3. ПОДГОТОВКА К ПОЛЁТУ.

3.1. Общие указания по расчёту полёта.

Согласно заданию на полёт определить основные параметры выполняемых этапов полёта (потребное время, высоты, скорости, необходимое количество топлива, масла) и произвести соответствующие расчёты согласно раздела 7.

3.2. Техническая подготовка к полёту.

3.2.1. Общие указания.

Перед полётом лётчику принять доклад от техника самолёта о готовности самолёта к полёту, о последних проделанных работах на самолёте.

3.2.2. Внешний осмотр самолёта.

- проверить заправку топливом, маслом, воздухом (см. разд. 8)

- убедиться в снятии чехлов и заглушек с самолёта, струбцин с рулей управления, чехла с ПВД;

- убедиться в отсутствии повреждений конструкции самолёта, течи топлива и масла;

- проверить давление в пневматиках шасси по обжатию -30 мм для основных колёс и 20 мм для хвостового колеса;

- проверить наличие колодок под колёсами.

3.2.3. Действия лётчика перед посадкой в кабину.

Убедиться, что все выключатели и магнето выключены, а автоматы защиты включены.

Убедившись в полной готовности самолёта к полёту, провернуть воздушный винт на 3-5 полных оборота.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ПРОВОРАЧИВАТЬ ВИНТ ГОРЯЧЕГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ГОЛОВОК ЦИЛИНДРОВ ВЫШЕ + 80° ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Осмотреть состояние козырька и откидной части Фонаря кабины.

Убедиться в отсутствии посторонних предметов в кабине. Проверить надёжность крепления и отсутствие повреждений кресла лётчика.

Подогнать по росту подвесную систему парашюта, после чего уложить парашют в спинку кресла. Обернуть фал парашютного прибора вокруг верхней трубы подкоса правой стороны кресла и пристегнуть карабин к скобе на ферме фюзеляжа. Убедиться, что на парашютном приборе ППК-У установлено время 2 с и высота, превышающая на 1000 м высоту аэродрома.

3.2.4. Действия лётчика после посадки в кабину.

Проверить лёгкость хода педалей и ручки управления, правильность отклонения рулей, работоспособность управления триммером и нейтральное положение его рукоятки.

Проверить лёгкость и синхронность перемещения рычагов управления двигателем и шагом винта. Проверить работоспособность стопора рычагов на корпусе РУД.

Надеть подвесную систему парашюта. Проверить исправность ремней привязной системы, регулировочных пряжек и замков привязной системы.

На конус замка страховочного левого поясного ремня надеть пряжку страховочного правого поясного ремня. Вставить в окно конуса шпильку-фиксатор.

На конус замка основного левого поясного ремня надеть пряжки среднего ремня, правого поясного ремня, правого и левого плечевых ремней. Вставить в окно конуса шпильку-фиксатор.

Подтянуть привязные ремни, подогнав их по росту и закрыть крышки регулировочных пряжек.

Соединить разъёмную колодку шнура шлемофона с колодкой бортового шнура радиостанции и уложить их в карман на левом плечевом ремне.

Проверить закрытие и открытие фонаря.

Проверить показания топливомеров и положение рукоятки управления краном выработки топлива - согласно подраздела 8.2.

Проверить внешнее состояние пилотажно-навигационных приборов и приборов контроля силовой установки.

Установить стрелки высотомера на нуль, при этом показания атмосферного давления на шкале прибора не должны отличаться от фактического давления у земли более 1,5 мм рт.ст. при температуре наружного воздуха от 15 до 35°С, а при остальных температурах - более, чем на 2 мм рт.ст.

При взлёте с высокогорного аэродрома (1000 м) после установки стрелок высотомера на нуль высота по индексам на шкале прибора не должна отличаться от барометрической высоты аэродрома по данным метеостанции более чем на 25 м.

Установить стрелки указателей перегрузок в исходное положение.

Проверить показания часов, при необходимости завести их

и установить точное время.

