7. ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

7.1. Основные лётно-технические данные.

Масса самолёта с полным запасом топлива в основном баке 74 л (56 кг), без топлива дымообразования и багажа 858 кг.

с пилотом 82 кг: 888 кг.

Топливо системы дымообразования 2х16 л: 26 кг.

Взлётная масса самолёта в пилотажном варианте с запасом топлива 25 кг со снятием радиостанции, генератора, компрессора, пускорегулирующей аппаратуры, жалюзей, переднего багажника:

- без заправки системы дымообразования: 823 кг

- с 26 кг топлива системы дымообразования: 849 кг

- топливо в ПТБ: 210л. - 157 кг.

Масса самолёта с полным запасом топлива в основном и крыльевых баках, без топлива системы дымообразования, с багажом в заднем багажнике 3 кг, переднем

багажнике 30 кг, с пилотом 82 кг: 1084 кг.

7.1.1. Особенности устойчивости и управляемости.

Самолёт Су-31Х практически нейтрален по скорости в прямом и перевёрнутом полёте, что не вызывает затруднений в его пилотировании, и устойчив по перегрузке во всём эксплуатационном диапазоне скоростей.

Продольная управляемость сопровождается высокой чувствительностью на отклонение ручки управления самолётом по тангажу при положительных перегрузках и увеличением её расхода в 1,5-2 раза на единицу перегрузки в области отрицательных перегрузок.

Увеличение оборотов двигателя приводит к уменьшению расхода ручки управления самолётом на единицу перегрузки.

В путевом отношении самолёт статически устойчив» в поперечном отношении - нейтрален.

Эффективность поперечного управления обеспечивает получение самолётом угловой скорости крена 260-340°/с на приборных скоростях 150-350 км/ч.

На скоростях 390-450 км/ч не рекомендуется отклонение ручки управления по крену более 1/2 её полного хода и скольжения более 2 диаметров шарика из-за значительных усилий на органы управления и большой угловой скорости.

Изменение центровки в полёте приведено на графике, рис. 2.

7.1.2. Сводка характерных скоростей.

Максимальная приборная скорость горизонтального полёта у земли

на взлётном режиме: 325 км/ч

Крейсерская скорость:

- на высоте 500 м: 200 км/ч;

- на высоте 2000 м: 210 км/ч.

Скорость сваливания:

- при работе двигателя на режиме МАЛЫЙ ГАЗ: 125 км/ч;

- при работе двигателя на первом крейсерском режиме: 115 км/ч.

Максимальная вертикальная скорость для пилотажного варианта у земли:

- на взлётном режиме: 16 м/с;

- на первом номинальном режиме: 12 м/с.

7. 2. Расчёт полета.

Максимальная дальность полёта достигается при полёте на скоростях 200-210 км/ч, а максимальная продолжительность -на скоростях I40-I50 кг/ч, при полной заправке топливом основного (74 л) и крыльевых баков (212 л).

Расчёт практической дальности продолжительности полета производится с учётом:

- не вырабатываемый остаток топлива в основное и крыльевых топливных баках, л: 1

- расход топлива на запуск, прогрев двигателя и руление (в течение 5 ин), л: 2

- расход топлива на полёт по кругу при заходе на посадку в течение 6 мин, л: 4

- гарантийный запас топлива (7% от полной заправки), л: 20

Располагаемый запас топлива для горизонтального полёта с учётом расхода топлива на взлёт, набор высоты и снижение составляет:

- на высоте 500 м: - 260 л;

- на высоте 1000 м: - 258 л;

- на высоте 2000 м: - 254 л.

Расход топлива, путь и время при взлёте и наборе высоты с полностью заправленными основным и крыльевыми топливными баками при работе двигателя на первом номинальном ретаме приведены .для массы самолёта 1084 кг в табл. 1.

Таблица I

Набор высоты м

Приборная скорость км/ч

Вертикальная скорость м/с

Расход

топлива

Путь

км

Время

мин

1000

170

10,7

2,1

3,9

1,4

2000

170

8,4

4,7

9,5

3,4

3000

160

6,1

7,9

17,6

6,1

4000

160

3,8

11,6

29,4

10,5

Крейсерский полёт на экономичном режиме работы двигателя для перегоночного варианта приведен в таблице 2.

