6. ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

При обнаружении в полёте отказов авиатехники и в других непредвиденных случаях, проверить, не допущена ли ошибка при работе с оборудованием в кабине, хладнокровно оценить обстановку и принять грамотное решение.

О принятом решении доложить на пункт управления полётами. Если в полёте создалась непосредственная угроза жизни -покинуть самолёт с парашютом.

6.1. Отказы силовой установки.

6.1.1. Останов двигателя в наборе высоты менее 100 м, на высоте более 100 м, в зоне.

В случае останова двигателя на высоте ниже 100 м:

- перевести самолёт на планирование;

- закрыть пожарный кран;

- выключить магнето и все выключатели;

- произвести посадку перед собой, избегая столкновения с препятствиями.

В случае останова двигателя на высоте более 100 м:

- произвести посадку на знакомую (выбранную) площадку.

В случае останова двигателя в зоне:

- при пилотировании в перевёрнутом полёте перевести самолёт в прямой полёт;

- установить скорость снижения 210-150 км/ч (обороты авторотации при этом 48 - 65%) и запустить двигатель, для чего:

- установить РУД примерно на 1/3 часть хода;

- повернуть рукоятку заливочного шприца в положение SISTEM и произвести подкачку бензина до давления 0,1-0,2 кгс/см2

- для облегчения запуска произвести впрыскивание топлива в цилиндры двигателя заливочным шприцем в положении cylinder;

- как только двигатель заработает, перевести РУД за 1-2 с во взлётное положение, а затем установить режим, требуемый для полёта.

Перевод самолёта из перевёрнутого полёта с остановленным двигателем в нормальный полёт с последующим его запуском сопровождается потерей высоты 250-300 м.

Действия лётчика в сложных ситуациях (раздел 5) включены в данный раздел 6.

6.1.2. Неустойчивая работа двигателя.

Признаки:

- изменение звука работающего двигателя;

- неравномерные хлопки, выбросы дыма и пламени из патрубков;

- возможна тряска двигателя;

- колебания стрелки указателя давления топлива.

В этом случае:

- на разбеге - прекратить взлёт.

- в полёте: - перевести ГУД в сторону пониженных режимов и подобрать режим, на котором двигатель работает устойчиво;

- прекратить выполнение задания;

- произвести посадку на своём аэродроме или на запасной площадке.

6.1.3. Тряска двигателя.

В этом случае:

- убрать РУД полностью на себя, перевести самолёт на снижение и установить необходимую скорость полёта;

- если после этого тряска прекратится, плавно переместить ГУД вперёд и установить необходимый для горизонтального полёта режим работы двигателя;

- если после изменения режима работы двигателя тряска не прекратилась, увеличить обороты двигателя до 72% для прожигания свечей;

- если тряска и после этого не прекратилась, то рычагами управления двигателем и шагом винта подобрать обороты, при которых она будет минимальной и произвести посадку на своём или запасном аэродроме.

6.1.4. Падение давления масла в двигателе и рост температуры масла.

Признаки:

- непроизвольное затяжеление винта;

- падение давления масла по прибору ниже I кгс/см2

- повышение температуры масла выше 85°С.

В этом случае:

- при полёте в районе аэродрома немедленно произвести посадку на аэродром и выключить двигатель;

- при полёте вне аэродрома произвести посадку на выбранную площадку.

При падении давления масла, не сопровождающемся ростом температуры, усилить контроль за температурным режимом двигателя и произвести посадку на своём аэродроме.

6.1.5. Появление стружки в масле.

Признак: высвечивание табло CHIP IN OIL

Действия:

- прекратить выполнение задания и произвести посадку на своём или запасном аэродроме, при этом чаще контролировать температуру масла, головок цилиндров и давление масла;

- в случае отклонения этих параметров двигателя от нормы действовать, как указано в подразделах "Падение давления масла и рост температуры масла" и "Нарушение температурного режима двигателя".

