Заключение по результатам расследования авиационного инцидента с самолётом-амфибией «Пеликан» 24 июня 2001 г. в аэропорту Васьково, КВС Цегалко С.Н.

Экипаж самолёта «Пеликан» в составе КВС Цегалко С.Н. выполнял полёт для возвращеёния на базовый аэродром «Васьково» после показательных полётов в акватории реки Северная Двина в районе расположения городского пляжа. Метеоусловия соответствовали ПМУ. Взлёт был произведён с воды в 13часов 19 минут UTC, посадка - в 13.31 с МК=305° при встречно-боковом ветре (направление 340°, 3-4 м/сек, неустойчивый). После посадки, во второй половине пробега произошло складывание правой стойки шасси с разворотом воздушного судна вправо на 110° - 120° и касанием правой стороной фюзеляжа о ВПП. КВС покинул воздушное судно, произвёл установку стойки в исходное положение, её закрепление и отбуксировал воздушное судно на место стоянки.
КВС Цегалко Сергей Николаевич, образование - КВАУЛ ГА, штурман отряда в аэропорту Васьково, общий налёт 6000 часов, аттестован как пилот-любитель по представлению Отделения ФЛА РФ «Отрэйр» 24.06.2001 г. с допуском на Ан-2. Переподготовка на самолёт «Пеликан» в мае-июне 2001 г. в клубе гидроавиации Отрэйр в С-Петербурге, налёт на этом воздушном судне 60 часов, метеоминимум 200х3000.
Гидросамолёт-амфибия «Пеликан», заводской номер 008, построен в организации «Рефлай», С-Петербург, начало эксплуатации 06.06.2001 г. Зарегистрирован в Реестре воздушных судов ФЛА РФ 15.06.2001 г, бортовой № 01894, Удостоверение о годности к полётам действительно до 07.06.2002 г. Схема воздушного судна - подкосный высокоплан, шасси убирающееся, с хвостовой опорой, максимальный взлётный вес 860 кг, диапазон полётных центровок 25-34% САХ, двигатель «Rotax-586».
Инцидент произошёл из-за стравливания воздуха из пневматика правого колеса после взлёта. Прокол образовался при выруливании воздушного судна на водную поверхность по песку с наличием гальки и гравия, маршрут руления был недостаточно обследован. Из-за полученного незначительного отверстия стравливание воздуха произошло в полёте. В результате резкого нагружения правой стойки шасси из-за полного стравливания воздуха из пневматика, были срезаны болты узла крепления рессоры правого шасси к поворотному механизму уборки. В результате произошёл поворот стойки шасси на ? 90° с касанием правой стороной фюзеляжа о ВПП. Нарушений конструкции фюзеляжа и привода уборки шасси не выявлено. Самолёт получил повреждения в виде потёртостей и глубоких царапин, что требует ремонта в полевых условиях.
Комиссия рекомендует провести конструктивные доработки узлов крепления шасси к поворотному механизму, КВС после уборки шасси контролировать состояние пневматиков, выруливать на водную поверхность только после тщательного обследования береговой черты и акваториии с помощью плавсредств.
Расследование проведено комиссией в составе: Гетман А.С. (заместитель руководителя «Клуба гидроавиации Отрэйр - председатель), Тимощенко В.Н., Илларионов А.В.