3.2. ЗАПУСК, ПРОГРЕВ И ОПРОБОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ НА ЗЕМЛЕ

3.2.1. Подготовка двигателя к запуску

При температуре наружного воздуха +5°С и ниже двигатель необходимо перед запуском подогреть от аэродромного подогревателя до температуры головок цилиндров не менее 30°С,  при этом воздушный винт двигателя должен легко проворачиваться от руки.

Разрешается при температуре наружного воздуха от плюс 5° до минус 10°С запускать двигатель без подогрева, если масло в двигателе и маслосистеме разжижено бензином.

Запуск двигателя можно производить как от бортовой аккумуляторной батареи, так и от аэродромного источника питания

Перед запуском двигателя необходимо:

- на пыльных аэродромах место стоянки самолета полить водой;

- проверить, отвязан ли самолет, поставлены ли колодки под его колеса и имеются ли около самолета огнетушители;

- сняты ли струбцины с рулей;

- снят ли чехол с приемника воздушного давления,

- убедиться, что вблизи нет людей, транспорта и предметов, могущих попасть под винт,

- закрыть заслонку маслорадиатора, а зимой - и жалюзи капота двигателя;

- убедиться в том, что рычаг управления шагом винта находится в положении МАЛЫЙ ШАГ,

- установить рычаг управления двигателем в положение, соответствующее 1/3 полного хода (28-38%);

- убедиться в том, что рычаг управления пожарным краном находится в открытом положении (полностью от себя);

- при температуре наружного воздуха ниже нуля рычаг управления подогревом воздуха, поступающего в карбюратор, установить в положение ВКЛ. (полностью вниз);

- убедиться в том, что:

магнето выключено (переключатель находится в положении («0»);

выключатель АККУМ.-АЭР. ПИТ. выключен;

автомат защиты сети ЗАЖИГ. выключен;

- подать команду авиатехнику: «Провернуть винт» (винт провернуть на 3-4 оборота);

- в процессе проворачивания винта установить шприц ЗАЛИВКА МОТОРА в положение ЦИЛИНДР и залить летом 2-3 шприца, а зимой - 3-5 шприцев бензина в цилиндры двигателя;

- установить шприц ЗАЛИВКА МОТОРА в положение МАГИСТР. и создать, давление бензина перед карбюратором 0,2- 0,5 кгс/см2.

Предупреждения:

1. Запрещается проворачивать винт при горячем двигателе.

2. Не разрешается заливать бензин более указанного количества, так как он может смыть масло со стенок цилиндров и вызвать задир поршней или скопиться в нижних цилиндрах, что может привести к гидравлическому удару.

3. Категорически запрещается заливка бензина через выхлопные патрубки и свечные отверстия.

3.2.2. Запуск двигателя

1. Для запуска двигателя пилот должен:

- подать команду авиатехнику: «От винта» и, получив ответ:

«Есть от винта», включить выключатели АККУМ.-АЭР. ПИТ;

- включить автоматы защиты сети ЗАЖИГ. СИГН. ШАССИ, ПРИБ. ДВИГАТ.; ЭУП и АГД;

-повернуть корпус пусковой кнопки ЗАПУСК против часовой стрелки до совмещения красных меток и нажать" пусковую кнопку до отказа. Продолжительность непрерывного нажатия кнопки не должна превышать 5 сек;

- после того как винт провернется на 3-5 оборотов, включить магнето, установив переключатель в положение «1+2».

Примечания:

1. Для лучшего запуска двигателя после первых вспышек следует дополнительно подать топливо в цилиндры заливочным шприцем.

2. Во время запуска, при появлении вспышек в цилиндрах, разрешается поддерживать выход двигателя на устойчивую работу перемещением вперед и назад рычага управления двигателем в диапазоне оборотов, соответствующих 28-60''/о, темп перемещения 2-3 с;

- после того как двигатель устойчиво заработает, пусковую кнопку отпустить и установить рычаг управления двигателем в положение, соответствующее 38-41%, одновременно наблюдая за давлением масла по показанию манометра.

2. Если в течение 15-20 с после запуска давление масла не достигнет 1,0 кгс/см2, немедленно выключить двигатель и выяснить .причину.

3. После запуска двигателя законтрить рукоятку заливочного насоса, поставить пусковую кнопку на предохранитель, включить генератор и произвести прогрев двигателя.

4. Если двигатель после двух попыток не запускается, запуск прекратить и выяснить причину,

Предупреждение:

Перед повторным запуском, соблюдая все меры предосторожности, повернуть винт от руки на 4-6 полных оборотов для удаления из цилиндров бензина от предыдущего запуска (если он производился с заливкой) во избежание гидравлического удара.

3.2.3. Прогрев двигателя

1. Прогрев Двигателя производить на оборотах коленчатого вала 41-44% До тех пор, пока температура масла на входе в двигатель не начнет повышаться. С ростом температуры масла увеличить число оборотов до 44-48% летом, 51% зимой и вести на этом режиме прогрев двигателя до достижения температуры головок цилиндров не ниже 120°С и температуры масла на входе в двигатель не ниже 40°С

2. Двигатель считается прогретым, когда температура головок цилиндров будет не ниже 120°С, температура масла на входе в двигатель не ниже 40°С и температура воздуха, поступающего в карбюратор, не ниже +10°С

3. После прогрева двигателя произвести прогрев втулки винта двукратным переводом винта с малого на большой и с большого шага на малый

3.2.4. Опробование двигателя

1. Опробование двигателя производить при открытых жалюзи капота и заслонке маслорадиатор? Перед увеличением оборотов установить рули нейтрально и затормозить колеса

2. Опробовать двигатель на II номинальном режиме, для чего плавно переместить от себя до упора рычаг управления двигателем и одновременно затяжелить винт

При этом показания приборов контроля двигателя должны быть следующие:

число оборотов коленчатого вала............................................................... 70%

давление за нагнетателем (давление наддува).......................................... Ро+75±15 мм рт ст

давление масла............................................................................................. 4-6 кгс/см2

давление бензина......................................................................................... 0 2-0 5 кгс/см2

температура масла на входе в двигатель.................................................... 40-75°С

температура головок цилиндров, не выше................................................ 190°С

температура воздуха на входе в карбюратор не ниже.............................. +10°С

Двигатель должен работать устойчиво и без тряски Во избежание перегрева, вследствие недостаточного обдува, не допускать Длительной работы двигателя на земле на номинальном режиме.