Включить выключатель  и проверить напряжение аккумулятора - должно быть не менее 24 В.

Проверить исправность контрольных ламп отказа генератора и наличия стружки в масле, а также четырех ламп контроля работы топливной системы нажатием на кнопку lamp test. Выключить выключатель . Дать команду на подключение аэродромного питания. При необходимости произвести проверку потребителей электроэнергии и запуск двигателя от бортового аккумулятора

Включить выключатель

Проверить исправность радиостанции, крана выработки топлива при полёте с подвесным баком согласно раздела 8. Включить выключатель GEN.

3.2.5.Подготовка двигателя к запуску. Запуск двигателя производить с закрытым фонарём кабины.

При выключенном положении механизма загрузки рычагов управления двигателем и шагом воздушного винта, при закрытом положении пожарного крана убедиться в плавном и синхронном ходе рычагов во всём диапазоне их перемещения.

Затем:

- открыть пожарный кран и установить рычаг управления двигателем в положение, соответствующее 1/3 хода, а рычаг шага винта - в положение МАЛЫЙ ШАГ и закрыть жалюзи;

- установить заливочный шприц в положение CYLIDER; и произвести заливку бензина в цилиндры(5-6 подач летом и 7-8 подач зимой).

- установить заливочный шприц в положение SISTEM и создать давление перед карбюратором 0,2-0,5 кгс/см2.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! НЕ ЗАЛИВАТЬ БЕНЗИН БОЛЕЕ УКАЗАННОГО КОЛИЧЕСТВА, ТАК КАК ОН МОЖЕТ СМЫТЬ МАСЛО СО СТЕНОК ЦИЛИНДРОВ И ВЫЗВАТЬ ЗАДИР ПОРШНЕЙ ИЛИ СКОПИТЬСЯ В НИЖНИХ ЦИЛИНДРАХ, ЧТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ГИДРАВЛИЧЕСКОМУ УДАРУ.

3.2.6. Запуск двигателя.

Перед запуском убедиться, что вблизи винта нет людей и посторонних предметов, под колёсами установлены колодки.

Запуск двигателя производить в следующей последовательности:

- подать команду авиатехнику "От винта!" и, получив ответ "Есть от винта", включить автомат защиты

- нажать на рычаг клапана запуска двигателя;

- для лучшего запуска двигателя после первых вспышек произвести дополнительную подачу топлива в цилиндры заливочным шприцем;

- в процессе запуска, при появлении вспышек в цилиндрах, разрешается поддерживать выход двигателя на устойчивый режим перемещением РУД вперёд-назад в диапазоне оборотов, соответствующих 28-60%, темп перемещения РУД - 2-3 с;

- когда двигатель заработает равномерно (10 - 14%), включить -оба магнето.

Продолжительность нажатия на рычаг клапана запуска двигателя не должна превышать 30 с, при этом:

- если двигатель не даёт вспышки в течение 30 с, выключить автомат защиты ,

- произвести дозаправку пневмосистемы;

- перевести РУД полностью от себя;

- провернуть винт на 8-10 оборотов по ходу от руки;

- произвести повторный запуск.

Если двигатель не запустился от двух попыток, запуск прекратить, выяснить причину и устранить её.

После выхода двигателя на устойчивый режим отпустить рычаг клапана запуска двигателя, затем:

- затормозить колёса нажатием до отказа тормозных подножек на педалях;

- перевести РУД в положение, соответствующее оборотам 38 - 41% и наблюдать за давлением масла по манометру;

- если в течение 15-20 с после запуска двигателя давление масла не достигнет I кгс/см2, немедленно выключить двигатель и выяснить причину;

- установить рукоятку заливочного шприца в нейтральное положение, а предохранитель рычага клапана запуска двигателя в положение блокировки.

При нормальном запуске двигателя дать команду на отстыковку аэродромного питания, предварительно убедившись в подключении генератора к бортсети по погасанию лампы &en и проверить его напряжение (на оборотах 55 - 100%) - должно быть 27-29 В.

