7.
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
7.1.
Основные лётно-технические данные.
Масса
самолёта с полным запасом топлива в основном баке 74 л (56 кг), без
топлива дымообразования и багажа 858 кг.
с
пилотом 82 кг: 888 кг.
Топливо
системы дымообразования 2х16 л: 26 кг.
Взлётная
масса самолёта в пилотажном варианте с запасом топлива 25 кг со снятием
радиостанции, генератора, компрессора, пускорегулирующей аппаратуры,
жалюзей, переднего багажника:
-
без заправки системы дымообразования: 823 кг
-
с 26 кг топлива системы дымообразования: 849 кг
-
топливо в ПТБ: 210л. - 157 кг.
Масса
самолёта с полным запасом топлива в основном и крыльевых баках, без
топлива системы дымообразования, с багажом в заднем багажнике 3 кг,
переднем
багажнике
30 кг, с пилотом 82 кг: 1084 кг.
7.1.1.
Особенности устойчивости и управляемости.
Самолёт
Су-31Х практически нейтрален по скорости в прямом и перевёрнутом полёте,
что не вызывает затруднений в его пилотировании, и устойчив по перегрузке
во всём эксплуатационном диапазоне скоростей.
Продольная
управляемость сопровождается высокой чувствительностью на отклонение
ручки управления самолётом по тангажу при положительных перегрузках
и увеличением её расхода в 1,5-2 раза на единицу перегрузки в области
отрицательных перегрузок.
Увеличение
оборотов двигателя приводит к уменьшению расхода ручки управления самолётом
на единицу перегрузки.
В
путевом отношении самолёт статически устойчив» в поперечном отношении
- нейтрален.
Эффективность
поперечного управления обеспечивает получение самолётом угловой скорости
крена 260-340°/с на приборных скоростях 150-350 км/ч.
На
скоростях 390-450 км/ч не рекомендуется отклонение ручки управления
по крену более 1/2 её полного хода и скольжения более 2 диаметров шарика
из-за значительных усилий на органы управления и большой угловой скорости.
Изменение
центровки в полёте приведено на графике, рис. 2.
7.1.2.
Сводка характерных скоростей.
Максимальная
приборная скорость горизонтального полёта у земли
на
взлётном режиме: 325 км/ч
Крейсерская
скорость:
-
на высоте 500 м: 200 км/ч;
-
на высоте 2000 м: 210 км/ч.
Скорость
сваливания:
-
при работе двигателя на режиме МАЛЫЙ ГАЗ: 125 км/ч;
-
при работе двигателя на первом крейсерском режиме: 115 км/ч.
Максимальная
вертикальная скорость для пилотажного варианта у земли:
-
на взлётном режиме: 16 м/с;
-
на первом номинальном режиме: 12 м/с.
7.
2. Расчёт полета.
Максимальная
дальность полёта достигается при полёте на скоростях 200-210 км/ч, а
максимальная продолжительность -на скоростях I40-I50 кг/ч, при полной
заправке топливом основного (74 л) и крыльевых баков (212 л).
Расчёт
практической дальности продолжительности полета производится с учётом:
-
не вырабатываемый остаток топлива в основное и крыльевых топливных баках,
л: 1
-
расход топлива на запуск, прогрев двигателя и руление (в течение 5 ин),
л: 2
-
расход топлива на полёт по кругу при заходе на посадку в течение 6 мин,
л: 4
-
гарантийный запас топлива (7% от полной заправки), л: 20
Располагаемый
запас топлива для горизонтального полёта с учётом расхода топлива на
взлёт, набор высоты и снижение составляет:
-
на высоте 500 м: - 260 л;
-
на высоте 1000 м: - 258 л;
-
на высоте 2000 м: - 254 л.
Расход
топлива, путь и время при взлёте и наборе высоты с полностью заправленными
основным и крыльевыми топливными баками при работе двигателя на первом
номинальном ретаме приведены .для массы самолёта 1084 кг в табл. 1.
Таблица
I
Примечание:
Увеличение (уменьшение) массы самолёта на 100 кр приводит к увеличению
(уменьшению) скорости планирования и вертикальной скорости снижения
на 5%.
7.2.1.
Определение центровки самолета при помощи центровочного графика
При
помощи центровочного графика, приведенного на рис. 2, можно определить
центровку самолета с точностью до 0,1 - 0,2 % САХ для любого варианта
загрузки без выполнения расчетов.
В
качестве примера на рис. 2 приведен вариант определения посадочной центровки
конкретного самолета Су - 31 для варианта загрузки: пилот 90 кг, 6 кг
бензина , 7 кг масла, 20 кг багажа в переднем багажнике
За
исходные значения для определения центровки по рис. 2 принята масса
и центровка самолета с полным фюзеляжным топливным баком, с маслом 9
кг, с пилотом массой 82 кг, равные по результатам взвешивания 908 кг
и 30,2 % САХ соответственно. Фактические исходные значения даются в
протоколе взвешивания каждого конкретного самолета.
Для
определения центровки от точки А опускаем вертикаль (пунктирная линия)
на шкалу «пилот» до пересечения в точке В с наклонной линией. От точки
В по горизонтали отсчитываем в нужную сторону число делений, соответствующих
отличию массы пилота от 82 кг (в нашем примере 90-82= + 8 кг, точка
С).
От
точки С опускаем вертикаль до пересечения с наклонной линией на шкале
« масло» (точка 0)Ло горизонтали отсчитываем число делений, соответствующих
отличию в массе масла от исходного количества 9 кг ( точка Е).0т точки
Е опускаем вертикаль до пересечения с наклонной линией на шкале «топливо
фюз.» (точка F) . От точки F вправо по горизонтали отсчитываем число
делений, соответствующих 50 кг выработанного бензина (точка G).
Дальнейший
расчет ведется аналогично произведенным выше действиям. Далее из точки
I опускаем вертикаль на зону центровок до пересечения с горизонтальной
линией, соответствующей массе самолета при данной фактической загрузке
(в нашем примере 884 кг). В точке J пересечения вертикали с горизонталью
находим искомую центровку самолета (в нашем примере 31,9 % САХ).
Более
точные значения центровок могут быть получены расчетным путем на основании
результатов взвешивания самолета, аналогично расчету, приведенному в
Руководстве по эксплуатации.

7.3.
Взлётно-посадочные характеристики.
Длина
разбега самолёта с бетонной и грунтовой ВПП (при прочности грунта 10
кгс/см) составляет:
-
при взлетной массе 849 кг..............................................................................
110 м;
-
при взлетной массе 1084 кг............................................................................
200 м.
Взлётная
дистанция с массой 1084 кг.............................................................
370 м.
Длина
пробега самолёта при посадке на бетонную и грунтовую ВПП (при прочности
грунта 10 кгс/см2) составляет:
-
с массой 849 кг..................................................................................................
375 м;
-
с массой 1084 кг................................................................................................
475 м.
Посадочная
дистанция с массой 1084 кг.......................................................
800 м.
Максимальная
скорость отрыва и приземления - 140 км/ч.