6.1.6. Падение давления бензина.

Признаки:

- перебои в работе двигателя, сопровождаемые падением числа оборотов, падением наддува и тряской двигателя;

- падение давления бензина по прибору ниже 0,15 кгс/см~

Действия:

- немедленно повернуть рукоятку заливочного шприца двигателя в положение SISTEM и подкачать бензин в топливную систему, контролируя давление по показаниям манометра;

- прекратить выполнение задания и произвести посадку на своём или запасном аэродроме.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ЗАПАХА БЕНЗИНА В КАБИНЕ НЕМЕДЛЕННО ПРЕКРАТИТЬ ЗАДАНИЕ И ВЫПОЛНИТЬ ПОСАДКУ НА АЭРОДРОМ.

6.1.7. Нарушение температурного режима двигателя.

Пере охлаждение двигателя.

Признаки:

- температура головок, цилиндров менее 120°С;

- температура масла менее 40°С.

Действия:

- закрыть жалюзи или створку маслорадиатора;

- плавно (за 2-3 с) увеличить обороты двигателя до режима, обеспечивающего прогрев (резкая дача газа при температуре головок цилиндров ниже 120°С может привести к останову двигателя);

- выдерживать температурный режим головок цилиндров и масла в пределах 140-190° и 50-65° соответственно.

Перегрев двигателя.

Признаки:

- температура головок цилиндров солее 240°С;

- температура масла более 85°С.

Действия:

- уменьшить обороты двигателя рычагом газа и рычагом шага винта (по возможности до малого газа);

- открыть жалюзи или створку маслорадиатора;

При невозможности управления створкой, маслорадиатора (заклинивание ручки управления створкой или отсутствие усилий на ручке при ее перемещении) задание прекратить, выполнить посадку

- проконтролировать давление масла (не менее 4 кгс/см" а на планировании на малом газе не менее I кгс/см2);

- выдерживать температурный режим головок цилиндров и масла в пределах 190-140°С и 65-50°С соответственно.

6.1.8. Раскрутка винта.

Признаки:

- мелкая тряска двигателя;

- увеличение числа оборотов двигателя выше допустимого;

- резкое изменение звука работающего двигателя.

Действия:

Если раскрутка произошла на взлёте:

- продолжать взлёт;

- уменьшать обороты двигателя, постепенно затяжеляя винт;

- если при полном затяжелении винта обороты двигателя превышают максимально допустимые, уменьшить наддув;

- набрать высоту полёта по кругу над аэродромом и произвести посадку на своём аэродроме.

Если раскрутка винта произошла на пикировании:

- убрать полностью наддув и затяжелить винт;

- вывести самолет из пикирования;

- прекратить выполнение задания и произвести посадку на своём аэродроме.

6.1.9. Рассоединение проводки управления шагом винта.

Признаки:

- винт не реагирует на перемещение рычага управления винтом и при неизменном положении РУД автоматически переходит на большой шаг с уменьшением оборотов;

- при уменьшении наддува (снижение оборотов двигателя РУД) винт автоматически переходит на малый шаг.

Действия:

- прекратить выполнение задание и произвести посадку на

аэродром.

6.1.10. Отказ системы управления двигателем.

Признаки:

- заклинивание ручки управления двигателем;

- отсутствие изменения режима работы двигателем при перемещении ручки управления двигателем. Действия:

- задание прекратить;

- при работе двигателя на оборотах более 60% набрать высоту, необходимую для выполнения захода на посадку с выключенным двигателем, выключить двигатель и выполнить посадку с выключенным двигателем в соответствии с требованиями п.б.6;

- при работе двигателя на оборотах менее 60% и невозможности выдерживания рекомендованных для захода на посадку скоростей полёта заход на посадку и посадку выполнять в соответствии с требованиями п.6.7-6.6. При необходимости двигатель выключить.

