Заключение по результатам расследования лётного происшествия (катастрофы) на аэродроме аэроклуба г. Белгорода самодельного летательного аппарата ХАИ-34М, КВС Горюнов В.Л.

Катастрофа самолёта ХАИ-34М произошла 7.06.92г. в 12.08 - 12.11.на аэродроме Томаровка. Самолёт принадлежал авиационному спортивно-техническому центру «Взлёт».
Горюнов Владимир Леонтьевич, тридцати трёх лет, образование - высшее, женат, директор АСТЦ «Взлёт», свидетельства пилота-любителя не имел, общий налёт ~ 700 час, на данном типе - не известно, медицинский допуск к полётам отсутствует.
Самолёт ХАИ-34М, одноместный, построен в СКБ «Эксперимент» Харьковского авиационного института, руководитель Мельник В.А, регистрационный номер летательного аппарата 16009, зарегистрирован Харьковской областной Федерацией любителей авиации 23.05.91; свидетельство о допуске летательного аппарата к эксплуатации выдано 23.05.91 Региональной технической комиссией Харьковского ФЛА; биплан; размах крыла - 6,6 м; площадь крыла - 10, 7 м2; шасси с носовым колесом; оборудован: указатель скорости УС-250, высотомер ВД-1 0, вариометр ВР-10, компас КИ-13, указатель скольжения, термометр 2ТЦТ-47. Начало эксплуатации - сентябрь 1985г., общий налёт 26час. 19мин,
Двигатель поршневой, двухтактный РМЗ-640; взлётная мощность 28 л.с.; максимальные обороты двигателя и винта - 5600/2400 об/мин; клиноремённый редуктор; диаметр воздушного винта - 1,6 м; шаг винта - 0,9 м; система охлаждения двигателя - воздушная;
марка топлива - А-76; масла - МС-20; винт толкающий; вес пустого летательного аппарата - 172 кг; максимальный взлётный вес - 272 кг; диапазон полётных центровок 23-28% САХ. Самолёт радиостанцией не оборудован.
При выполнении полёта по кругу в простых метеоусловиях, выполняя 3-ий разворот на высоте ~ 80 метров пилот допустил потерю скорости, что привело к срыву самолёта в штопор. До столкновения с землёй самолёт выполнил 1,5 витка, при этом разрушения конструкции в воздухе очевидцами не наблюдалось. Из их показаний следует, что двигатель в течение всего полёта до столкновения с землёй работал устойчиво. Траектория штопора крутая. Предполагаемая скорость столкновения с землёй 100 - 120 км/час.
Выводы комиссии о причине лётного происшествия: - ошибка в технике пилотирования, которая привела к срыву самолёта в штопор.
Меры, принятые по результатам расследования: - запретить полёты в Харьковской Федерации любителей авиации до проведения занятий по действиям при выводе из штопора.
Предложения комиссии: - Федерации любителей авиации обратить внимание на лётную подготовку пилотов-любителей при действиях в особых случаях.

По результатам работы комиссии в 1992г,
начальник лётной инспекции ФЛА РФ Волков Б.А.