Постановление Правления ФЛА РФ по результатам расследования нарушения правил использования воздушного пространства КВС Бондаренко Ю.И. 15.02.2001г.
15.02.2001г. в 12.03 UTC в аэропорту Воронеж (Чертовицкое)
имел место факт нарушения правил использования воздушного пространства
РФ самолётом Як-18Т № 02292 ФЛА РФ - несанкционированный взлёт, полёт
без связи по маршруту Воронеж - Мячково, посадка в аэропорту Мячково в
14.44 UTC на закрытый аэродром, после захода солнца. КВС Бондаренко Ю.
И., авиатехник Данильян В.А.
Назначенной комиссией при расследовании были выявлены следующие факты:
Бондаренко Ю.И., по его объяснениям, приобрёл воздушное судно у Менжулина
Ю.А.
В представленном комиссии экземпляре Договора купли-продажи отсутствуют
номер двигателя М-14П, установленного на самолёте, подпись покупателя,
какая-либо запись о завершении процесса сделки купли-продажи.
Если сделка не завершена, необходима доверенность на право управления
воздушным судном от прежнего владельца. Такая доверенность комиссии не
представлена.
Если сделка завершена, необходима обязательная процедура перерегистрации
ВС при смене владельца, проводимая до его перегонки, без чего Свидетельство
о регистрации и Удостоверение о годности к полётам (срок действия которого
на данном ВС истёк в мае 2000г.) теряют силу.
12.02.2001г. КВС Бондаренко Ю.И. вылетел по маршруту Анапа - Шахты - Воронеж
- Мячково. После посадки с целью дозаправки на аэродроме Шахтинского авиаремзавода,
находился там до 15.02.2001г. «по причине отсутствия метеоусловий аэропорта
Воронеж».
Сотрудникам милиции, встречавшим самолёт в Мячково после сообщения из
аэропорта Воронеж о несанкционированном вылете, Бондаренко Ю.И. заявил,
что утерял свидетельство пилота «во время долговременной стоянки в аэропорту
Шахты».
При досмотре членов экипажа, осмотре самолёта проведёнными лейтенантом
милиции Киреевым Р.В. свидетельства Бондаренко Ю.И. и Данильяна В.А обнаружены
не были.
При явке в Правление ФЛА РФ Бондаренко Ю.И. предъявил свидетельство пилота-любителя
№ 2160, Данильян В.А. - свидетельство авиационного техника ФЛА № 125.
В задании на полёт (Полётном листе) указано: в графе «командир экипажа»
- Бондаренко Ю.И., в графе «в составе экипажа» - Данильян В.А., в графе
«цель полёта» - перелёт Шахты - Воронеж - Мячково. Оборотная сторона Полётного
листа не заполнена. Данильян В.А., согласно его объяснению, находился
на борту в качестве авиатехника.
Предполётный медконтроль пройден в 9.30 15.02.2001г. двумя членами экипажа.
Задание на полёт на участок маршрута Анапа - Шахты комиссии не предъявлено.
В Полётном листе указан метеоминимум КВС Бондаренко Ю.И.: высота облачности
150м, видимость 2000м, ветер 18 м/сек., в свидетельстве пилота-любителя,
в графе VI. «Условия, при которых разрешаются полёты» Бондаренко Ю.И.
присвоен минимум для перелётов: высота облачности 200м, видимость 3000м,
ветер 18 м/сек.
Ответственность перед третьими лицами застрахована Менжулиным Ю. А. в
Военно-стра-ховой компании, полис действителен до 14.07.2001г. По разъяснению
специалиста компании при смене владельца обязательно переоформление полиса
(без дополнительной оплаты).