6.1.11. Отказ указателя оборотов или указателя температуры головок цилиндров.

Признаки:

- несоответствие значения оборотов или температуры головок цилиндров при изменении режима работы двигателя.

Действия:

Задание прекратить, выполнить посадку.

6.1.12. Отказ мановакуумметра, трёхстрелочного моторного индикатора, указателя температуры воздуха на входе в карбюратор.

Действия:

задание прекратить, выполнить посадку.

6.1.13. Отказ управления створкой маслорадиатора.

Признаки:

-заклинивание ручки управления створкой или отсутствие усилий на ручке при её перемещении.

Действия:

-задание прекратить, выполнить посадку.

6.1.14. Не переключение выработки топлива из крыльевых баков на выработку из основного бака.

Признак и действия лётчика приведены в разделе 8 (пункт 8.2.4.1).

6.2. Пожар двигателя.

Признаки:

- появление пламени из отсека двигателя, дыма или запаха гари в кабине.

Действия:

- закрыть пожарный кран рукояткой, установленной в кабине, выключить магнето, генератор;

- перевести самолёт на снижение и применить, если необходимо, скольжение для срыва пламени;

- при невозможности посадки на своём или запасном аэродроме выбрать площадку и произвести вынужденную посадку вне аэродрома.

Вели пожар ликвидировать не удалось, покинуть самолёт с парашютом.

В случае, если высота полёта менее безопасной высоты покидания самолёта, выбрать площадку и произвести вынужденную посадку и немедленно покинуть самолёт.

6.3. Отказ генератора.

Признаки:

- высвечивается табло GEN, Отключается обогрев pitot.

Действия:

- продолжать выполнение задания, работа оборудования при этом обеспечивается в течение 45 мин с полным составом оборудования или 74 мин со снятым оборудованием.

6.4. Обесточивание самолёта (отключение генератора и аккумулятора).

Признаки:

- напряжение по вольтметру падает до "0", отсутствует радиосвязь, прекращается индикация давления масла, температуры масла, давления топлива, остатка топлива, отключается обогрев PITOT,

Действия:

- задание прекратить, произвести посадку на аэродром.

6.5. Вынужденное покидание самолёта с парашютом.

Безопасное покидание самолёта обеспечивается только с применением парашюта в случаях:

- пожара, если ликвидировать его не удалось;

- разрушения самолёта, когда он становится неуправляемым;

- отказа двигателя над горной или лесной местностью;

- полного отказа системы поперечного управления;

- невыхода самолёта из штопора;

- в других случаях, когда вынужденная посадка не гарантирует сохранения жизни лётчику.

Решение на покидание самолёта принимает лётчик.

6.5.1. Покидание самолёта в прямом полёте.

Покидание самолёта в прямом горизонтальном полёте осуществляется через левый или правый борт, при наличии крена - в сторону крена.

Действия лётчика перед покиданием самолёта через борт:

- по возможности набрать безопасную высоту;

- если позволяют условия, закрыть пекарный гран, выключить магнето и выключатели;

- разъединить колодку шлемофона (шлемофон типа Ш5.647.009 обеспечивает покидание самолёта без предварительной расстыковки колодки);

- сбросить Фонарь ручкой аварийного сброса и одновременно

оттолкнуть откидную часть Фонаря правой рукой вверх;

- открыть замки привязных ремней, выдернув шпильки-фиксаторы, откинуть плечевые и поясные ремни;

- снять  ноги с педалей и подтянуть их к чашке кресла. При покидании самолёта через левый борт кабины взяться правой рукой за козырёк фонаря или приборной доски, а левой -опереться о левый борт кабины. Наклоняясь вперёд и разворачиваясь к левому борту, вывести парашют из чашки кресла, а левую ногу коленом поставить на левый срез и с силой оттолкнуться руками и правой ногой, покинуть самолёт в направлении задней кромки крыла.

