6.
ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
При обнаружении
в полёте отказов авиатехники и в других непредвиденных случаях, проверить,
не допущена ли ошибка при работе с оборудованием в кабине, хладнокровно
оценить обстановку и принять грамотное решение.
О принятом
решении доложить на пункт управления полётами. Если в полёте создалась
непосредственная угроза жизни -покинуть самолёт с парашютом.
6.1.
Отказы силовой установки.
6.1.1.
Останов двигателя в наборе высоты менее 100 м, на высоте более 100 м,
в зоне.
В случае
останова двигателя на высоте ниже 100 м:
- перевести
самолёт на планирование;
- закрыть
пожарный кран;
- выключить
магнето и все выключатели;
- произвести
посадку перед собой, избегая столкновения с препятствиями.
В случае
останова двигателя на высоте более 100 м:
- произвести
посадку на знакомую (выбранную) площадку.
В случае
останова двигателя в зоне:
- при
пилотировании в перевёрнутом полёте перевести самолёт в прямой полёт;
- установить
скорость снижения 210-150 км/ч (обороты авторотации при этом 48 -
65%) и запустить двигатель, для чего:
- установить
РУД примерно на 1/3 часть хода;
- повернуть
рукоятку заливочного шприца в положение SISTEM и произвести подкачку
бензина до давления 0,1-0,2 кгс/см2
- для
облегчения запуска произвести впрыскивание топлива в цилиндры двигателя
заливочным шприцем в положении cylinder;
- как
только двигатель заработает, перевести РУД за 1-2 с во взлётное положение,
а затем установить режим, требуемый для полёта.
Перевод
самолёта из перевёрнутого полёта с остановленным двигателем в нормальный
полёт с последующим его запуском сопровождается потерей высоты 250-300
м.
Действия
лётчика в сложных ситуациях (раздел 5) включены в данный раздел 6.
6.1.2.
Неустойчивая работа двигателя.
Признаки:
- изменение
звука работающего двигателя;
- неравномерные
хлопки, выбросы дыма и пламени из патрубков;
- возможна
тряска двигателя;
- колебания
стрелки указателя давления топлива.
В этом
случае:
- на
разбеге - прекратить взлёт.
- в
полёте: - перевести ГУД в сторону пониженных режимов и подобрать режим,
на котором двигатель работает устойчиво;
- прекратить
выполнение задания;
- произвести
посадку на своём аэродроме или на запасной площадке.
6.1.3.
Тряска двигателя.
В этом
случае:
- убрать
РУД полностью на себя, перевести самолёт на снижение и установить
необходимую скорость полёта;
- если
после этого тряска прекратится, плавно переместить ГУД вперёд и установить
необходимый для горизонтального полёта режим работы двигателя;
- если
после изменения режима работы двигателя тряска не прекратилась, увеличить
обороты двигателя до 72% для прожигания свечей;
- если
тряска и после этого не прекратилась, то рычагами управления двигателем
и шагом винта подобрать обороты, при которых она будет минимальной
и произвести посадку на своём или запасном аэродроме.
6.1.4.
Падение давления масла в двигателе и рост температуры масла.
Признаки:
- непроизвольное
затяжеление винта;
- падение
давления масла по прибору ниже I кгс/см2
- повышение
температуры масла выше 85°С.
В этом
случае:
- при
полёте в районе аэродрома немедленно произвести посадку на аэродром
и выключить двигатель;
- при
полёте вне аэродрома произвести посадку на выбранную площадку.
При падении
давления масла, не сопровождающемся ростом температуры, усилить контроль
за температурным режимом двигателя и произвести посадку на своём аэродроме.
6.1.5.
Появление стружки в масле.
Признак:
высвечивание табло CHIP IN OIL
Действия:
- прекратить
выполнение задания и произвести посадку на своём или запасном аэродроме,
при этом чаще контролировать температуру масла, головок цилиндров
и давление масла;
- в
случае отклонения этих параметров двигателя от нормы действовать,
как указано в подразделах "Падение давления масла и рост температуры
масла" и "Нарушение температурного режима двигателя".
