Заключение по результатам расследования АПбЧЖ с вертолётом Ми-2 RA 14204 в Рождественно, Самарской области. КВС Ситников В.Р.

03.08. 1999г. в 20.40 (время местное), днём в простых метеоусловиях на аэродроме Самарского спортивного клуба (СК) армии Рождественно потерпел аварию вертолёт
Ми-2 RA 14204, принадлежащий частному лицу Ситникову В.Р.
Ситников Вадим Рудольфович, 1969г. рождения, окончил Уфимское военное училище лётчиков в 1991г. Свидетельства пилота ГА, свидетельства пилота-любителя ФЛА РФ не имеет, наличие справки ВЛЭК, общий налёт, налёт на Ми-2 не известны.
Ситников В.Р. вступил индивидуальным членом в Федерацию любителей авиации России 18.07. 1997г, с руководящими документами ФЛА ознакомлен, положения Устава обязался выполнять. По свидетельству Президента СОФЛА Рябова В.Л. Ситников В.Р. не является членом какого-либо клуба ФЛА, не поддерживает никаких отношений с членами ФЛА РФ в г. Самаре, лётных проверок не проходил, как пилот-любитель ФЛА РФ не аттестовывался.
Вертолёт Ми-2 RA 14204, заводской № 5211002079, в транспортном варианте, изготовлен в ПНР в 1989г., налёт СНЭ - 2484 часа, ППР - 984 часа, имел один ремонт, межремонтный срок службы планера и агрегатов закончился в1996г.
26.05.99г. этот вертолёт без двигателей, рулевого винта, лопастей несущего винта и вентилятора был куплен Ситниковым В.Р. у АООТ А/К СКАСП, а 6 августа вывезен на буксире с территории аэродрома «Смышляевка».
Вертолёт с согласия заместителя начальника базы СК Атаманюка Е. Н. был привезён на территорию базы для ремонта и комплектации, затем туда же были привезены недостающие части и две бочки керосина по 200 литров каждая. В период с 9 по 12.08 вертолёт был укомплектован Ситниковым В.Р. и его знакомым, фамилия не известна, после чего до 23.08.1999г. Ситников В.Р. на аэродроме не появлялся.
Свидетельство о регистрации вертолёта направлено в ФС ВТ РФ для снятия с учёта бывшим владельцем Самарской авиакомпанией спецприменения, Удостоверение о годности к полётам - в ПМТУ ФС ВТ РФ для гашения.
Процедура снятия вертолёта с учёта в Государственном реестре не завершена, в реестре ФЛА РФ вертолёт не числится, Технической комиссией ЛТЦ ЛИИ-ФЛА не освидетельствовался, лётчиком-испытателем ЛМК не облётывался.
23 августа 1993г. владелец вертолёта Ситников В.Р. совершил вылет с площадки бывшего аэродрома «Рождественно» в неизвестном направлении. Данные об объёме предполётной подготовки вертолёта и экипажа, бортовой журнал вертолёта и карты на техническое обслуживание отсутствуют.
Вертолёт был заправлен из двух бочек по 200 л, завезённых Ситниковым В.Р. ранее. Корешка требования на ГСМ, номера паспорта нет, происхождение керосина неизвестно.


Заявка на полёт не подавалась, прогноз погоды не запрашивался, на связь с органами организации воздушного движения КВС не выходил.
Маршрут полёта вертолёта и его местонахождение в течение дня не установлены.
Со слов очевидцев ориентировочно в 20.30 местного времени вертолёт появился над н.п. Рождественно и начал выполнять маневр захода на посадку. Заход выполнялся по пологой глиссаде планирования. Гашение поступательной скорости производилось в непосредственной близости от земли увеличением угла тангажа на кабрирование.
Вертолёт ударился о землю хвостовой опорой, затем рулевым винтом. В следующий момент отломилась хвостовая балка. Вертолёт начал разворачиваться влево и заваливаться на правый борт, поочерёдно касаясь земли лопастями несущего винта, в результате чего лопасти разрушились. Следы, оставленные на земле втулкой несущего винта, дают возможность предположить, что вертолёт сделал полный оборот на 360°, лёжа на правом борту. Раздавлен правый подвесной бак и сломана правая стойка шасси.
На месте АП имеется след от вытекшего керосина площадью 200 кв.см.
По словам очевидцев пилот и пассажир покинули вертолёт самостоятельно, без видимых телесных повреждений, от медицинской помощи отказались.
Сразу после АП вертолёт, по настоянию и под руководством Ситникова В.Р., без составления кроков и Акта о прекращении работ на месте происшествия (в нарушение ПРАПИ ФЛА 99г.), был отбуксирован за пределы лётного поля. Также были убраны все фрагменты разрушения вертолёта, при этом не были приняты меры по сохранению элементов конструкции.
После этого Ситников В.Р. и второй человек, находившийся на борту, скрылись.
Барограф обнаружен в пилотской кабине. Наружный корпус разбит, перо не заправлено чернилами, барограмма отсутствует. Датчик сигнализатора обледенения РИО-3 не обнаружен. Санитарная обработка местности владельцем вертолёта не проводилась.
В результате проведённых исследований и по показаниям свидетелей установлено, что все системы планера, силовой установки и оборудования вертолёта до момента соударения с землёй были исправны и получили повреждения в результате его.
Авиационное происшествие явилось следствием ошибки в технике пилотирования КВС Ситникова В.Р.
Ввиду отсутствия Ситникова В.Р. и какой-либо доказательной документации уровень его профессиональной подготовки установить не представляется возможным.
Пилотам - индивидуальным членам ФЛА РФ рекомендуется вступать в члены какого-либо Отделения ФЛА РФ с целью проведения тренировок, проверок техники пилотирования, аттестации для получения свидетельства пилота-любителя.
Летательные аппараты, имеющиеся в личной собственности граждан, необходимо регистрировать в Государственном Реестре воздушных судов ГА или в Реестре ВС ФЛА России и своевременно представлять на экспертизу Технической комиссии ЛТЦ ЛИИ-ФЛА для получения Удостоверения о годности к полётам.

Начальник лётной инспекции ФЛА РФ Волков Б.А.