Заключение по результатам расследования инцидента (кратковременный отказ радиопередатчика) на самолёте Л-29 № 01611 ФЛА РФ при заходе на посадку в аэропорту Домодедово 08.04.2001г., КВС Плешаков В.Н.
08.04.01г. выполнялся перелёт из Мячково двух самолётов
Л-29 Отделения ФЛА РФ «АэроДжетКлуб» в аэропорт Домодедово по приглашению
руководства аэропорта.
Заявка на перелёт (перегон авиатехники) двух самолётов Л-29 и выполнение
тренировочных полётов по схеме аэродрома Домодедово была передана своевременно,
разрешение на использование воздушного пространства получено.
Самолёт Л-29 № 01611 ФЛА РФ и его оборудование были подготовлены инженером
Малиным И.Л. в объёме требований регламента технической эксплуатации самолёта
Л-29.
Все лица, принимающие участие в лётной деятельности, прошли медицинский
предполётный контроль, штурманскую подготовку, получили необходимую метеоинформацию,
приняли решение и получили диспетчерское разрешение на вылет.
Приняв самолёт от инженера, КВС Плешаков В.Н. произвёл проверку работоспособности
двигателя и систем самолёта. Замечаний по работе авиатехники не возникло.
Взлетели самолёты поочерёдно, затем выполнили маневр по сбору в группу,
соблюдая согласно рекомендациям п. 7.10.6 НПП ГА-85 дистанцию более 200м.
Фактическая погода соответствовала правилам, определяемым п.7.10.7 НПП
ГА-85.
Развитие нештатной ситуации началось с отказа передающей части радиостанции
«Баклан-5» на самолёте Л-29 № 01611 в районе Ждановского, при переходе
с частоты «Домодедово-подход» на частоту «Домодедово-посадка». КВС Плешаков
В.Н. попытался установить связь на частотах «Домодедово-подход» и аварийной
121,5 мГц., но безуспешно.
Самолёт Л-29 не оборудован средствами объективного контроля, в частности
бортовым магнитофоном, поэтому не представляется возможным проконтролировать
попытки установления радиосвязи на указанных частотах. Вторичного выхода
на связь на частоте «Домодедово-подход» не зафиксировано.
КВС Плешаков В.Н., прослушивая команды РП, данные самолёту Л-29 № 01737,
имея в прямой видимости второй самолёт, принял решение заходить на посадку
первым, не выполняя рекомендацию РЛЭ Л-29 о проходе над ВПП на высоте
200м. Такое решение КВС принял, убедившись в том, что полоса свободна
и посчитав текущий момент наиболее благоприятным для посадки.
КВС второго Л-29 № 01737 Яньков О.П., догадавшись о неисправности на самолёте
№ 01611 по отсутствию доклада и наблюдая самолёт визуально, выполнил четвёртый
разворот на удалении, обеспечивающем заход самолёта 01611 впереди себя.
Продолжая выполнять заход, усилив осмотрительность, КВС Плешаков В.Н.
для гарантии докладывая о своих действиях в местах, предусмотренных схемой,
произвёл посадку на левую ВПП с МК=137°, освободил полосу и перешёл на
частоту «Домодедово-руление». После посадки, пробега, освобождения полосы,
возможно от возникших сотрясений или вибраций самолёта, связь восстановилась.
Далее КВС действовал согласно указаниям диспетчера.
С учётом того, что рекомендация РЛЭ Л-29 о проходе на высоте 200м над
ВПП для обозначения себя покачиваниями крыльями рассчитана на выполнение
тренировочных полётов в условиях, когда РП находится на вышке КДП и визуально
наблюдает за полётами, решение КВС Плешакова В.Н. о посадке без прохода
над полосой является правильным.
Следует отметить правильность и своевременность действий диспетчера СДП
Титова А.Н. по обеспечению свободы (готовности) ВПП для заходящего без
связи самолёта Л-29.
Дефект был выявлен и устранён после посадки и заруливания на стоянку,
что отражено в Акте технического расследования отказа радиостанции.
КВС Плешаков Василий Николаевич, 1963г. рождения, образование - Волчанское
училище лётчиков-инструкторов в 1983г. Аттестован как пилот-любитель 01.09.1998г.
Общий налёт 1500 часов, из них самостоятельно 600 часов. ВЛЭК пройдена
19.02.2001г.
Авиационное происшествие в прошлом - 13.04.1984г. отказ двигателя после
взлёта на самолёте Л-29, вынужденная посадка вне аэродрома. Награждён
именными часами председателя ЦК ДОСААФ СССР.
Яньков Олег Павлович, 1968г. рождения, образование высшее. Общий налёт
380 часов на самолётах Як-18Т, С-172, Л-410УВП, Л-29. Аттестован как пилот-любитель
19.06.2000г., ВЛЭК пройдена 28.01.2001г. Авиационных происшествий в прошлом
не имел.
Малин Игорь Леонидович, 1939г. рождения, образование высшее - Иркутское
инженерное авиационно-техническое училище в 1961г., инженер по эксплуатации
самолёта и двигателя, как авиатехник ФЛА РФ аттестован.
Самолёт является единичным экземпляром воздушного судна, созданным на
основе серийного воздушного судна - двухместного учебно-тренировочного
самолёта Л-29 с двигателем М701С, предназначавшегося ранее для первоначального
обучения курсантов в лётных училищах ВВС и учебных организациях ДОСААФ
и тренировки лётного состава.
22.06.2001г. самолёт зарегистрирован в Реестре ФЛА РФ. Удостоверение о
годности к полётам действительно до 14.08.2001г.
В «АэроДжетКлубе» имеются полисы страхования от несчастного случая членов
лётных экипажей, страхования воздушных судов при характере эксплуатации
«учебно-тренировочные полёты», гражданской ответственности перед третьими
лицами.
Авиационный инцидент произошёл вследствие возникшего дефекта - подгара
контактной пары кнопки включения станции, что и привело к кратковременному
отказу радиостанции в режиме «передача».
Данный случай изучить с лётным составом ФЛА РФ.
Техническому составу Отделений ФЛА РФ, учитывая повторяемость дефекта,
особенно весной и осенью, при повышенной влажности, усилить контроль за
состоянием контактной пары кнопки включения радиостанций «Баклан» в режим
«передача».
В Отделениях ФЛА провести занятия по правилам действий при потере радиосвязи
на различных этапах полёта.
Повторно изучить действия в особых случаях полёта (НПП ГА-85 и РЛЭ воздушного
судна).
Начальник лётной инспекции ФЛА РФ Волков Б.А.
|