Заключение по результатам расследования АпбЧЖ с вертолётом Ми-2 RA 14204 в Рождественно, Самарской области. КВС Ситников В.Р.3.08. 1999г. в 20.40 (время местное), днём в простых метеоусловиях на аэродроме Самарского спортивного клуба армии Рождественно потерпел аварию вертолёт Ми-2 RA 14204, заводской № 5211002079, принадлежащий частному лицу Ситникову В.Р. Ситников Вадим Рудольфович, 1969г. рождения, окончил Уфимское училище лётчиков в 1991г. Свидетельства пилота ГА, свидетельства пилота-любителя ФЛА РФ не имеет, наличие справки ВЛЭК, общий налёт, налёт на Ми-2 не известны. 26 мая 1999г. вертолёт без двигателей, рулевого винта, лопастей несущего винта и вентилятора был куплен Ситниковым В.Р. у АООТ А/К СКАСП, а 6 августа вывезен на буксире с территории аэродрома «Смышляевка», Вертолёт с согласия заместителя начальника базы СК (спортивного клуба) Рождественно Атаманюка Е. Н. был привезён на территорию базы СК для ремонта и комплектации, затем туда же были привезены недостающие части и две бочки керосина по 200 литров каждая. В период с 9 по 12.08 вертолёт был укомплектован Ситниковым В.Р. и его знакомым, фамилия не известна, после чего до 23.08.1999г. Ситников В.Р. на аэродроме не появлялся. Ситников В.Р. вступил индивидуальным членом в Федерацию любителей авиации России 18.07. 1997г, с руководящими документами ФЛА ознакомлен, положения Устава обязался выполнять. По заявлению Президента СОФЛА Рябова В.Л. Ситников В.Р. не является членом какого-либо клуба ФЛА, не поддерживает никаких отношений с членами ФЛА РФ в г. Самаре, лётных проверок не проходил, как пилот-любитель ФЛА РФ не аттестовывался. Вертолёт Ми-2 RA 14204, заводской № 5211002079, в транспортном варианте, изготовлен в ПНР в 1989г., налёт СНЭ - 2484часа, ППР – 984 часа, имел один ремонт, межремонтный срок службы планера и агрегатов закончился в1996г. Свидетельство о регистрации вертолёта направлено в ФС ВТ РФ для снятия с учёта бывшим владельцем Самарской авиакомпанией спецприменения, Удостоверение о годности к полётам - в ПМТУ ФС ВТ РФ для гашения. Процедура снятия вертолёта с учёта в Государственном реестре не завершена, в реестре ФЛА РФ вертолёт не числится, Технической комиссией ЛТЦ ЛИИ-ФЛА не освидетельствовался, лётчиком-испытателем ЛМК не облётывался. 23 августа 1993г. владелец вертолёта Ситников В.Р. совершил несанкционированный вылет с площадки бывшего аэродрома «Рождественно» в неизвестном направлении. Данные об объёме предполётной подготовки вертолёта и экипажа отсутствуют. Бортовой журнал вертолёта и карты на техническое обслуживание отсутствуют. Предварительная заявка на выполнение данного полёта в органы ОрВД не подавалась, прогноз погоды в АМСГ не запрашивался, на связь с органами организации воздушного движения КВС не выходил. Медицинский контроль перед вылетом – согласно п. 4.12.5. НПП ГА-85. Согласно данным опроса, заправка вертолёта была произведена из двух бочек по 200 литров, завезённых Ситниковым В.Р. на машине 9 августа 1999г. Корешка требования на ГСМ с указанием номера паспорта нет, происхождение керосина неизвестно. Маршрут полёта вертолёта и его местонахождение в течение дня не установлены. Со слов очевидцев ориентировочно в 20.30 местного времени вертолёт появился над н.п. Рождественно и начал выполнять маневр захода на посадку. Заход выполнялся по пологой глиссаде планирования. Гашение поступательной скорости производилось в непосредственной близости от земли увеличением угла тангажа на кабрирование. Вертолёт ударился о землю хвостовой опорой, затем рулевым винтом. В следующий момент отломилась хвостовая балка Вертолёт начал разворачиваться влево и заваливаться на правый борт, поочерёдно касаясь земли лопастями несущего винта, в результате чего лопасти разрушились. Следы, оставленные на земле втулкой несущего винта, дают возможность предположить, что вертолёт сделал полный оборот на 360° лёжа на правом борту. Раздавлен правый подвесной бак и сломана правая основная стойка шасси. На месте АП имеется след от вытекшего керосина площадью 200 кв.см. После рассоединения верхней гайки топливного шланга подвода топлива к насосу-регулятору НР-40 из шланга вытекло 0,5 литра топлива. По словам очевидцев пилот и «пассажир» покинули вертолёт самостоятельно, без посторонней помощи, без видимых телесных повреждений, от медицинской помощи, предложенной фельдшером СК, отказались. Непосредственно сразу после АП вертолёт по настоянию и под руководством Ситникова В.Р. без составления Акта о прекращении работ на месте происшествия и кроков (в нарушение ПРАПИ ФЛА 99г.) был отбуксирован за пределы лётного поля, также были убраны все фрагменты разрушения вертолёта, после чего пилот и второй человек, находящийся на борту, скрылись.. При этом не были приняты меры по сохранению элементов конструкции вертолёта. Барограф обнаружен в пилотской кабине. Наружный корпус разбит, перо не заправлено чернилами, барограмма отсутствует. Датчик сигнализатора обледенения РИО-3 не обнаружен. Санитарная обработка местности владельцем вертолёта не проводилась. В результате проведённых исследований и показаний свидетелей установлено, что все системы планера, силовой установки и авиационного оборудования вертолёта до момента соударения с землёй были исправны и находились в работоспособном состоянии и получили повреждения в результате соударения вертолёта с землёй. Авиационное происшествие явилось следствием ошибки в технике пилотирования КВС Ситникова В.Р. Ввиду отсутствия Ситникова В.Р. и какой-либо доказательной документации уровень его профессиональной подготовки установить не представляется возможным. Пилотам - индивидуальным членам ФЛА РФ рекомендуется вступать в члены какого-либо Отделения ФЛА РФ с целью проведения тренировок, проверок техники пилотирования, аттестации для получения свидетельства пилота-любителя. Летательные аппараты, имеющиеся в личной собственности граждан, регистрировать в Государственном Реестре воздушных судов ГА или в Реестре ФЛА России и своевременно представлять на экспертизу Технической комиссии ЛТЦ ЛИИ-ФЛА для получения Удостоверения о годности к полётам. |