6.1.6.
Падение давления бензина.
Признаки:
- перебои
в работе двигателя, сопровождаемые падением числа оборотов, падением
наддува и тряской двигателя;
- падение
давления бензина по прибору ниже 0,15 кгс/см~
Действия:
- немедленно
повернуть рукоятку заливочного шприца двигателя в положение SISTEM
и подкачать бензин в топливную систему, контролируя давление по показаниям
манометра;
- прекратить
выполнение задания и произвести посадку на своём или запасном аэродроме.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
ПРИ
ПОЯВЛЕНИИ ЗАПАХА БЕНЗИНА В КАБИНЕ НЕМЕДЛЕННО ПРЕКРАТИТЬ ЗАДАНИЕ И ВЫПОЛНИТЬ
ПОСАДКУ НА АЭРОДРОМ.
6.1.7.
Нарушение температурного режима двигателя.
Пере охлаждение
двигателя.
Признаки:
- температура
головок, цилиндров менее 120°С;
- температура
масла менее 40°С.
Действия:
- закрыть
жалюзи или створку маслорадиатора;
- плавно
(за 2-3 с) увеличить обороты двигателя до режима, обеспечивающего
прогрев (резкая дача газа при температуре головок цилиндров ниже 120°С
может привести к останову двигателя);
- выдерживать
температурный режим головок цилиндров и масла в пределах 140-190°
и 50-65° соответственно.
Перегрев
двигателя.
Признаки:
- температура
головок цилиндров солее 240°С;
- температура
масла более 85°С.
Действия:
- уменьшить
обороты двигателя рычагом газа и рычагом шага винта (по возможности
до малого газа);
- открыть
жалюзи или створку маслорадиатора;
При
невозможности управления створкой, маслорадиатора (заклинивание ручки
управления створкой или отсутствие усилий на ручке при ее перемещении)
задание прекратить, выполнить посадку
- проконтролировать
давление масла (не менее 4 кгс/см" а на планировании на малом
газе не менее I кгс/см2);
- выдерживать
температурный режим головок цилиндров и масла в пределах 190-140°С
и 65-50°С соответственно.
6.1.8.
Раскрутка винта.
Признаки:
- мелкая
тряска двигателя;
- увеличение
числа оборотов двигателя выше допустимого;
- резкое
изменение звука работающего двигателя.
Действия:
Если раскрутка
произошла на взлёте:
- продолжать
взлёт;
- уменьшать
обороты двигателя, постепенно затяжеляя винт;
- если
при полном затяжелении винта обороты двигателя превышают максимально
допустимые, уменьшить наддув;
- набрать
высоту полёта по кругу над аэродромом и произвести посадку на своём
аэродроме.
Если
раскрутка винта произошла на пикировании:
- убрать
полностью наддув и затяжелить винт;
- вывести
самолет из пикирования;
- прекратить
выполнение задания и произвести посадку на своём аэродроме.
6.1.9.
Рассоединение проводки управления шагом винта.
Признаки:
- винт
не реагирует на перемещение рычага управления винтом и при неизменном
положении РУД автоматически переходит на большой шаг с уменьшением
оборотов;
- при
уменьшении наддува (снижение оборотов двигателя РУД) винт автоматически
переходит на малый шаг.
Действия:
- прекратить
выполнение задание и произвести посадку на
аэродром.
6.1.10.
Отказ системы управления двигателем.
Признаки:
- заклинивание
ручки управления двигателем;
- отсутствие
изменения режима работы двигателем при перемещении ручки управления
двигателем. Действия:
- задание
прекратить;
- при
работе двигателя на оборотах более 60% набрать высоту, необходимую
для выполнения захода на посадку с выключенным двигателем, выключить
двигатель и выполнить посадку с выключенным двигателем в соответствии
с требованиями п.б.6;
- при
работе двигателя на оборотах менее 60% и невозможности выдерживания
рекомендованных для захода на посадку скоростей полёта заход на посадку
и посадку выполнять в соответствии с требованиями п.6.7-6.6. При необходимости
двигатель выключить.