В числе представленных документов имеется «Сертификат - Свидетельство
о регистрации воздушного судна и допуске его к эксплуатации», выданное
воздушному судну Як-18Т, заводской № 12042, подписанный специалистами
завода 411 ГА и подтверждающий хорошее состояние материальной части и
разрешающее его дальнейшую эксплуатацию до последующего ремонта. На указанном
Сертификате отсутствует дата его выдачи, печать неразборчива. Заводской
номер самолёта Як-18Т № 02292 ФЛА РФ - 5201150. Никаких полномочий техкому
ОАО завода 411 ГА со стороны Председателя Технической комиссии ЛТЦ ЛИИ-ФЛА
по техническому освидетельствованию воздушных судов ФЛА РФ делегировано
не было. Объяснить происхождение этого Сертификата Бондаренко Ю.И. не
смог.
Принадлежность ВС по сообщению из Воронежа- «Аэроклуб Интрудер».
Аэроклуб «Интрудер» как Отделение (клуб, коллективный член, - согласно
прежним наименованиям) в Федерации любителей авиации России не зарегистрирован,
в аэропорту Мячково не базируется. («Intruder» в переводе с английского
- незваный гость, самозванец, самолёт-нарушитель. В.К. Мюллер, англо-русский
словарь, Москва 1992г).
Заявка на полёт на 15.02.2001г. по маршруту Шахты - Воронеж - Мячково
подана согласно установленным правилам, однако в графе РМК указано: /перегон
из ремонта на базу.
Аэропорт Шахты для данного воздушного судна являлся промежуточным пунктом
посадки, а не местом ремонта самолёта, аэропорт Мячково на момент подачи
заявки не являлся местом его базирования.
Метеоусловия для полёта по маршруту Воронеж - Мячково КВС оценил как благоприятные,
однако, согласно его объяснениям «дежурный метеоролог проявил негативное
отношение и трактовал метеоусловия как неблагоприятные».
Получив согласие на прилёт из аэропорта Мячково в светлое время, данное
на основании технической годности аэродрома, Бондаренко Ю.И. принял самостоятельное
решение на вылет, произвёл запись об этом в журнале принятия решений в
АДП, но не получил диспетчерского разрешения на вылет.
«Учитывая тот факт, что диспетчер АДП был неопытен и обладает малым опытом
работы на данной должности и учитывая негативное отношение дежурного метеоролога
ко мне…» (из объяснения КВС), под предлогом переруливания на другую стоянку
Бондаренко Ю.И. вырулил на полосу и произвёл несанкционированный взлёт,
несмотря на неоднократные команды по радио, запрещающие взлёт.
Многочисленные попытки диспетчеров аэропорта Воронеж на частотах руления,
старта, круга, МДП, через борт 48096 сначала предотвратить взлёт, а затем
прервать полёт, убедив Бондаренко Ю.И. вернуться в Воронеж, остались безрезультатными.
После взлёта КВС Бондаренко Ю.И. скорее всего имитировал частичный отказ
радиосвязи - якобы работал только передатчик, а приёмник не работал.
Полёт по маршруту также выполнялся без связи с МДП Воронежа, Липецка,
Тулы.
Вход в МВЗ осуществлён без радиосвязи.
Служба УВД Домодедово была информирована о полёте самолёта без связи,
наблюдала за его движением на экране локатора до момента захода на посадку
в Мячково, предпринятые диспетчером ВДПП попытки вызвать самолёт на связь
не увенчались успехом.
На подлёте к аэродрому Мячково радиостанция на самолёте заработала бесперебойно,
вёлся двухсторонний радиообмен, со стороны экипажа с нарушением фразеологии
радиообмена. КВС Бондаренко Ю.И. заявил, что следует «в режиме радиомолчания».
К моменту прилёта аэродром Мячково закрылся в связи с окончанием светлого
времени, диспетчер рекомендовал экипажу следовать на запасной аэродром
Раменское.
Тем не менее в 14.44 UTC Бондаренко Ю.И. произвёл посадку в Мячково, по
его объяснению с МКпос.= 240°. Согласно документально подтверждённому
сообщению очевидцев - посадка выполнена с МКпос.= 60°. Ветер в момент
посадки 260° - 270° 7, порывы 10 м/сек.
