6.9. СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Силовая установка самолета состоит из двигателя АИ-14РА с воздушным винтом УС-122000 и систем: топливной, масляной, охлаждения и запуска.

Авиационный двигатель АИ-14РА - четырехтактный, бензиновый, воздушного охлаждения и воздушного запуска, девятицилиндровый, однорядный со звездообразным расположением цилиндров и карбюраторным смесеобразованием.

Двигатель имеет редуктор с передаточным числом от коленчатого вала 0,787 и центробежный нагнетатель с односкоростным механическим приводом.

Мощность двигателя на взлетном режиме 260-2% л. с. при удельном расходе топлива 255-280 г/л. с. ч.

На двигателе установлены следующие основные агрегаты:

воздушный винт УС 122000;

регулятор частоты вращения Р-2;

два магнето М-9;

бензиновый насос 702М;

масляный насос АИ-14P/VI;

воздушный компрессор АК-50М;

генератор ГСК-1500М.

На головке каждого цилиндра установлены по две свечи зажигания и одному пусковому клапану. Запуск двигателя осуществляется сжатым воздухом от бортового воздушного баллона.

Воздушный винт УС-122000 - двухлопастной, тянущий, с автоматически изменяемым в полете шагом. Винт работает по прямой схеме (поворот лопастей в сторону увеличения шага происходит под действием моментов, создаваемых центробежными силами противовесов, а в сторону уменьшения шага - под воздействием давления масла на поршень цилиндровой группы винта).

Топливная система самолета.

Служит для обеспечения питания двигателя топливом на всех режимах его работы и при любых условиях полета.

Схема топливной системы приведена на рис. 9.

В нее входят:

1. Основные (крыльевые) топливные баки. 2. Переливные бачки. 3. Расходный бачок. 4. Топливный фильтр. 5. Топливный кран, 6. Топливомер. 7. Обратный клапан. 8. Заливной шприц. 9. Дренажный трубопровод. 10. Трубопроводы. 11. Заливные горловины. 12. Топливный насос. 13. Датчик давления топлива. 14. Обратный клапан.

Из основных баков топливо по двум трубопроводам поступает в расходный бачок, разделенный перегородкой на две секции. Из расходного бачка топливо по двум трубопроводам с обратными клапанами через топливный кран, обеспечивающий питание двигателя топливом из обоих крыльевых баков или одного из них, подходит к тройнику. От тройника топливо по одному из ответвлений поступает к коловратному бензонасосу 702М, обеспечивающему подачу топлива в карбюратор двигателя.

Рис. 9. Схема топливной системы

По другому ответвлению топливо поступает к заливному шприцу, обеспечивающему подачу топлива в смесесборник при запуске двигателя.

Для обеспечения надежного питания двигателя топливом при полете с креном служат переливные бачки, наполняемые топливом самотекам из основных баков.

Контроль количества топлива в основных баках осуществляется при помощи поплавковых рычажных топливомеров, установленных в каждом из крыльевых баков. Внешняя шкала топливомера служит для замера количества топлива при стояночном положении самолета, внутренняя - для контроля запаса топлива в полете.

Масляная система

Служит для смазки трущихся деталей двигателя, отвода тепла от трущихся поверхностей и выноса металлических частиц, образовавшихся в результате износа деталей.

Схема масляной системы приведена на рис. 10. В нее входят:

1. Маслобак. 2. Заливная горловина. 3. Маслорадиатор. 4. Сливной кран. 5. Переливной кран. 6. Маслонасос. 7. Масляный фильтр. 8. Датчик температуры масла. 9. Датчик давления масла. 10. Указатель давления масла. 11. Указатель температуры масла. 12. Мерная линейка. 13. Кран разжижения масла. 14. Шланг маслосистемы. 15. Шланг подвода бензина. 16. Бензонасос. 17. Манометр давления бензина. 18. Кнопка разжижения масла.

Для эксплуатации маслосистемы в условиях низких температур предусмотрена система разжижения масла бензином, состоящая из электрокрана 772А и трубопроводов.

Маслобак сварен из листового алюминия. Внутри маслобака остановлен пеногаситель. Замер количества масла осуществляется масломерной линейкой с делениями от 4 до 16 литров. Маслорадиатор выполнен из латуни. Для защиты маслорадиатора от разрушения при запуске, а также для ускорения прогрева масла в условиях низких температур атмосферного воздуха радиатор имеет перепускной клапан, обеспечивающий перепуск масла из двигателя в маслобак, минуя радиатор.

Во время работы двигателя масло из маслобака поступает самотеком через фильтр на вход нагнетающей ступени шестеренчатого насоса и далее под давлением в двигатель.

После смазки трущихся деталей двигателя масло стекает в отстойник и откачивающей ступенью маслонасоса прокачивается через радиатор в бак.

Давление и температура входящего в двигатель масла контролируется электрическим индикатором.

Система охлаждения силовой установки служит для охлаждения рабочих цилиндров двигателя и масла. Цилиндры двигателя охлаждаются воздухом, поступающим через основные и дополнительные жалюзи. Управляются основные жалюзи рукояткой из кабины экипажа.

Рис. 10. Схема масляной системы

Рис. 11. Приборная доска (для самолетов выпуска до 1981 г.)

Дополнительные жалюзи служат для охлаждения верхних цилиндров двигателя. Управление дополнительными жалюзи осуществляется только на земле в зависимости от температуры атмосферного воздуха.

Жалюзи маслорадиатора состоят из трех створок, соединенных между собой при помощи рычажков. Управление жалюзи осуществляется вентилем, соединенным с рычажком одной из створок.

Приборы контроля силовой установки включают:

электрический тахометр ОЭ-932, служащий для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя в диапазоне от 600 до 3000 об/мин;

трехстрелочный электрический индикатор ЭМИ-ЗК, служащий для измерения давления топлива в диапазоне 0-1,0 кгс/см2, давления масла в диапазоне 0-15,0 кг/см2 и температуры масла в диапазоне 0-150°С;

термометр ТЦТ-13, служащий для измерения температуры головки цилиндра № 1 двигателя в диапазоне от 0 до 350°С;

мановакуумметр ЭИ-1000А, служащий для измерения давления топливовоздушной смеси в смесесборнике двигателя в диапазоне от 100 до 1000 мм.рт.ст.;

термометр ТУЭ-48, служащий для измерения температуры воздуха, поступающего в карбюратор.