8. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМ И ОБОРУДОВАНИЯ.

8.1. Силовая установка.

8.1.1. Краткое описание.

На самолёте установлен двигатель М-14П - поршневой, девятицилиндровый, воздушного охлаждения, мощностью 360 л. с.  с воздушным трёхлопастным винтом изменяемого шага.

Эксплуатация двигателя обеспечивается при температуре окружающего воздуха от - 15 до + 300С

Режимы работы двигателя приведены в табл.4, а эксплуатационные ограничения - в п. 8.1.2.

Размещение органов управления .двигателем и шагом винта в кабине показано на рис. 3.

Рис. 3 . Рычаги управления двигателем и шагом винта.

1 - рычаг управления шагом винта; 2 - рычаг управления двигателем; 3 - кнопка r  4 - выключатель SMOKE. 5 - рычаг стопора рычагов двигателя шага винта.

Приборы контроля работы двигателя:

- мановакуумметр - для измерения абсолютного давления горючей смеси во всасывающем патрубке двигателя, в мм рт.ст;

- указатель оборотов двигателя в %\

- трёхстрелочный моторный индикатор - для измерения давления топлива и масла в кгс/окг и температуры масла в °С;

- указатель температуры головок цилиндров в °С;

- указатель температуры воздуха на входе в карбюратор, °С;

- светосигнальное табло .CHIP IN OIL

Метки на приборах контроля работы двигателя:

- жёлтая линия (дуга) - диапазон предельных (в том числе взлётных) параметров;

- зелёная линия (дуга) - диапазон нормальных параметров работы двигателя;

- красная черта (радиальная линия) ~ граница допустимых параметров работы двигателя (граница зелёной иди жёлтой дуги);

- красная дуга - диапазон недопустимых величин параметров двигателя.

8.1.2. Ограничения.

Максимально допустимые температуры (не более 15 мин):

- головок цилиндров, °С: 240;

- масла на входе в двигатель, °С: 85.

Минимально допустимые температуры:

- головок цилиндров, °С: 120;

- масла на входе в двигатель, °С: 40.

Заброс оборотов двигателя (на время не более I с) при резкой

даче рычага управления двигателем, %: 109.

Максимальное время непрерывной работы двигателя, мин:

- на взлётном режиме: 5;

- на максимально допустимых оборотах (101%):1;

- на номинальных и крейсерских режимах: не ограничено;

(по запасу масла не более 6,5 часов)

- на режиме малого газа: 5.

8.1.3. Нормальная эксплуатация.

Запуск, прогрев и опробование двигателя приведены в разделе 3, остановка двигателя -- в разделе 4.

Параметры работы двигателя на различных режимах приведены в таблице 4.

Температура головок цилиндров работающего двигателя регулируется положением жалюзи системы воздушного охлаждения двигателя. Управление жалюзи осуществляется рукояткой ЖАЛЮЗИ, размещённой на правом борту кабины и имеет 5 Фиксированных положений.*

Воздухозаборник продува воздушно-масляного радиатора (BMP) оборудован створкой, регулирующей расход воздуха через BMP и тем самым температуру масла на входе в двигатель.

Рукоятка oil cooler SHUTTER размещена на правом борту кабины под рукояткой ЖАЛЮЗИ.. Перемещением рукоятки на себя воздухозаборник закрывается створкой, от себя - открывается.

Для ускорения прогрева двигателя при низких температурах перед запуском жалюзи и створку маслорадиатора закрыть полностью до выхода двигателя на рекомендуемый температурный режим.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ СНИЖЕНИИ САМОЛЁТА НЕ ДОПУСКАТЬ ПАДЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ГОЛОВОК ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ МЕНЕЕ 120°С, ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ВЫПОЛНИТЬ ПЛОЩАДКУ ДЛЯ ПРОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ.