Полёт по маршруту Воронеж - Мячково выполнен без диспетчерского разрешения
на его выполнение, при неблагоприятных прогнозах погоды, предусматривающих
выпадение переохлаждённых осадков и обледенение в облаках и осадках, при
котором полёты по ПВП на воздушных судах, не оборудованных противообледенительной
системой запрещены.
Не состоятельны заявления КВС Бондаренко Ю.И. - погода Воронежа хорошая,
погода Мячково хорошая, согласие на прилёт я имею, они не имели права
меня не выпускать - это не полёт по ППП, для полёта по ПВП необходима
лётная погода по маршруту, наличие или отсутствие которой как раз и определяется
прогнозом погоды по маршруту.
В Воронеже, поскольку прогнозом предусматривалось обледенение, «на всякий
случай произвёл обработку самолёта жидкостью «Арктика», - из объяснения
Бондаренко Ю.И.
Спецжидкостью «Арктика», смешанной с горячей водой, ВС обрабатывается
для удаления снега и льда с поверхности самолёта (при их наличии) во избежание
взлёта на обледеневшем самолёте, а не для предотвращения обледенения в
полёте длительностью более двух часов.
При отказе радиосвязи Бондаренко Ю.И. обязан был выполнить посадку на
аэродроме взлёта или на запасном аэродроме до входа в МВЗ, поскольку п.6
«Инструкции по производству полётов и УВД в Московской воздушной зоне»
запрещает вход в МВЗ без радиосвязи.
По объяснению КВС полёт проходил в благоприятных условиях «на высоте 200-250м
по приведённому давлению», что в принципе невозможно, т.к. среднее превышение
местности на трассе 230м (наибольшее - 248м в районе Красное, 249м в районе
Серебряные Пруды).
«При подходе к МВЗ я ещё раз связался с диспетчером а/п Мячково и запросил
у него условия захода и метеоусловия…» - из объяснения Бондаренко Ю.И.
С высоты 250м невозможно по УКВ связаться с Мячково, находясь при этом
за пределами МВЗ. Первый выход на связь с диспетчером Мячково зафиксирован
в 17.31 мск, за 13 минут до посадки т.е. с учётом времени, необходимого
на заход на посадку, не далее 30 километров от аэродрома.
КВС Бондаренко Юрий Игоревич, 1959 года рождения, образование высшее -
МИИГА в 1982г. по специальности АиРЭО, в 1986г. - эксплуатация самолётов
и двигателей.
Общий налёт в качестве пилота-любителя 1500 часов - со слов Бондаренко
Ю.И., (документально не подтверждено, поскольку лётная книжка им не ведётся),
сведения о последней проверке техники пилотирования комиссии не представлены.
ВЛЭК пройдена 18.02.2001г (т.е. после расследуемого события, предыдущая
справка ВЛЭК комиссии не предъявлена).
Как пилот- любитель аттестован 22.09.1994г., Свидетельство пилота-любителя
№ 2160.
Место работы: авиакомпания Север-Аэро, аэропорт Внуково, технический директор.
Авиатехник Данильян Владимир Александрович, 1956г. рождения, образование
среднее, в подразделениях ФЛА РФ с 1991г., обучение и допуск к работе
при клубе ФЛА «Луч». Как авиатехник ФЛА аттестован 27.09.1994г., Свидетельство
авиационного техника ФЛА № 125.
Освидетельствование ВС проведено Технической комиссией ЛИИ-ФЛА 05.05.1999г.,
на основании чего выдано Удостоверение о годности к полётам, самолёт допущен
к эксплуатации до 05.05. 2000г. Самолёт 12.05.99г зарегистрирован в Реестре
ФЛА РФ, владелец воздушного судна Менжулин Ю.А. Бортовой номер 02292 ФЛА
РФ, заводской № 5201150.
