Заключение по результатам расследования инцидента (кратковременный отказ радиопередатчика) на самолёте Л-29 № 01611 ФЛА РФ при заходе на посадку в аэропорту Домодедово 08.04.2001г., КВС Плешаков В.Н.

08.04.01г. выполнялся перелёт из Мячково двух самолётов Л-29 Отделения ФЛА РФ «АэроДжетКлуб» в аэропорт Домодедово по приглашению руководства аэропорта.
Заявка на перелёт (перегон авиатехники) двух самолётов Л-29 и выполнение тренировочных полётов по схеме аэродрома Домодедово была передана своевременно, разрешение на использование воздушного пространства получено.
Самолёт Л-29 № 01611 ФЛА РФ и его оборудование были подготовлены инженером Малиным И.Л. в объёме требований регламента технической эксплуатации самолёта Л-29.
Все лица, принимающие участие в лётной деятельности, прошли медицинский предполётный контроль, штурманскую подготовку, получили необходимую метеоинформацию, приняли решение и получили диспетчерское разрешение на вылет.
Приняв самолёт от инженера, КВС Плешаков В.Н. произвёл проверку работоспособности двигателя и систем самолёта. Замечаний по работе авиатехники не возникло.
Взлетели самолёты поочерёдно, затем выполнили маневр по сбору в группу, соблюдая согласно рекомендациям п. 7.10.6 НПП ГА-85 дистанцию более 200м. Фактическая погода соответствовала правилам, определяемым п.7.10.7 НПП ГА-85.
Развитие нештатной ситуации началось с отказа передающей части радиостанции «Баклан-5» на самолёте Л-29 № 01611 в районе Ждановского, при переходе с частоты «Домодедово-подход» на частоту «Домодедово-посадка». КВС Плешаков В.Н. попытался установить связь на частотах «Домодедово-подход» и аварийной 121,5 мГц., но безуспешно.
Самолёт Л-29 не оборудован средствами объективного контроля, в частности бортовым магнитофоном, поэтому не представляется возможным проконтролировать попытки установления радиосвязи на указанных частотах. Вторичного выхода на связь на частоте «Домодедово-подход» не зафиксировано.
КВС Плешаков В.Н., прослушивая команды РП, данные самолёту Л-29 № 01737, имея в прямой видимости второй самолёт, принял решение заходить на посадку первым, не выполняя рекомендацию РЛЭ Л-29 о проходе над ВПП на высоте 200м. Такое решение КВС принял, убедившись в том, что полоса свободна и посчитав текущий момент наиболее благоприятным для посадки.
КВС второго Л-29 № 01737 Яньков О.П., догадавшись о неисправности на самолёте
№ 01611 по отсутствию доклада и наблюдая самолёт визуально, выполнил четвёртый разворот на удалении, обеспечивающем заход самолёта 01611 впереди себя.

Продолжая выполнять заход, усилив осмотрительность, КВС Плешаков В.Н. для гарантии докладывая о своих действиях в местах, предусмотренных схемой, произвёл посадку на левую ВПП с МК=137°, освободил полосу и перешёл на частоту «Домодедово-руление». После посадки, пробега, освобождения полосы, возможно от возникших сотрясений или вибраций самолёта, связь восстановилась. Далее КВС действовал согласно указаниям диспетчера.
С учётом того, что рекомендация РЛЭ Л-29 о проходе на высоте 200м над ВПП для обозначения себя покачиваниями крыльями рассчитана на выполнение тренировочных полётов в условиях, когда РП находится на вышке КДП и визуально наблюдает за полётами, решение КВС Плешакова В.Н. о посадке без прохода над полосой является правильным.
Следует отметить правильность и своевременность действий диспетчера СДП Титова А.Н. по обеспечению свободы (готовности) ВПП для заходящего без связи самолёта Л-29.
Дефект был выявлен и устранён после посадки и заруливания на стоянку, что отражено в Акте технического расследования отказа радиостанции.
КВС Плешаков Василий Николаевич, 1963г. рождения, образование - Волчанское училище лётчиков-инструкторов в 1983г. Аттестован как пилот-любитель 01.09.1998г. Общий налёт 1500 часов, из них самостоятельно 600 часов. ВЛЭК пройдена 19.02.2001г.
Авиационное происшествие в прошлом - 13.04.1984г. отказ двигателя после взлёта на самолёте Л-29, вынужденная посадка вне аэродрома. Награждён именными часами председателя ЦК ДОСААФ СССР.
Яньков Олег Павлович, 1968г. рождения, образование высшее. Общий налёт 380 часов на самолётах Як-18Т, С-172, Л-410УВП, Л-29. Аттестован как пилот-любитель 19.06.2000г., ВЛЭК пройдена 28.01.2001г. Авиационных происшествий в прошлом не имел.
Малин Игорь Леонидович, 1939г. рождения, образование высшее - Иркутское инженерное авиационно-техническое училище в 1961г., инженер по эксплуатации самолёта и двигателя, как авиатехник ФЛА РФ аттестован.
Самолёт является единичным экземпляром воздушного судна, созданным на основе серийного воздушного судна - двухместного учебно-тренировочного самолёта Л-29 с двигателем М701С, предназначавшегося ранее для первоначального обучения курсантов в лётных училищах ВВС и учебных организациях ДОСААФ и тренировки лётного состава.
22.06.2001г. самолёт зарегистрирован в Реестре ФЛА РФ. Удостоверение о годности к полётам действительно до 14.08.2001г.
В «АэроДжетКлубе» имеются полисы страхования от несчастного случая членов лётных экипажей, страхования воздушных судов при характере эксплуатации «учебно-тренировочные полёты», гражданской ответственности перед третьими лицами.
Авиационный инцидент произошёл вследствие возникшего дефекта - подгара контактной пары кнопки включения станции, что и привело к кратковременному отказу радиостанции в режиме «передача».
Данный случай изучить с лётным составом ФЛА РФ.
Техническому составу Отделений ФЛА РФ, учитывая повторяемость дефекта, особенно весной и осенью, при повышенной влажности, усилить контроль за состоянием контактной пары кнопки включения радиостанций «Баклан» в режим «передача».
В Отделениях ФЛА провести занятия по правилам действий при потере радиосвязи на различных этапах полёта.
Повторно изучить действия в особых случаях полёта (НПП ГА-85 и РЛЭ воздушного судна).

Начальник лётной инспекции ФЛА РФ Волков Б.А.