Для обеспечения качественного смесеобразования и предотвращения возможности обмерзания диффузора карбюратора температура воздуха на входе в карбюратор дол»^на быть не ниже + 10°С (контроль по указателю в кабине). Для обеспечения указанной температуры на входе в карбюратор при температуре наружного воздуха у земли ниже + 10°С, на вход воздухозаборника подвода воздуха к карбюратору вместо защитной сетки устанавливается специальная заглушка.

Режимы работы двигателя М-14П

Таблица 4

Режим

Число оборотов двигателя %

Мощность у земли (привед.), л.с.

Давление

Температура, 0С

Удельный расход топлива г/л.с. в час

наддува, мм.рт.ст.

топлива, кгс/см2

масла, кгс/см2

головок цилиндров

воздуха на входе в карбюр.

масла на входе в двигат.

Взлетный

99±1

360

125-15 (изб)

0,2-0,5

4,6

120-220

10-45

40-75

285-315

Номин I

82±1

290

95-15 (изб)

0,2-0,5

4,6

120-220

10-45

40-75

280-310

Номин II

70±1

240

75-15 (изб)

0,2-0,5

4,6

120-220

10-45

40-75

265-300

Крейс I

64±1

180

735±15 (изб)

0,2-0,5

4,6

120-220

10-45

40-75

210-230

Крейс II

59±1

144

670±15 (изб)

0,2-0,5

4,6

120-220

10-45

40-75

215-235

Малый газ

не более 26

-

-

не ниже 0,15

не ниже 1,0

-

-

-

-

 

8.1.3.1. Заправка маслом.

Проверить по масломерной линейке маслобака заправку маслом.

Максимальная заправка составляет 16 л, для пилотажного варианта - 10 л.

Минимальная заправка для работы двигателя на земле - 8 л.

Порядок заправки маслом:

- открыть крышку люка в верхней части капота двигателя;

- открыть крышку заправочной горловины маслобака и отвернуть пробку мерной линейки;

- заправить бак до необходимого уровня;

- закрыть горловину крышкой и плотно завернуть пробку масломерной линейки.

ВНИМАНИЕ!

ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА НИЖЕ 0°С ЗАПРАВКУ ПРОИЗВОДИТЬ МАСЛОМ, ПОДОГРЕТЫМ ДО ТЕМПЕРАТУРЫ 75~80°С.

8.1.4. Неисправности.

Возможные неисправности силовой установки и действия лётчика приведены в разделе 6.

8.2. Топливная система.

8.2.1. Краткое описание.

Топливная система предназначена для размещения топлива и подачи его в двигатель.

Топливо на самолёте размещается в основном (Фюзеляжном) баке вместимостью 74 л (56 кг) и в двух крыльевых баках вместимостью 212 л.

При полётах с основным топливным баком топливная система обеспечивает работу двигателя на всех режимах при любых эволюциях самолёта.

Для полёта на пилотаж в зависимости от задания заправка топливом может быть уменьшена до 30 л.

В кабине расположены следующие органы управления и контроля:

- указатель топливомера основного бака с оцифровкой на шкале: F (полный) - 3/4 - 1/2 -1/4-Е (пустой);*

- двухстрелочный указатель топливомера крыльевых баков с аналогичной оцифровкой шкал;

- указатель давления топлива (в трёхстрелочном моторном индикаторе) в кгс/см2;

- светосигнальные табло: FUEL USE (выработка из крыльевых баков), EXTRAT 100 L (остаток 100 л в крыльевых баках), EXTRA T EMPTY (крыльевые баки пусты), FUEL REST 7 L (остаток 7 л в основном баке);

- ручка FV управления пожарным краном;

- ручка управления краном выработки топлива с положениями main tank (выработка из основного бака) - EXTRA TANK (выработка из крыльевых баков);

- заливной шприц с положениями с CILINDER. для подачи топлива в цилиндры двигателя и SISTEM для подачи топлива к карбюратору.

*Оцифровка шкал топливомеров по результатам проливки соответствует следующему количеству топлива в литрах:

- для основного бака -

- для крыльевых баков -

8.2.2. Ограничения.

