетч» заместителем директора. Свидетельство
пилота-любителя № 2292 ФЛА РФ, пилот-инструктор, налёт на данном типе-
130 ч.,медицинская справка форма № 086/y, от 25.081995г.
Гидросамолёт Че-22, изготовлен в АО "Редан", г.Самара, общий
налёт - 100часов, 27.09.95, выдано свидетельство о годности к полётам.
Метеоусловия - ветер с-з 3-5 м/с облачность 8-10 б. 800-1000м, видимость
10 км, Т=16°С.
КВС Шистеров Е.Н. выполнил взлёт с курсом 330°, второй разворот происходил
над дамбой между озером и Калиниградским заливом на высоте 60-80м.
При выполнении второго разворота как подтверждают очевидцы, самолёт интенсивно
наклонился (75-80°), задрал нос и после этого начал падать, вращаясь вокруг
своей оси, сделав два витка, под углом 80-85° столкнулся с водной поверхностью.
Предполагаемая скорость столкновения с водой 180-200 км/час. После кренения
и задирания носа взревели двигатели и работали до столкновения с водой.
Самолет ударился о дно и частично разрушился.
Пассажиром был подполковник запаса Литвинов Геннадий Владимирович, профессиональный
лётчик-истребитель, пожелавший познакомиться с самолётом. Не исключена
возможность передачи управления пассажиру, который, не зная особенностей
самолёта и имея опыт лётной эксплуатации маневренных самолётов, начал
выполнять разворот без достаточного запаса располагаемой тяги и с большим
креном.
Причиной катастрофы гидросамолёта Че-22 стала ошибка в технике пилотирования
при выполнении разворота - превышение допустимого угла крена с потерей
скорости, вследствие чего самолёт вошёл в штопор. Усугубить сваливание
могла турбулентность воздуха над дамбой в месте перехода с воды на сушу
и обратно.
Отклонение ручки управления самолётом влево (против крена) было инстинктивным
и не могло вывести самолёт из штопора.
Председатель комиссии Громцев Н.В.
Члены комиссии Васенев В.Д. - начальник Калининградского аэроклуба РОСТО
Иванов В.А. - внештатный инспектор РТИ МТ РФ.
Составлено по материалам расследования.
Начальник лётной инспекции ФЛА РФ Волков Б.А.
|