6.1.11.
Отказ указателя оборотов или указателя температуры головок цилиндров.
Признаки:
- несоответствие
значения оборотов или температуры головок цилиндров при изменении
режима работы двигателя.
Действия:
Задание
прекратить, выполнить посадку.
6.1.12.
Отказ мановакуумметра, трёхстрелочного моторного индикатора, указателя
температуры воздуха на входе в карбюратор.
Действия:
задание
прекратить, выполнить посадку.
6.1.13.
Отказ управления створкой маслорадиатора.
Признаки:
-заклинивание
ручки управления створкой или отсутствие усилий на ручке при её перемещении.
Действия:
-задание
прекратить, выполнить посадку.
6.1.14.
Не переключение выработки топлива из крыльевых баков на выработку из
основного бака.
Признак
и действия лётчика приведены в разделе 8 (пункт 8.2.4.1).
6.2.
Пожар двигателя.
Признаки:
- появление
пламени из отсека двигателя, дыма или запаха гари в кабине.
Действия:
- закрыть
пожарный кран рукояткой, установленной в кабине, выключить магнето,
генератор;
- перевести
самолёт на снижение и применить, если необходимо, скольжение для срыва
пламени;
- при
невозможности посадки на своём или запасном аэродроме выбрать площадку
и произвести вынужденную посадку вне аэродрома.
Вели пожар
ликвидировать не удалось, покинуть самолёт с парашютом.
В случае,
если высота полёта менее безопасной высоты покидания самолёта, выбрать
площадку и произвести вынужденную посадку и немедленно покинуть самолёт.
6.3.
Отказ генератора.
Признаки:
- высвечивается
табло GEN, Отключается обогрев pitot.
Действия:
- продолжать
выполнение задания, работа оборудования при этом обеспечивается в
течение 45 мин с полным составом оборудования или 74 мин со снятым
оборудованием.
6.4.
Обесточивание самолёта (отключение генератора и аккумулятора).
Признаки:
- напряжение
по вольтметру падает до "0", отсутствует радиосвязь, прекращается
индикация давления масла, температуры масла, давления топлива, остатка
топлива, отключается обогрев PITOT,
Действия:
- задание
прекратить, произвести посадку на аэродром.
6.5.
Вынужденное покидание самолёта с парашютом.
Безопасное
покидание самолёта обеспечивается только с применением парашюта в случаях:
- пожара,
если ликвидировать его не удалось;
- разрушения
самолёта, когда он становится неуправляемым;
- отказа
двигателя над горной или лесной местностью;
- полного
отказа системы поперечного управления;
- невыхода
самолёта из штопора;
- в
других случаях, когда вынужденная посадка не гарантирует сохранения
жизни лётчику.
Решение
на покидание самолёта принимает лётчик.
6.5.1.
Покидание самолёта в прямом полёте.
Покидание
самолёта в прямом горизонтальном полёте осуществляется через левый или
правый борт, при наличии крена - в сторону крена.
Действия
лётчика перед покиданием самолёта через борт:
- по
возможности набрать безопасную высоту;
- если
позволяют условия, закрыть пекарный гран, выключить магнето и выключатели;
- разъединить
колодку шлемофона (шлемофон типа Ш5.647.009 обеспечивает покидание
самолёта без предварительной расстыковки колодки);
- сбросить
Фонарь ручкой аварийного сброса и одновременно
оттолкнуть
откидную часть Фонаря правой рукой вверх;
- открыть
замки привязных ремней, выдернув шпильки-фиксаторы, откинуть плечевые
и поясные ремни;
- снять
ноги с педалей и подтянуть их к чашке кресла. При покидании самолёта
через левый борт кабины взяться правой рукой за козырёк фонаря или
приборной доски, а левой -опереться о левый борт кабины. Наклоняясь
вперёд и разворачиваясь к левому борту, вывести парашют из чашки кресла,
а левую ногу коленом поставить на левый срез и с силой оттолкнуться
руками и правой ногой, покинуть самолёт в направлении задней кромки
крыла.