Полёт с отрицательной перегрузкой выполнять только при положении рукоятки управления краном выработки топлива MAIN TANK.

Продолжительность полёта с отрицательной перегрузкой приведена в разделе 2, ограничивается по количеству топлива в расходном отсеке основного бака.

8.2.3. Нормальная эксплуатация.

Полёт на пилотаж допускается с частичной или полной заправкой топливных баков.

После посадки в кабину проверить показания топливомеров основного и крыльевых баков - при полной заправке стрелки должны быть на отметке F .

Проверить положение рукоятки управления краном выработки топлива: при полёте с не заправленными крыльевыми баками рукоятка должна быть в положении main tank и светосигнализаторы топливной системы не должны высвечиваться.

Для полёта с заправленными крыльевыми баками рукоятка должна быть в положении ЕХТRA tank и должен высвечиваться светосигнализатор fuel USE.

Для проверки работоспособности крана и сигнализации перевести рукоятку в положение ma»n tank - светосигнализатор fuel USE должен погаснуть, снова перевести рукоятку в положение MAIN TANK - светосигнализатор FUEL USE должен высветиться.

В полёте с не заправленными крыльевыми баками контролировать остаток топлива по топливомеру основного бака и светосигнализатору FUEL REST 7L.

В полёте с заправленными крыльевыми баками контролировать остаток топлива по топливомеру крыльевых баков, светосигнализаторам EXTRA T 100 L и EXTRA T EMPTY

При высвечивании светосигнализатора EXTRA T EMPTY рукоятку управления краном сразу перевести в положение MAIN TANK.

При высвечивании светосигнализатора EXTRA T EMPTY погасает светосигнализатор EXTRA T 100 L, а после перевода рукоятки управления краном в положение MAIN TANK должны погаснуть светосигнализаторы FUEL USE и EXTRA T EMPTY.

Дальнейший контроль за остатком топлива вести по топливомеру основного бака и светосигнализатору FUEL REST 7L.

Давление топлива в системе контролировать по трёхстрелочному индикатору в соответствии с таблицей 4.

8.2.3.1. Проверка заправки самолёта топливом.

Для проверки заправки основного бака открыть крышку заправочной горловины бака и проконтролировать уровень топлива в заливной горловине по кронштейну крепления цепочки крышки горловины (при полной заправке бака).

Контроль заправки крыльевых баков производить через заливные горловины крыльевых баков, уровень - по нижнему срезу горловины.

Проконтролировать количество заправленного топлива по данным учёта системы от которой производилась заправка.

Убедиться в исправности уплотнительных колец горловин, закрыть крышку бака до совмещения стрелки ЗАКР с меткой на корпусе.

8.2.4. Неисправности.

8.2.4.1. Не переключение выработки топлива из крыльевых баков на выработку из основного бака.

Признак:

высвечивается светосигнализатор FUEL USE при установке рукоятки управления краном в положение MAIN TANK после высвечивания светосигнализатора EXTRA T EMPTY (в расходном баке крыльевых баков остаётся топлива на 3 мин).

Действия:

- принять решение на вынужденную посадку;

- рукоятку крана вернуть в положение EXTRA TANK;

- следить за давлением топлива перед двигателем. При значительном удалении от аэродрома набрать максимальную высоту на топливе крыльевых баков, обеспечивающую посадку на аэродром или пригодную площадку или покидание самолёта с парашютом (при полёте над горной или лесной местностью), а затем

перевести рукоятку в положение MAIN TANK продолжать полёт на аэродром, ожидая останова двигателя.

8.3. Система электроснабжения.

Самолёт оборудован системой электроснабжения постоянного тока напряжением 27 В. Основным источником электроэнергии является генератор постоянного тока мощностью 3000 Вт.

Аварийным источником является аккумуляторная батарея ёмкостью 3,5 А.ч.

Генератор включается выключателем GЕN, расположенным на приборной доске.