3.2.7. Прогрев двигателя.

Прогрев двигателя вести на оборотах 41 - 44%, пока температура масла на входе в двигатель не начнёт повышаться.

С началом роста температуры масла увеличить обороты до 44 - 48% (зимой - до 51%) и дальнейший прогрев производить на этих оборотах до:

- температуры головок цилиндров................................................................. не ниже 120°С;

- температуры масла на входе в двигатель................................................... не менее 40°С.

Для обеспечения нормальной работы маслорадиатора при температуре наружного воздуха ниже -5°С необходимо прогревать двигатель до достижения температуры масла до 70°С с закрытой створкой маслорадиатора.

После прогрева двигателя произвести прогрев втулки винта двухкратным переводом винта с малого шага на большой и с большого шага на малый.

Рекомендуемый температурный режим двигателя поддерживать перемещением рукояток управления жалюзи и створкой маслорадиатора.

3.2.8. Опробование двигателя.

Опробование двигателя выполнять при закрытом фонаре.

Опробоватъ двигатель на втором номинальном режиме, для чего плавно передвигая РУД вперёд до упора и одновременно затяжеляя винт до оборотов 70%, установить второй номинальный режим.

Двигатель должен работать устойчиво, без тряски. Проверить показания приборов контроля двигателя.

Во избежание перегрева двигателя не допускать длительной работы на земле на номинальном режиме.

Проверить работу магнето и свечей:

- установить винт в положение МАЛЫЙ ШАГ;

- установить обороты 64 - 70%;

- выключить одно магнето и оценить падение оборотов;

- включить оба магнето на 20-30 с до восстановления первоначальных оборотов;

- выключить другое магнето и оценить падение оборотов;

- включить оба магнето.

Падение оборотов при работе двигателя на одном магнето не должно превышать 3%.

Проверить работу воздушного винта и регулятора числа оборотов:

- установить обороты двигателя 70% (винт в положении МАЛЫЙ ШАГ);

- рычаг управления шагом винта перевести на БОЛЬШОЙ ШАГ, число оборотов при этом должно снизиться до 53%;

- рычаг управления шагом винта перевести в положение МАЛЫЙ ШАГ, обороты должны возрасти до первоначальных 70%, при этом допускается кратковременное уменьшение давления масла до 2 кгс/см с последующим восстановлением за 8-11 с.

Проверить работу воздушного винта и регулятора числа оборотов на равновесных оборотах:

- при положении рычага управления шагом винта на МАЛОМ ШАГЕ рычагом управления двигателем установить обороты 70%;

- рычагом управления шагом винта затяжелить винт до оборотов 64%;

- плавно перемещая РУД вперёд и назад, но не до отказа, убедиться, что обороты двигателя остаются неизменными.

Проверить приёмистость двигателя:

- рычаг управления шагом винта установить в положение МАЛЫЙ ШАГ;

- РУД перевести в положение МАЛЫЙ ГАЗ;

- за 1-3 с перевести РУД из положения МАЛЫЙ ГАЗ в положение взлётного режима, двигатель должен выходить на взлётный режим за время не более 3 с;

- проверить работу двигателя на взлётном режиме в течение 20-30 с (винт на малом шаге).

При температуре воздуха на входе в карбюратор 30-45°С возможно уменьшение оборотов взлётного режима до 95-96%.

Проверить работу двигателя на первом номинальном режиме в течение 20-30 с, затяжеляя винт до оборотов 82%.

Проверить работу двигателя на малом газе:

- рычаг управления шагом винта поставить в положение МАЛЫЙ ШАГ;

- РУД перевести в положение МАЛЫЙ ГАЗ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. НА ЗЕМЛЕ ПРЕВЫШАТЬ ОБОРОТЫ ДВИГАТЕЛЯ БОЛЕЕ 70% ТОЛЬКО С ПРИВЯЗАННЫМ ХВОСТОМ.