3. Проверить работу магнето и свечей

- установить винт в положение МАЛЫЙ ШАГ,

- рычагом управления двигателем установить обороты 64% или 70%,

- выключить на 15-20 с одно магнето и запомнить величину падения оборотов,

- включить оба магнето на 20-30 с до восстановления первоначальных оборотов,

- выключить на 15-20 с второе магнето и запомнить величину падения оборотов,

- включить оба магнето

Падение частоты вращения коленчатого вала двигателя при» работе на одном магнето не должно превышать 3 %.

4. Проверить работу генератора:

- установить режим работы двигателя МАЛЫЙ ГАЗ;

- рычагом управления двигателем установить частоту вращения коленчатого вала 57-58 %;

- по погасанию светосигнализатора ОТКАЗ ГЕНЕР убедиться, • что генератор подключился к бортсети;

- проверить напряжение бортсети по вольтамперметру, напряжение должно быть 27-29 В;

- включить электропотребители, необходимые для полета (автоматы защиты сети ПО - 250, РВ, АРК, СПУ, МРП, УКВ, ПТ-200, ГМК, АГД и маяк МСЛ-3, а при ночных полетах - АНО и посадочно-рулежную фару);

- включить автомат защиты сети СРЫВ и проверить работоспособность системы сигнализации критических углов атаки ССКУА-1.

5. Проверить работу воздушного винта и регулятора оборотов, для чего:

- рычагом управления двигателем установить частоту вращения коленчатого вала 70 % (винт в положении МАЛЫЙ ШАГ);

- рычаг управления шагом винта перевести в положение БОЛЬШОЙ ШАГ (полностью на себя), частота вращения коленчатого вала двигателя при этом должна снизиться до 53 %;

- рычаг управления шагом винта перевести в положение МАЛЫЙ ШАГ (полностью от себя), частота вращения коленчатого вала должна возрасти до первоначальной 70 %.

При этом допускается кратковременное уменьшение давления масла на входе в двигатель до 2 кгс/см2 с последующим восстановлением за 8-11 с.

6. Проверить работу воздушного винта и регулятора оборотов на равновесных оборотах, для чего:

- рычагом управления двигателем установить частоту вращения коленчатого вала двигателя 70 % (винт в положении МАЛЫЙ ШАГ);

- рычагом управления шагом винта установить частоту вращения коленчатого вала 64 %;

- плавно перемещая рычаг управления двигателем вперед и назад, но не до отказа, убедиться в том, что частота вращения коленчатого вала двигателя остается неизменной.

При резком перемещении рычага управления двигателем вперед и назад частота вращения коленчатого вала двигателя может соответственно увеличиваться или уменьшаться на 2-4 %, но через 2-3 с восстанавливаться до равновесных оборотов.

7. Проверить приемистость двигателя. Рычаг управления двигателем плавно, в течение 2-3 с, перевести от упора малого газа вперед до упора, при этом рычаг управления винтом должен быть в положении МАЛЫЙ ШАГ.

Переход от минимальной частоты вращения коленчатого вала до взлетного режима должен совершаться плавно, в течение не более 3 с. Для обеспечения нормальной приемистости температура головок цилиндров должна быть не ниже 120 °С, а температура масла на входе в двигатель - не менее 40 °С.

Примечание. Проверку приемистости двигателя в полете выполнять на скорости по прибору не более 160 км/ч.

8. Повторить проверку приемистости при темпе перемещения РУД 0,5-3 с, совместив ее с проверкой работы двигателя на взлетном и I номинальном режиме, по 20-30 с на каждом режиме.

При этом показания приборов контроля двигателя должны быть следующие:

Наименование параметров

Взлетный режим

I номинальный режим

Частота вращения коленчатого вала

Давление за нагнетателем

Давление бензина

Давление масла

Температура масла на входе в двигатель

Температура головок цилиндров двигателя

Температура воздуха на входе в карбюратор

95-99 %

рО +125 -15 мм рт.ст.

 0,2-0,5 кгс/см2

 4,0 -6,0 кгс/см2

40-75 °С

Не выше 220 °С

Не ниже 10 °С

82 %

ро+95 -15 мм.рт.ст.

0,2-0,5кгс/см2

4,0-6,0 кгс/см2

40 -75 °С

Не выше 220 °С

Не ниже 10 °С

9. Проверить работу двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала (винт на малом шаге, рычаг управления двигателем переведен полностью на себя). Двигатель должен работать устойчиво, показания  приборов должны быть следующие:

Частота вращения коленчатого вала................................................. Не более 26 %

Давление масла. ................................................................................. Не менее 1,0 кгс/см2

Давление бензина. ............................................................................. Не менее 0,15 кгс/см2

Во избежание замасливания свечей продолжительность работы двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала (на МАЛОМ ГАЗЕ) не должна превышать 5 мин.