Заключение по результатам расследования авиационного происшествия (катастрофы) самолёта «Злин-326» № 01179, Талицы, 18.02.1993г., КВС Подолян А.И.

Самолёт «Злин-326» - двухместный учебно-тренировочный самолёт производства Чехословакии, восстановлен его владельцем - Рудовым П.М., зарегистрирован в Реестре ФЛА РФ на АТК «Россия» под номером 01179 без допуска к полётам, предполагалось участие этого самолёта в историческом разделе аэрокосмического салона в г. Москве.
Пилот А.И. Подолян, 36 лет, в прошлом военный лётчик, никакими данными о его профессиональной подготовке инспекция ФЛА РФ не располагает, обнаруженное при нём свидетельство пилота-любителя не является подлинным - аттестации во ФЛА не проходил.
Заводских документов на самолёт не сохранилось, данные о наработке отсутствуют, известно только, что винтомоторная установка совершенно новая.
Фактическая погода в момент происшествия: облачность 8 октантов, Н=150 метров, слабый снег, видимость 3 км, ветер неустойчивый до 3 м/сек.
17.02.93г. в 16.30 Подолян А.И на самолёте «Злин»-326 № 01179 самовольно взлетел с ещё не открытого для полётов аэродрома «Игумново» Талдомского района Московской обл. и произвёл вынужденную посадку на площадку, подобранную с воздуха из-за полной выработки горючего.
Полёт выполнялся без заявки, без разрешения органов УВД, без связи, без метеоинформации, самолёт к полёту не готовился. В задней кабине находился посторонний гражданин В.В. Свиридов (с целью доставки его на дачу).
Площадка, подобранная с воздуха во время вынужденной посадки представляет собой ровную, заснеженную поверхность вдоль мелиоративного канала. Подходы открытые.
На следующий день 18.02.93г. с 16.00 до 18.00 час с помощью и при попустительстве из-за ложного чувства товарищества членов АТК «Россия» О.А. Уханова и П.М. Рудова, А.И. Подолян производит взлёт с этой площадки, посадив в заднюю кабину О.А. Уханова, с повторением всех тех же нарушений, что и накануне, но с добавлением воздушного хулиганства на взлёте, выразившемся в крутом развороте с креном более 60° на недопустимой высоте 20 - 25 метров на малой скорости, что и привело катастрофе.
Перед взлётом пилот неоднократно прорулил в обоих направлениях с целью укатать снег. Длина разбега составила 315 м, двигатель работал на взлётном режиме до столкновения с землёй. Самолёт полностью разрушился, пилот А.И. Подолян погиб, пассажир О. А. Уханов получил незначительные травмы лица.
Причиной авиационного происшествия с самолётом «Злин-326» № 01179 явились действия пилота А.И. Подоляна, выразившиеся в неправомерном (хулиганском) пилотировании самолёта, которые стали заключительным нарушением в цепи его нарушений всех лётных законов за последние двое суток.


Факторы, обусловившие событие:
- бесконтрольность со стороны руководства АТК «Россия»;
- скрытие вынужденной посадки и угона со стороны членов АТК «Россия» П.М. Рудова и О.А. Уханова.
Самолёт списать, из реестра ФЛА исключить.
Обстоятельства и причины авиационного происшествия с самолётом «Злин-326»
№ 01179 изучить с лётным и техническим составом подразделений ФЛА.
В срок до 25.06.93г. всему лётному и техническому составу ФЛА пройти переаттестацию порядком, установленным постановлением Правления ФЛА № 22 от 16.03.93г.
В срок до 01.06.93г. представить на переосвидетельствование на допуск к полётам и перерегистрацию документы на все воздушные суда, зарегистрированные в реестре ФЛА.
Потребовать от лётного состава ФЛА пунктуального выполнения документов, регламентирующих лётную работу и требования РЛЭ эксплуатируемых типов воздушных судов.
Руководству подразделений ФЛА РФ в срок до 01.04.93г. представить в Инспекцию ФЛА мероприятия и профилактические меры для предотвращения вылетов без заявок и угона воздушных судов.

По материалам расследования (Комиссия: А.Б. Кругов, Н.В. Громцев, О.С. Лякишев,
В.Г. Ковыряко, В.Г. Шелковников).

Начальник лётной инспекции ФЛА РФ Волков Б.А.