После отделения от самолёта раскрыть парашют. Покидание самолёта на вираже, спирали, штопоре выполнять во внутреннюю сторону вращения.

6.5.2. Покидание самолёта в перевёрнутом полёте.

При покидают самолёта в перевёрнутом горизонтальном полёте или в перевёрнутом штопоре выполнить действия, как при покидают в прямом полёте, изложенные в п.5,6,1. После снятия ног с педалей резко оттолкнуться ногами от пола, а при необходимости помочь отделению руками, опираясь ими о борт кабины.

После отделения от самолёта раскрыть парашют.

Во всех случаях покидания самолёта парашют вводится в действие автоматически или вручную.

При ручном введении необходимо руководствоваться Инструкцией по эксплуатации парашюта ПНЛ-91.

6.6. Выполнение посадки самолёта с отказавшим двигателем на аэродром.

В этом случае:

- выполнить разворот в сторону аэродрома, установить приборную скорость снижения 180 км/ч;

- при посадке на другой аэродром запросить метеоусловия на аэродроме (атмосферное давление, скорость и направление ветра);

-закрыть пожарный кран, выключить магнето, генератор;

- для уточнения расчёта применить скольжение с расчётом выхода в точку начала выравнивания на высоте 10-15 м, на скорости 160 км/ч;

- на высоте 50-60 м выключить аккумулятор, подтянуть привязные ремни и сбросить фонарь;

- на высоте 5-6 м произвести выравнивание и дальнейшее снижение самолёта до его приземления;

Определять возможность долёта до ВПП, сравнивая имеющуюся высоту с потребной, равную 1/5 расстояния до начала ВПП (в штиль на  V = 180 км/ч).

Для встречного ветра потребная высота увеличивается на 20%, а для попутного - уменьшается на 20%.

Если высоты не хватает, то принять решение о посадке вне аэродрома или о покидании самолёта с парашютом.

В точке выхода из 4 разворота на посадочном курсе на расстоянии 1000 м от торца ВПП при скорости полёта 180 км/ч и весе самолёта 1100 кг высота должна быть не менее:

- в штиль - 250 м;

- при встречном ветре 5 м/с - 300 м;

При весе самолёта 900-1000 кг скорость планирования равна 160 км/ч.

6.7. Вынужденная посадка вне аэродрома.

При неработающем двигателе:

- перевести самолёт на снижение со скоростью I60-I80 км/ч (вертикальная скорость 9-10 м/с);

- выбрать площадку для приземления с учётом высоты и качества самолёта;

- закрыть пожарный кран;

- выключить магнето, генератор;

- определить, по возможности, направление ветра;

- заход на посадку выполнять с небольшим перелётом, уточняя его скольжением;

- на высоте 50-60 м выключить аккумулятор, подтянуть привязные ремни и сбросить фонарь кабины.

Снижение выполнять так, чтобы на высоте выравнивания 5-6 м скорость была 160 км/ч.

Выравнивание, выдерживание и посадку выполнять так же, как на ВПП.

Порядок выполнения вынужденной посадки вне аэродрома с работающим двигателем аналогичен посадке на аэродром. При этом на высоте 50-60 м выключить аккумулятор, все потребители питания, подтянуть ремни и сбросить Фонарь. Перед приземлением выключить двигатель и перекрыть пожарный кран.

6.8. Вынужденное покидание самолёта на земле.

- разъединить колодку шлемофона;

- расстегнуть привязные ремни и подвесную систему парашюта и освободиться от него;

- открыть фонарь эксплуатационно, а в случае его заклинивания - аварийно;

- покинуть самолёт через борт кабины в удобную сторону.

В разделе 8 приведены следующие сложные ситуации:

- в пункте 8.5.4 - отказ тормоза колеса;

- в пункте 8.7.2.1 - отказ указателя скорости;

- в пункте 8.7.2,2 - отказ высотомера;

- в пункте 8.8.4 - отказ радиосвязи.