Аккумуляторная батарея и аэродромный источник электроэнергии включаются автоматом защиты  на щитке АЗС и выключателем  расположенным на приборной доске.

Напряжение в бортовой сети проверяется по вольтметру на приборной доске.

При отказе генератора от аккумулятора получают питание:

приборы, радиостанция, пусковая катушка зажигания,

Аккумуляторная батарея обеспечивает нормальную работу потребителей до напряжения 21 В.

8.4. Управление самолётом.

Управление рулём высоты и элеронами выполнено жёсткими тягами, осуществляется с помощью ручки управления, установленной перед кое слом лётчика.

Управление рулём направления тросовое и осуществляется с помощью педалей подвесного типа.

Педали имеют регулировку под рост лётчика в диапазоне ± 50 мм.

Управление триммером руля высоты тросовое, осуществляем с помощью рукоятки, расположенной на левом борту кабины.

Максимальные углы отклонения:

- руля высоты: - ± 25°;

- руля направления: - ± 32°;

- элеронов: - ± 28°.

8.5. Шасси.

8.5.1. Краткое описание.

Шасси самолёта выполнено по трёхопорной схеме с хвостовой опорой, неубирающееся. Основные опоры имеют по одному тормозному колесу.

Тормоз колеса дискового типа. Управление тормозами гидравлическое, дифференциальное, от подножек на педалях.

Хвостовая опора имеет самоориентирующееся колесо со стопорением ориентации из кабины. В застопоренном положении вилка с колесом расположена вдоль продольной оси самолёта.

8.5.2. Ограничения.

Ограничение по скорости начала торможения, не более: 80 км/ч

8.5.3. Нормальная эксплуатация.

Управление движением на земле осуществляется раздельным торможением левого или правого колеса.

Управление стопором тросовое от рукоятки на правом борту. При переднем положении рукоятки колесо расстопорено, при заднем - застопорено.

8.5.4. Неисправности.

Отказ тормоза.

Признаки:

- разворот самолёта при нажатии на тормозные площадки в сторону, противоположную отказавшему тормозу.

Действия:

- торможение осуществлять короткими импульсными нажатиями на тормозные площадки, парируя разворот самолёта с помощью руля направления;

- на рулении - прекратить движение и выключить двигатель;

- на разбеге - при невозможности исправить направление - прекратить взлёт;

- на пробеге выдерживать направление до остановки самолёта а на короткой ВПП для сокращения длины пробега, после касания колёсами земли, выключить двигатель и доложить HI.

8.6. Кондиционирование (вентиляция), фонарь кабины.

8.6.1. Краткое описание.

Фонарь кабины состоит из козырька и откидной части ((Ж)

На левом борту и ОЧФ расположен эксплуатационный замок и ручка эксплуатационного открытия 045.

Слева, в районе приборной доски, имеется ручка аварийного сброса Фонаря.

В верхней части (Ж имеется регулируемый воздухозаборник - вентилятор кабины.

8.6.2. Нормальная эксплуатация.

ОЧФ открывается поворотом вправо (набок) и удерживается в открытом положении тросом Фиксации.

Для закрытия ОЧФ ручку эксплуатационного замка перевести от себя до- упора, для открытия - на себя до упора.

Для открытия 04S ручкой аварийного сброса необходимо вытянуть её на себя - при этом одновременно открываются замки фонаря.

8.7. Пилотажно-навигационное оборудование.

8.7.1. Краткое описание.

Пилотажно-навигационное оборудование самолёта обеспечивает выполнение полётов днём по правилам визуального полёта.

В комплект оборудования входят:

- указатель скорости с диапазоном измерений 50-450 км/ч;

- высотомер - для измерения барометрической высоты в диапазоне 0-10000 м, имеет 2 стрелки для отсчёта высоты полёта, два подвижных индекса для установки барометрической высоты высокогорного аэродрома, подвижную шкалу давлений с диапазоном 670-790 мм рт.ст. и кремальеру для перемещения стрелок, индексов и шкалы давлений;

- 2 акселерометра для измерения положительной и отрицательной вертикальной перегрузки;

- магнитный компас с девиационным устройством;

- указатель скольжения;

- часы.