Предъявленное комиссии Удостоверение о годности к полётам, годное на срок
с 12.05.2000г. до 15.05.2001г., инженерной службой ФЛА РФ не выдавалось,
хотя и имеет вид «Удостоверения о годности к полётам воздушного судна
ФЛА РФ». При внимательном изучении можно предположить, что оно выполнено
на струйном принтере после обработки на персональном компьютере. Диаметр
оттиска печати ФЛА на этом Удостоверении на 1мм меньше, чем на подлинном
оттиске. Подписи Президента и Главного инженера ФЛА РФ имеют точечную
структуру линий, хорошо видимую через увеличительное стекло, отсутствует
идентификационная сетка в графах для заполнения. Самолёт 12.05.2000г.
Технической комиссией ЛИИ-ФЛА не переосвидетельствовался.
15.02.2001г. самолёт был подготовлен к вылету авиатехником Данильяном
В.А.
Претензий к работе самолёта и его систем в рассматриваемом полёте не выявлено.
На основании анализа представленных комиссии документов выявлено:
- отсутствует оформленный документ, подтверждающий куплю-продажу ВС, нет
доверенности прежнего владельца на право управления ВС (если она не состоялась),
ВС не перерегистрировано на нового владельца (если она состоялась);
- предъявленная комиссии медицинская справка свидетельствует о прохождении
Бондаренко Ю.И. ВЛЭК уже после расследуемого события;
- нет Удостоверения о годности к полётам, предъявлено поддельное Удостоверение;
- полётный лист выписан с промежуточного пункта посадки;
- авиатехник Данильян В.А. вписан в графу «в составе экипажа» в полётном
листе;
- минимум погоды КВС Бондаренко Ю.И., внесённый в полётный лист не соответствует
таковому в свидетельстве пилота-любителя;
- цель полёта в ППЛ, графа РМК: /перегон из ремонта на базу, хотя аэропорт
Шахты являлся промежуточным пунктом посадки, а не местом ремонта самолёта,
а аэропорт Мячково на момент подачи заявки не являлся местом его базирования;
- несанкционированный взлёт в аэропорту Воронеж несмотря на запрещающие
команды диспетчера; имитация частичного отказа радиосвязи после взлёта;
- не выполнение посадки в аэропорту вылета согласно диспетчерскому указанию
или по причине отказа радиосвязи;
- полёт по маршруту и вход в МВЗ без радиосвязи;
- нарушение фразеологии радиообмена при выходе КВС Бондаренко Ю.И. на
УКВ радиосвязь с КДП Мячково;
- посадка в аэропорту Мячково после захода солнца вопреки диспетчерской
рекомендации ухода на запасной аэродром;
- посадка с попутным ветром, превышающим допустимый.
Согласно выявленным недостаткам при выполнении перелёта на самолете ЯК-18Т
№ 02292 ФЛА РФ, пилотируемым КВС Бондаренко Ю.И., был допущен ряд грубых,
граничащих с воздушным хулиганством нарушений, которые ведут к дискредитации
идеи любительской авиации. Демонстративное игнорирование правил полётов,
имитация отказа радиосвязи после взлёта, не выполнение команд диспетчера,
посадка на дневной аэродром после захода солнца, посадка с попутным ветром,
превышающим допустимое значение могли привести к непоправимым последствиям
и явились угрозой безопасности полетов.
Правление ФЛА России постановляет:
За допущенные нарушения, не совместимые со званием пилота-любителя Федерации
любителей авиации России, Бондаренко Юрия Игоревича из членов ФЛА исключить,
свидетельство пилота-любителя № 2160, выданное Бондаренко Ю.И. 22.09.1994г.
изъять и считать погашенным.
Главному инженеру ФЛА РФ Шнырёву А.Г. выяснить принадлежность ЕЭВС, имеющего
прототипом самолёт Як-18Т заводской № 5201150, и решить вопрос о его дальнейшей
регистрации.
Руководителям Отделений ФЛА РФ данное авиационное событие разобрать с
лётным и техническим составом ФЛА, разъяснить недопустимость подобных
действий.
Дополнительно изучить правила принятия решения на вылет, правила полетов
в МВЗ, действия при отказе радиосвязи.
Президент ФЛА РФ, заслуженный
лётчик-испытатель СССР
В.В.Заболотский.
|