Таблица 2

Высота полёта

м

Скорость полёта

км/ч

Обороты двигателя %

Километ. расход топлива л/км

Дальность горизонт. полёта

км

Часовой расход топлива л/ч

Продолжит. горизонт. полёта ч. мин

500

180

56-57

0,205

1270

37,9

6.52

200

56-57

0,196

1325

40,6

6.24

220

56-57

0,202

1290

46,5

5.35

240

62-63

0,217

1200

54,7

4,45

1000

180

56-57

0,197

1310

37,4

6.54

205

56-57

0,185

1395

40,1

6.26

220

56-57

0.192

1340

45,1

5.43

240

63-64

0,208

1240

53,7

4.48

2000

180

56-57

0,178

1425

35,4

7.10

210

56-57

0,165

1540

38,8

6.33

220

56-57

0,169

1500

41,7

6.06

240

64-65

0,195

1300

52,8

4.49

 

Примечания:

I. Значения километровых расходов топлива, приведенных в табл.2, относятся к средней полётной массе самолёта 940 кг. Увеличение (уменьшение) полётной массы на 100 кг приводит к увеличению (уменьшению) километрового расхода на 7%.

2. Повышение (снижение) температуры наружного воздуха при постоянных значениях высоты и скорости приводит к увеличению (уменьшению) часового расхода топлива на 1,5% на каждые 100С относительно стандартной температуры. При этом километровый расход топлива остаётся практически неизменным.

Расход топлива, путь и время при снижении до высоты полёта по кругу для массы самолёта 1000 кг и при наддуве I60-I70 мм рт. ст. приведены в таблице 3.

Таблица 3

Высота начала снижения, м

Приборная скорость км/ч

Вертикальная скорость м/с

Расход топлива л

Путь

KM

Время мин

4000

I80-I85

II-I3

4,2

15,7

5,23

3000

I80-I85

II-I3

3,0

11,7

3,9

2000

I80-I85

II-I3

1.8

7,5

2.5

1000

I80-I85

II-I3

0,6

3,2

1,06

 

Примечание: Увеличение (уменьшение) массы самолёта на 100 кр приводит к увеличению (уменьшению) скорости планирования и вертикальной скорости снижения на 5%.

7.2.1. Определение центровки самолета при помощи центровочного графика

При помощи центровочного графика, приведенного на рис. 2, можно определить центровку самолета с точностью до 0,1 - 0,2 % САХ для любого варианта загрузки без выполнения расчетов.

В качестве примера на рис. 2 приведен вариант определения посадочной центровки конкретного самолета Су - 31 для варианта загрузки: пилот 90 кг, 6 кг бензина , 7 кг масла, 20 кг багажа в переднем багажнике

За исходные значения для определения центровки по рис. 2 принята масса и центровка самолета с полным фюзеляжным топливным баком, с маслом 9 кг, с пилотом массой 82 кг, равные по результатам взвешивания 908 кг и 30,2 % САХ соответственно. Фактические исходные значения даются в протоколе взвешивания каждого конкретного самолета.

Для определения центровки от точки А опускаем вертикаль (пунктирная линия) на шкалу «пилот» до пересечения в точке В с наклонной линией. От точки В по горизонтали отсчитываем в нужную сторону число делений, соответствующих отличию массы пилота от 82 кг (в нашем примере 90-82= + 8 кг, точка С).

От точки С опускаем вертикаль до пересечения с наклонной линией на шкале « масло» (точка 0)Ло горизонтали отсчитываем число делений, соответствующих отличию в массе масла от исходного количества 9 кг ( точка Е).0т точки Е опускаем вертикаль до пересечения с наклонной линией на шкале «топливо фюз.» (точка F) . От точки F вправо по горизонтали отсчитываем число делений, соответствующих 50 кг выработанного бензина (точка G).

Дальнейший расчет ведется аналогично произведенным выше действиям. Далее из точки I опускаем вертикаль на зону центровок до пересечения с горизонтальной линией, соответствующей массе самолета при данной фактической загрузке (в нашем примере 884 кг). В точке J пересечения вертикали с горизонталью находим искомую центровку самолета (в нашем примере 31,9 % САХ).

Более точные значения центровок могут быть получены расчетным путем на основании результатов взвешивания самолета, аналогично расчету, приведенному в Руководстве по эксплуатации.

7.3. Взлётно-посадочные характеристики.

Длина разбега самолёта с бетонной и грунтовой ВПП (при прочности грунта 10 кгс/см) составляет:

- при взлетной массе 849 кг.............................................................................. 110 м;

- при взлетной массе 1084 кг............................................................................ 200 м.

Взлётная дистанция с массой 1084 кг............................................................. 370 м.

Длина пробега самолёта при посадке на бетонную и грунтовую ВПП (при прочности грунта 10 кгс/см2) составляет:

- с массой 849 кг.................................................................................................. 375 м;

- с массой 1084 кг................................................................................................ 475 м.

Посадочная дистанция с массой 1084 кг....................................................... 800 м.

Максимальная скорость отрыва и приземления - 140 км/ч.