Президент
Федерации любителей авиации РФ
25 июня 1995 г. И. ВОЛК

Заместитель председателя
Государственного комитета РФ по оборонным отраслям промышленности
13 июля 1995 г. А.БРАТУХИН

Положение о порядке выдачи технических заключений на экспериментальные воздушные суда (ЭВС) ФЛА РФ, их испытаний, регистрации, эксплуатации и выдачи свидетельств на управление ими.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 747 "0 мерах по дальнейшему развитию авиации общего назначения" и определяет порядок выдачи технических заключений на экспериментальные воздушные суда (ЭВС) о годности их к эксплуатации, испытаний, регистрации, выдачи свидетельств на управление, а также летной эксплуатации ЭВС.

1.2. К экспериментальным воздушным судам (ЭВС) относятся вое воздушные суда непромышленной постройки, созданные конструкторами-любителями, клубами технического творчества, студенческими конструкторскими бюро и т.п. ( в дальнейшем - самодеятельные организации). К ЭВС также относятся воздушные суда построенные в заводских условиях, но снятые о эксплуатации по различным причинам, например: описанные по аварии, по выработке ресурса, по календарному сроку, по приказам, как устаревшие типы, но доведенные до летного состояния. К ним прежде всего относятся воздушные суда представляющие большую историческую ценность или суда сохранившиеся в единичных экземплярах и т.п.

1.3. экспериментальные воздушные суда допускаются к эксплуатации решением Технической комиссии Главного Управления авиапромышленности Госкомоборонпрома РФ и ФЛА РФ, действующими в соответствии с настоящим Положением. ЭВС допускается к испытаниям и эксплуатации после установления его соответствия техническим требованиям, определяемым Главным Управлением авиапромышленности Госкомоборонпрома РФ.

2. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ НА ЭВС

2.1. Порядок выдачи технических заключений, удостоверяющих готовность ЭВС к проведению летных испытаний, устанавливается в зависимости от категории ЭВС. ЭВС подразделяются на шесть категорий:

  1. категория - ЭВС, построенные по готовой авторской документации, имеющие в качестве прототипа уже испытанные ранее ЭВС, получившие положительную оценку;
  2. категория - ЭВС традиционной конструктивной и аэродинамической схемы новой разработки, не имеющие определенного прототипа;
  3. категория - ЭВС, построенный по вновь разработанной документации, предлагаемый для повторения в рамках самодеятельного технического творчества иди серийного выпуска ;
  4. категория - ЭВС, не имеющие прототипов по аэродинамической или конструктивной схемам.
  5. категория - ВС серийной постройки, снятые ранее о эксплуатации и доведенные до летного состояниями силами самодеятельных организаций или физических лиц.
  6. категория - ВС суда промышленной зарубежной постройки не имеющие сертификата типа в нашей стране.
2.2 Технические заключения о готовности ЭВС к проведению летных испытаний выдаются только по заявке организации технической комиссией Главного Управления авиапромышленности Госкомоборонпрома РФ и ФЛА РФ. К заявке прилагаются документы, перечисленные в приложении № 1. Заявитель несет личную ответственность за достоверность сведений, представляемых в техническую комиссию.

2.3 При выдаче заключения технической комиссией оцениваются аэродинамические и прочностные характеристики ЭВС, качество его изготовления, техническое состояние, соответствие документации ЭВС - прототипа для ЭВС 1 категории.

2.4. Техническая комиссия дает экспертную оценку конструкции и при необходимости назначает дополнительные испытания о привлечением материаловедов, аэродинамиков и других специалистов. По замечаниям технической комиссии выполняются доработки конструкции, после чего выдается заключение о готовности к летным испытаниям. Образец заключения приведен в приложении № 3.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ И ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ГОДНОСТИ ЭВС К ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

3.1. Свидетельство о годности ЭВС к летной эксплуатации выдается летне-методической комиссией по ЭВС Летноисследовательокого института Главного Управления авиапромышленности РФ (ЛИК ЛИИ ГУАП) на основании результатов летных испытаний.

3.2. Для проведения летных испытаний в ЛМК ЛИИ ГУАП представляются следующие документы: письменное заявление руководителя организации, представляющей ЭВС, с подтверждением готовности ЭВС к летным испытаниям? заключение технической комиссии; руководство по летной эксплуатации ЭВС.

