ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ФЛА РФ по результатам расследования катастрофы самолёта «Шмель» № 01614 ФЛА РФ, происшедшей 04.05.98г. в Ставропольском крае.

04.05.98г. в н.п. Казинка Шпаковского района Ставропольского края во время выполнения эксплуатационно-испытательных работ на АХР потерпел катастрофу самолёт «Шмель», принадлежащий АТК «Вертикаль» (Московская обл. г.Дубна).
Катастрофа произошла в результате столкновения самолёта с землёй во время выполнения разворота при заходе на очередной гон. КВС летчик-испытатель Новиков Ю.В. погиб. Комиссией, расследующей АП, были выявлены недостатки в организации работы в АТК «Вертикаль» и личная лётная недисциплинированность КВС Новикова Ю.В.
Старшим в группе из двух самолётов был КВС Золотаренко В.А., ранее имевший опыт полётов на АХР в ГА в качестве КВС Ан-2. То, что Золоторенко В.А. не является лётчиком-испытателем не служит препятствием для выполнения им некоторых видов испытательных полётов и назначению его старшим в группе, но это тоже не было оформлено приказом по клубу. Не точно сформулирован пункт приказа по АТК «Вертикаль», допускающего к производству АХР Золоторенко В.А. (не как прошедшего тренировку к данному виду работ, а как ранее имевшего опыт).
Подготовка Новикова Ю.В. и Золоторенко В.А. к полётам на эксплуатационно - экспериментальные полёты на АХР в клубе проведена, но должным образом не оформлена. Полёты на АХР в н.п. Казинка выполнялись без заявок и получения разрешения на использование воздушного пространства, без метеообеспечения. Прогнозы погоды пилотами не получались, фактическая погода оценивалась самостоятельно. Свидетельств пилота-любителя Новиков Ю.В. и Золоторенко В.А. не имеют. КВС Новиков Ю.В.,1955г. рождения, окончил Омское лётно-техническое училище ГА и ОЛАГА. Общий налёт 8000 ч. Ранее работал пилотом-инструктором в Актюбинском высшем лётном училище ГА на самолёте Як-18т, затем 2-ым пилотом и КВС самолёта Ту-134 в Литовском УГА. Вынужденный уйти из ГА в результате выхода Литвы из СССР, перешёл на работу в Дубненский машиностроительный завод, где затем получил квалификацию лётчика-испытателя. Ещё до поступления в училище ГА Новиков Ю.В. имел налёт на самолётах Л-29, МиГ-15, МиГ-17, а затем при работе на ДМЗ - на Су-29. Все эти самолёты отличает значительная тяговооружённость по сравнению с самолётом «Шмель».Пилотирование этих самолётов значительно отличается от пилотирования лёгкого «Шмеля». Навыки, усвоенные на Су-29, могли сыграть отрицательную роль при пилотировании «Шмеля» на АХР. КВС Новиков Ю.В. осваивал новый для себя вид работы, один из самых сложных в применении авиации в народном хозяйстве - АХР. Стараясь увеличить производительность, решил сократить время разворотов, выполняя не «стандартный разворот», а разворот методом «поворот на горке». Но то, что легко получалось на самолёте с мощной силовой установкой и на большой высоте, оказалось невозможным на «Шмеле». «Поворот на горке» - фигура высшего пилотажа, связан с потерей скорости во время его выполнения, а для её разгона нужна гораздо большая высота, чем та, на которой выполняются развороты на АХР и большая мощность силовой установки. До этого случая КВС Новиков Ю.В. допускал нарушения в полётах - развороты на недопустимо малой высоте (свидетельство тому - листья и ветка дерева на шасси самолёта) и полёты с отрицательными перегрузками (об этом говорят следы выбросов масла из двигателя ). КВС Новиков Ю.В. явно переоценил возможности свои и самолёта. Ввиду прекращения в 1995г. государством финансирования программы создания многоцелевого одноместного самолёта, который можно было бы использовать для МО и УМО обработки растений, создатель самолёта «Шмель» ОКБ «Тайфун» вынуждено было изыскивать средства для продолжения работ. За доводку самолёта взялась общественная организация - АТК «Вертикаль», одним из направлений уставной деятельности которого являются исследовательские и опытно-конструкторские работы в области авиации, а квалификация сотрудников позволяет решать поставленные задачи. АТК «Вертикаль» участвует в постоянно действующем Конкурсе на лучшую разработку СЛА для АХР, объявленном ВНИИПАНХ ГА. Ранее бывшие авиаотряды ГА прекрасно справлялись с куда большим, чем нужно сейчас объёмом АХР. Сейчас подавляющее большинство их или совсем не выполняет АХР, или выполняет очень мало и слишком дорого для хозяйств. Пока такой порядок будет сохраняться, хозяйства, борясь с катастрофическим падением урожайности, вынуждены обращаться за помощью не к тем, кто по нормам ФАС имеет право, но не работает по той или иной причине, а к любому частному или юридическому лицу, располагающему оборудованными для производства АХР воздушными судами. А молодых, полных сил и опытных в этом виде работ, не занятых в авиакомпаниях, пилотов пока ещё достаточно много.
Инспекция ФАС разрешает выполнение АХР авиакомпаниям, эксплуатирующим самолёты Ан-2 (у большинства из которых уже закончился межремонтный или общий ресурс) и имеющим лицензию на данный вид работы. Самолёты, подобные «Шмелю», не имеют сертификата типа и поэтому их не могут использовать сертифицированные авиакомпании. Эксплуатационно-испытательные полёты самолёта «Шмель» на АХР имели своей целью доведение самолёта или его возможных модификаций до сертификации. При отсутствии разрешения Инспекции МВ РУ ФАС на производство таких полётов невозможно заключить договора на обеспечение полётов через УВД; заявки на полёты не принимаются и не обеспечиваются. Руководству АТК «Вертикаль» необходимо получить в Департаменте авиационной промышленности подтверждение на право проведения эксплуатационно-испытательных полётов на самолёте «Шмель» для внедрения его в народное хозяйство и согласовать свою работу с РУ ФАС, на чьей территории она проводится. Правление ФЛА РФ вынуждено повторить рекомендации, выданные в «Заключении по результатам расследования катастрофы самолёта М-12 «Касатик» 14.10.97г. в г. Самаре».