8.7.2. Неисправности.

8.7.2.1. Отказ указателя скорости (неисправность проводки полного давления ПВД).

Признаки: показания указателя скорости не соответствуют режиму полёта.

Действия:

- включить обогрев pitot;

- прекратить выполнение задания и, контролируя режим полёта по оборотам и наддуву двигателя, произвести посадку на аэродроме.

Справочные данные:

- в горизонтальном полёте на Н=1000 м на скорости I90-210 км/ч обороты двигателя 60 - 70%, наддув 500-550 мм рт.с

- при снижении на скорости 180 км/ч обороты двигателя 80%, наддув I60-I70 мм рт.ст.

8.7.2.2. Отказ высотомера.

Действия: прекратить выполнение задания и произвести посадку, контроль режима полёта осуществлять визуально.

8.8. Связное оборудование.(радиостанция "БРИЗ").

8.8.1. Краткое описание.

Радиостанция "Бриз" обеспечивает беспоисковую, бесподстроечную радиосвязь на отдельных каналах (через 25 кГц) в пределах прямой видимости.

Электропитание радиостанции осуществляется постоянным током 27 В через автомат защиты RADIO START.

Радиостанция с помощью кронштейна крепится на приборной доске в кабине.

Пульт управления, совмещённый с радиостанцией, крепится к приборной доске.

8.8.2. Ограничения.

Радиостанция обеспечивает работоспособность при снижении напряжения питания до 18 В.

8.8.3. Нормальная эксплуатация.

На пульте управления размещены:

- два кодовых диска для набора частоты, необходимой для проведения радиосвязи;

- ручка для плавной регулировки громкости;

- выключатель подавителя шумов (ПШ).

Включение питания радиостанции производится нажатием кнопки автомата защиты radio start.

Для включения радиостанции на передачу необходимо нажать кнопку R на рычаге управления двигателем.

8.8.4. Неисправности.

В случае внезапного прекращения радиосвязи:

- проверить соединение разъёма переходного шнура шлемофона и установку регулятора громкости в положение максимальной слышимости, правильность установки заданной частоты.

Если связь не установлена, прекратить выполнение задания и, соблюдая меры безопасности, произвести посадку на аэродром.

8.10. Система дымообразования.

8.10.1. Краткое описание.

Система дымообразования предназначена для обозначения траектории движения самолёта в полёте с помощью дымового трассёра.

В качестве дымообразующей жидкости применяется дизельное топливо, размещённое в баках, установленных в правой и левой консоли крыла.

Оборудование для обеспечения работы системы размещается в нижней части моторамы двигателя и в других отсеках самолёта.

Для управления и индикации работы системы дымообразования в кабине самолёта установлены:

- автомат защиты smoke и сигнальная лампа smoke.

- выключатель smoke на рычаге управления двигателем.

8.10.3. Нормальная эксплуатация.

Для приведения системы в рабочее состояние включить автомат защиты smoke, а для включения системы - выключатель smoke установить в положение включено - при этом загорится сигнал smoke.

Прекращение работы системы осуществляется переводом выключателя smoke в отключённое положение.

В полёте без применения системы дымообразования автомат защиты smoke должен быть выключен.

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТАТИЧЕСКИХ ФИГУР ПИЛОТАЖА С ПОТЕРЕЙ НА ВЕРТИКАЛИ СКОРОСТИ ДО ВЕЛИЧИНЫ МЕНЕЕ 50 км/ч ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОПАДАНИЯ ДЫМА В КАБИНУ НЕОБХОДИМО ВЫКЛЮЧИТЬ СИСТЕМУ ДЫМООБРАЗОВАНИЯ И ОТКРЫТЬ ФОРТОЧКУ НА ФОНАРЕ КАБИНЫ.