3.3. ЛМК ЛИИ ГУАП разрабатывает и утверждает программу летных испытаний и назначает летчика-испытателя. Летные испытания проводятся летчиками-испытателями, назначенными приказом Главного Управления авиапромышленности Госкомоборонпрома РФ. Летные испытания ЭВС 1,2,5,6 категорий могут выполнять летчики других ведомств, прошедшие специальный курс летной и теоретической подготовки и получившие соответствующий допуск ЛМК ЛИК (по согласованию с этими ведомствами).

3.4. Летные испытания ЭВС 2,3,4,5,6 категорий проводятся с участием представителей ЛМК ЛИК. Место и время испытаний выбираются по согласованию о руководителем организации, представляющей данное ЭВС.

3.5. При положительных результатах испытаний ЛМК ЛИК и ФЛА РФ выдают свидетельство о допуске ЭВС к летной эксплуатации о учетом летных ограничений, назначаемых в руководстве по летной эксплуатации.

3.6. На каждое ЭВС, годное к эксплуатации, заводится формуляр, в котором отражаются результаты технической экспертизы, испытаний, летной эксплуатации, общий налет, осмотры и повторные освидетельствования, проводимые в обязательном порядке по истечении первоначально назначенного срока эксплуатации. В формуляре отражаются также вносимые в конструкцию изменения, ее ремонты и доработки. На каждом ЭВС одновременно о выдачей формуляра инженерной службой ФЛА РФ в специально определенном месте производится клеймение номера двигателя и планера (если таковые не установлены заводом изготовителем). По рекомендации технической комиссии или инженерной службы ФЛА РФ в регламенты технического обслуживания и руководства по летной эксплуатации для ЭВС 5 и 6 категорий должны быть внесены соответствующие изменения учитывающие особенности эксплуатации и состояния данного экземпляра ЭВС.

3.7 Свидетельства о годности к летной эксплуатации ЭВС выдаются сроком на один год. В дальнейшем ЭВС ежегодно представляется в техническую комиссию на переосвидетельствование, при положительных результатах которого срок действия свидетельства продлевается. При непредставлении ЭВС на ежегодное переосвидетельствование инженерная служба и летная инспекция ФЛА РФ принимает решение о запрете полетов на данном ВС с уведомлением этом старшего авиационного начальника организации эксплуатирующей ЭВС и местного органа ЕС УВД.

3.8 Замена двигателя ЭВС на другой тип делает недействительным выданное свидетельство. Замена колес шасси на лыжи не вызывает прекращения действия свидетельствам если при этом изменение массы и положение центра масс находится в установленных пределах. Иные модификации, не приводящие к изменению аэродинамического и конструктивного облика ЭВС, должны быть согласованы о технической комиссией.

3.9 Заявки на освидетельствование ЭВС технической комиссией и летные испытания направляются в ФЛА РФ.

4. РЕГИСТРАЦИЯ СВС

4.1. Регистрация ЭВС производится ФЛА РФ на основании заявления руководителя организации и свидетельства; о годности ЭВС к летной эксплуатации о соблюдением порядка регистрации установленного во ФЛА РФ.

4.2. На каждое ЭВС должен быть нанесён присвоенный ему регистрационный опознавательный знак. Государственные опознавательные знаки наносятся на ЭВС в соответствии с правилами, установленными Главнокомандующим ВВС РФ.

5. ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭВС

5.1. Организация или физическое лицо, которым принадлежит ЭВС, несет полную ответственность за его хранение и соблюдение правил эксплуатации.

5.2. Полеты ЭВС выполняются в организациях в соответствии о с Воздушным кодексом Союза ССР, Положением об использовании воздушного пространства СССР, Основными правилами полетов в воздушном пространстве СССР (ОПП-85), Наставлением по производству полетов на ЭВС (Приложение № 4) и другими документами, регламентирующими летную работу и управление воздушным движением.

5.3. Контроль за соблюдением правил пользования ЭВС осуществляется старшими авиационными начальниками организаций, эксплуатирующих ЭВС.

5.4. Лица, виновные в нарушении правил пользования ЭВС и использования воздушного пространства, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Расследование летных происшествий о ЭВС производится комиссией, назначаемой ФЛА РФ по согласованию о другими заинтересованными и ведомствами в соответствии со специальным положением.

6. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВА НА УПРАВЛЕНИЕ ЭВС

6.1. Право на управление ЭВС может получить каждый гражданин достигший 16 лет, отвечающий по состоянию здоровья медицинским требованиям, предъявляемым, в зависимости от категории ЭВС, к пилотам-любителям, прошедшим курс теоретической и летной подготовки в государственной или общественной авиационной организации под руководством инструктора, аттестованного ЛМК ЛИИ или ВКК ФЛА РФ. Свидетельство на управление ЭВС ведается после окончания курса подготовки местными квалификационными комиссиями по предс-тавлению руководителя самодеятельной организации и летчика-инструктора и сдачи необходимых экзаменов в соответствии с Положением о порядке аттестования пилотовлюбителей.

6.2. Подготовка летчика-инструктора к полётом на данном типе ЭВС осуществляется под руководством летчика-испытателя из состава ЛМК ЛИИ либо летчика-инспектора ФЛА РФ, по завершении подготовки летчику-инструктору выдается допуск к инструкторским полетам на данном типе ЭВС.

7. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ПО ВЫДАЧЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ НА ЭВС И ИХ ИСПЫТАНИЙ.

7.1. Финансирование работ по выдаче технических заключений на ЭВС и их испытаний производится за счет организаций или физических лиц представляющих ЭВС.

7.2. Вышеперечисленные работы выполняются после заключения прямых договоров с ФЛА РФ и перечислением установленных средств на расчетный счет ФЛА РФ. Приложение № 1

ПЕРЕЧЕНЬ документации, предъявляемой технической комиссии с целью получения заключения о готовности к летным испытаниям для ЭВС 1,2,3,4 категорий

1. Анкета (приложение 2).

2. Чертеж общего вида ЭВС с основными размерами в масштабе 1:20.

3. Компоновочный чертеж ЭВС в масштабе 1:10.

4. Фотография ЭВС после завершения постройки в различных ракурсах: сбоку, опереди, сзади, 3/4 опереди.

5. Чертежи (эскизы) основных силовых узлов, в том числе узлов крепления крыла, оперения, двигателя, управляющих поверхностей, шасси, с указанием основных размеров и марки материалов.

6. Схемы топливной системы, электросистемы, системы ПВД, системы управления.

7. Расчеты прочности основных силовых агрегатов ЭВС.

8. Акт о составе серийного оборудования используемого на данном ЭВС, его пригодности, наличии на него паспортов. Акт подписывается руководителем организации (владельцем судна) и инженерной службой.

9. Руководство по летной эксплуатации ЭВС, в которое должны войти следующие разделы:
  основные летне-технические характеристики по скорости и перегрузками
  краткое техническое описание ЭВС;
  краткая инструкция летчику по выполнению полетов на данном типе ЭВС, включающая в себя описание действий летчика при выполнении взлета, посадки, полета по кругу, фигур пилотажа и т.д.

Приложение №1
ПЕРЕЧЕНЬ документации, предъявляемой технической комиссии о целью получения заключения о готовности к летным испытаниям для ЭВС 5 и 6 категорий

1. Анкета (приложение 2).

2. Компоновочный чертеж ЭВС в масштабе 1:10.

3. Фотография ЭВС в различных ракурсах: сбоку, опереди, сзади, 3/4 спереди.

4. Заводской формуляр на судно (если таковой имеется). При отсутствии формуляра представить: схемы основных силовых узлов крепления крыла, оперения, двигателя, управляющих поверхностей, шасси, с указанием основных размеров и марки материалов, а также результаты экспертизы этих элементов.

5. Схемы топливной системы, электросистемы, системы ПВД, системы управления. Акт о составе серийного оборудования используемого на данном ЭВС, его пригодности, наличии на него паспортов. Акт подписы-вается руководителем организации (владельцем судна) и инженерной службой.

6. Руководство по летной эксплуатации ЭВС, в которое должны войти следующие разделы:
  основные летно-технические характеристики по скорости и перегрузкам;
  краткое техническое описание ЭВС;
  краткая инструкция летчику по выполнению полетов на данном типе ЭВС, включающая в себя описание действий летчика при выполнении взлета, посадки, полета по кругу, фигур пилотажа и т.д.;

Приложение № 2
ФОРМА АНКЕТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ В ТЕХНИЧЕСКУЮ КОМИССИЮ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1. Тип ЭВС.