Правление ФЛА РФ постановляет:

Данную информацию изучить с личным составом ФЛА РФ;

Руководству АТК «Вертикаль»;

-провести разбор с личным составом обстоятельств и причин лётного происшествия;
-исключить случаи полётов без заявок и получения разрешения на вылет;
-обратить внимание на личные качества работников из числа лётного состава;
-прохождение тренировок, получение допусков пилотами АТК своевременно оформлять записями в лётных книжках;
-прохождение медосмотра перед вылетом оформлять в задании на полёт или в специальном журнале;
-выполнить указанные выше процедуры согласования своей работы с Департаментом авиационной промышленности и РУ ФАС РФ, на чьей территории она проводится;
-заключать договора на обеспечение полётов с метеослужбой и со службой УВД ближайшего аэропорта ГА или военного аэродрома.

Руководящему составу коллективных членов ФЛА РФ:

-повысить контроль за соблюдением дисциплины и правил полётов, обратив особое внимание на опасность переоценки своих профессиональных качеств отдельными пилотами;
-следить за уровнем подготовки лётного состава, выявлять лиц, склонных к нарушениям;
-при обнаружении случаев преднамеренного нарушения рекомендаций РЛЭ, правил полётов, принимать строгие меры к нарушителям, вплоть до погашения свидетельства пилота-любителя и исключения из членов ФЛА РФ.
Запретить полёты в качестве КВС или пилота-инструктора на самолётах, зарегистрированных в Реестре ФЛА РФ лётному составу, не имеющему свидетельства пилота-любителя (кроме испытательных полётов, выполняемых лётчиками-испытателями Лётно-методической комиссии ЛИИ-ФЛА). Всему лётному составу, имеющему свидетельства пилотов ГА, ДОСААФ или соответствующие им документы военного лётчика и эксплуатирующему воздушные суда с бортовыми регистрационными номерами ФЛА РФ, но не имеющему свидетельства пилота-любителя, в течение 1998г. пройти переаттестацию в центральном органе ФЛА РФ согласно «Положению о порядке аттестования пилотов-любителей» .

Начальник лётной инспекции ФЛА РФ Б.А. Волков.