Заключение по результатам расследования авиационного инцидента с самолётом-амфибией «Пеликан» 24 июня 2001 г. в аэропорту Васьково, КВС Цегалко С.Н.
Экипаж самолёта «Пеликан» в составе КВС Цегалко С.Н. выполнял
полёт для возвращеёния на базовый аэродром «Васьково» после показательных
полётов в акватории реки Северная Двина в районе расположения городского
пляжа. Метеоусловия соответствовали ПМУ. Взлёт был произведён с воды в
13часов 19 минут UTC, посадка - в 13.31 с МК=305° при встречно-боковом
ветре (направление 340°, 3-4 м/сек, неустойчивый). После посадки, во второй
половине пробега произошло складывание правой стойки шасси с разворотом
воздушного судна вправо на 110° - 120° и касанием правой стороной фюзеляжа
о ВПП. КВС покинул воздушное судно, произвёл установку стойки в исходное
положение, её закрепление и отбуксировал воздушное судно на место стоянки.
КВС Цегалко Сергей Николаевич, образование - КВАУЛ ГА, штурман отряда
в аэропорту Васьково, общий налёт 6000 часов, аттестован как пилот-любитель
по представлению Отделения ФЛА РФ «Отрэйр» 24.06.2001 г. с допуском на
Ан-2. Переподготовка на самолёт «Пеликан» в мае-июне 2001 г. в клубе гидроавиации
Отрэйр в С-Петербурге, налёт на этом воздушном судне 60 часов, метеоминимум
200х3000.
Гидросамолёт-амфибия «Пеликан», заводской номер 008, построен в организации
«Рефлай», С-Петербург, начало эксплуатации 06.06.2001 г. Зарегистрирован
в Реестре воздушных судов ФЛА РФ 15.06.2001 г, бортовой № 01894, Удостоверение
о годности к полётам действительно до 07.06.2002 г. Схема воздушного судна
- подкосный высокоплан, шасси убирающееся, с хвостовой опорой, максимальный
взлётный вес 860 кг, диапазон полётных центровок 25-34% САХ, двигатель
«Rotax-586».
Инцидент произошёл из-за стравливания воздуха из пневматика правого колеса
после взлёта. Прокол образовался при выруливании воздушного судна на водную
поверхность по песку с наличием гальки и гравия, маршрут руления был недостаточно
обследован. Из-за полученного незначительного отверстия стравливание воздуха
произошло в полёте. В результате резкого нагружения правой стойки шасси
из-за полного стравливания воздуха из пневматика, были срезаны болты узла
крепления рессоры правого шасси к поворотному механизму уборки. В результате
произошёл поворот стойки шасси на ? 90° с касанием правой стороной фюзеляжа
о ВПП. Нарушений конструкции фюзеляжа и привода уборки шасси не выявлено.
Самолёт получил повреждения в виде потёртостей и глубоких царапин, что
требует ремонта в полевых условиях.
Комиссия рекомендует провести конструктивные доработки узлов крепления
шасси к поворотному механизму, КВС после уборки шасси контролировать состояние
пневматиков, выруливать на водную поверхность только после тщательного
обследования береговой черты и акваториии с помощью плавсредств.
Расследование проведено комиссией в составе: Гетман А.С. (заместитель
руководителя «Клуба гидроавиации Отрэйр - председатель), Тимощенко В.Н.,
Илларионов А.В.
|