2. Название ЭВС.

3. Автор (руководитель) разработки ЭВС.

4. Адрес, телефон руководителя представляющей организации.

5. Краткие сведения о других участниках разработки, краткие сведения о представляющей организации и ее производственной базе.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЭВС

1. Размах крыла, м.

2. Площадь крыла, м2.

3. Средняя аэродинамическая хорда крыла, м.

4. Сужение крыла.

5. Угол установки крыла, град.

6. Угол установки крыла, град.

7. Угол поперечного V-крыла, град.

8. Профиль крыла (у корня и на конце крыла, тип профиля и относительная толщина в %).

9. Площадь элеронов, м2, размах элерона, м.

10. Площадь закрылков, м2, размах закрылка, м.

11. Размах горизонтального оперения , м.

12. Площадь горизонтального оперения, м2.

13. Плечо горизонтального оперения (расстояние от четверти средней аэродинамической хорды крыла до четверти средней аэродинамической хорды горизонтального опере-ния), м.

14. Угол установки стабилизатора, град.

15. Площадь руля высоты, м2.

16. Угол отклонения руля высоты: вверх, вниз, град.

17. Площадь вертикального оперения» м2.

18. Плечо вертикального оперения, м.

19. Площадь руля направления, м2.

20. Углы отклонения руля направления, град.

21. Длина фюзеляжа, м.

22. Ширина фюзеляжа по кабине лётчика/высота фюзеляжа м.

23. Колея колея/база шасси, м.

24. Размер колес: основных, мм, носового/хвостового, мм.

ВЕСОВЫЕ ДАННЫЕ

1. Максимальный взлётный вес, кг.

2. Вес пустого, кг.

3. Вес топлива, кг.

4. Центровка пустого ЭВС, % САХ.

5. Диапазон полетных центровок, % САХ.

6. Вес полезной нагрузки, кг.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

1. Тип и марка двигателя.

2. Особенности силовой установки (наличие редуктора, доработки двигателя и т.д.).

3. Взлётная мощность, л.с..

4. Обороты двигателя/воздушного винта, об/мин.

5. Диаметр-шаг воздушного винта, м.

6. Статическая тяга винта, кг.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Скорость сваливания, км/час.

2. максимальная скорость горизонтального валета, км/час.

3. Максимальная скорость пилотирования, км/час.

4. Крейсерская скорость, км/час.

5. Скороподъемность у земли, м/сек.

6. Диапазон эксплуатационных перегрузок.

7. Особенности ЭВС, на которые автор хочет обратить внимание технической комиссии.

Приложение № 3
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМИССИИ О ГОТОВНОСТИ ЭВС К ЛЕТНЫМ ИСПЫТАНИЯМ

1. Краткая характеристика летательного аппарата.

2. Экспертная оценка аэродинамических и летне-технических характеристик ЭВС.

3. Оценка прочности ЭВС о указанием результатов статических испытаний аппарата и отдельных образцов, если они проводились.

4. Результаты наземных испытаний силовой установки с указанием фактически замеренной тяги винта, оборотов винта, оценка надежности силовой установки.

5. Оценка возможности и средств аварийного покидания ЭВС в аварийной обстановке на земле и в воздухе.

6. Экспертная оценка качества изготовления ЭВС.

7. Перечень недостатков, выявленных при осмотре и подлежащих устранению до начала летных испытаний.

8. Результаты взвешивания ЭВС о указанием; веса пустого ЭВС и взлетного веса при различных вариантах загрузки, расчет центровки ЭВС при различных вариантах загрузки, характерных для данного аппарата.

9. Краткая характеристика выявленных особенностей ЭВС.

10. Летные ограничения, налагаемые технической комиссией на взлетный вес, центровку, скорости полета, полетные перегрузки, режимы работы силовой установка, сроки эксплуатации и ресурс ЭВС и т.д..

11. Рекомендации технической комиссии летчику-испытателю и летно-методической комиссии.

12. Выводы о возможности проведения летных испытаний и дальнейшей летной эксплуатации.