После
отделения от самолёта раскрыть парашют. Покидание самолёта на вираже,
спирали, штопоре выполнять во внутреннюю сторону вращения.
6.5.2.
Покидание самолёта в перевёрнутом полёте.
При покидают
самолёта в перевёрнутом горизонтальном полёте или в перевёрнутом штопоре
выполнить действия, как при покидают в прямом полёте, изложенные в п.5,6,1.
После снятия ног с педалей резко оттолкнуться ногами от пола, а при
необходимости помочь отделению руками, опираясь ими о борт кабины.
После
отделения от самолёта раскрыть парашют.
Во всех
случаях покидания самолёта парашют вводится в действие автоматически
или вручную.
При ручном
введении необходимо руководствоваться Инструкцией по эксплуатации парашюта
ПНЛ-91.
6.6.
Выполнение посадки самолёта с отказавшим двигателем на аэродром.
В этом
случае:
- выполнить
разворот в сторону аэродрома, установить приборную скорость снижения
180 км/ч;
- при
посадке на другой аэродром запросить метеоусловия на аэродроме (атмосферное
давление, скорость и направление ветра);
-закрыть
пожарный кран, выключить магнето, генератор;
- для
уточнения расчёта применить скольжение с расчётом выхода в точку начала
выравнивания на высоте 10-15 м, на скорости 160 км/ч;
- на
высоте 50-60 м выключить аккумулятор, подтянуть привязные ремни и
сбросить фонарь;
- на
высоте 5-6 м произвести выравнивание и дальнейшее снижение самолёта
до его приземления;
Определять
возможность долёта до ВПП, сравнивая имеющуюся высоту с потребной, равную
1/5 расстояния до начала ВПП (в штиль на V = 180 км/ч).
Для встречного
ветра потребная высота увеличивается на 20%, а для попутного - уменьшается
на 20%.
Если высоты
не хватает, то принять решение о посадке вне аэродрома или о покидании
самолёта с парашютом.
В точке
выхода из 4 разворота на посадочном курсе на расстоянии 1000 м от торца
ВПП при скорости полёта 180 км/ч и весе самолёта 1100 кг высота должна
быть не менее:
- в
штиль - 250 м;
- при
встречном ветре 5 м/с - 300 м;
При весе
самолёта 900-1000 кг скорость планирования равна 160 км/ч.
6.7.
Вынужденная посадка вне аэродрома.
При неработающем
двигателе:
- перевести
самолёт на снижение со скоростью I60-I80 км/ч (вертикальная скорость
9-10 м/с);
- выбрать
площадку для приземления с учётом высоты и качества самолёта;
- закрыть
пожарный кран;
- выключить
магнето, генератор;
- определить,
по возможности, направление ветра;
- заход
на посадку выполнять с небольшим перелётом, уточняя его скольжением;
- на
высоте 50-60 м выключить аккумулятор, подтянуть привязные ремни и
сбросить фонарь кабины.
Снижение
выполнять так, чтобы на высоте выравнивания 5-6 м скорость была 160
км/ч.
Выравнивание,
выдерживание и посадку выполнять так же, как на ВПП.
Порядок
выполнения вынужденной посадки вне аэродрома с работающим двигателем
аналогичен посадке на аэродром. При этом на высоте 50-60 м выключить
аккумулятор, все потребители питания, подтянуть ремни и сбросить Фонарь.
Перед приземлением выключить двигатель и перекрыть пожарный кран.
6.8.
Вынужденное покидание самолёта на земле.
- разъединить
колодку шлемофона;
- расстегнуть
привязные ремни и подвесную систему парашюта и освободиться от него;
- открыть
фонарь эксплуатационно, а в случае его заклинивания - аварийно;
- покинуть
самолёт через борт кабины в удобную сторону.
В разделе
8 приведены следующие сложные ситуации:
- в
пункте 8.5.4 - отказ тормоза колеса;
- в
пункте 8.7.2.1 - отказ указателя скорости;
- в
пункте 8.7.2,2 - отказ высотомера;
- в
пункте 8.8.4 - отказ радиосвязи.