4.12. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ
 ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА (+5 И НИЖЕ)

Для обеспечения эксплуатации двигателя при низкой температуре наружного воздуха силовая установка самолета должна .быть подготовлена к работе в зимних условиях.

4.12.1. Подготовка двигателя к запуску

1. Для обеспечения запуска/ и улучшения работы двигателя при запуске и прогреве рекомендуется в зимних условиях разжижать масло бензином и подогревать двигатель перед запуском.

2. При температурах наружного воздуха +5°С и ниже (минимальная температура в течение истекших суток) двигатель и маслорадиатор перед запуском подогревать от аэродромного подогревателя, подающего горячий воздух с температурой не выше +120°С При подогреве двигатель закрывать теплым чехлом.

3. При температуре наружного воздуха от +5°С до -10°С (минимальная температура в течение истекших суток) можно запускать двигатель без подогрева, если масло разжижено бензином.

4 При подогреве двигателя вынуть из туннеля маслорадиатора подушку и открыть створки, чтобы обеспечить доступ теплого воздуха в соты маслорадиатора.

5 Подогрев двигателя считать достаточным, когда температура головки цилиндра по указателю термопары достигнет +30°С, а температура масла = +150С и когда воздушный винт будет свободно провертываться от руки.

Предупреждение. Вращать винт холодного двигателя запрещается во избежание поломки хвостовиков приводов агрегатов.

6. Окончив подогрев двигателя, перед запуском установить подушку в туннель маслорадиатора и закрыть створки.

Чехол с двигателя снимать только непосредственно перед запуском двигателя.

7. Если масло сливалось из бака, то, не снимая чехла с двигателя, залить в маслобак горячее масло, имеющее температуру 75-80°С.

4.12.2. Запуск двигателя

1 Запуск двигателя, подогретого согласно разделу 4121, выполнить в соответствии с рекомендациями раздела 322 настоящего Руководства.

4. 12.3. Эксплуатация двигателя в полете

1. Режимы работы двигателя при взлете, наборе высоты, горизонтальном полете и снижении зимой аналогичны режимам при эксплуатации двигателя в летних условиях.

2. При полетах не допускать снижения температуры воздуха на входе в двигатель ниже +10°С.

3. Во время продолжительного полета при низких температурах наружного воздуха во избежание загустевания масла в цилиндре винта периодически переводить через каждые 25-30 мин полета винт с малого шага на большой, изменяя число оборотов в пределах 67-55%, а затем вновь установить заданное число оборотов. При этом допускается кратковременное уменьшение давления масла на входе в двигатель до 2 кгс/см2 (с последующим восстановлением за 8-11 с).

4. При длительном планировании, снижении в условиях низких температур следить за температурным режимом двигателя, не. допуская падения температуры головки цилиндра по указателю термопары ниже 160°С.

4.12.4. Особенности обслуживания двигателя после полета.

1 Порядок останова двигателя в зимнее время такой же, как в летнее

- при применении масла, не разжиженного бензином, слей .те его из маслосистемы самолета и двигателя при ожидаемой температуре наружного "воздуха -5°С и ниже. Слив производить при температуре масла не ниже 30°С через кран маслобака После слива масла все сливные краны оставить открытыми

- если необходимо, то до останова двигателя производить разжижение масла бензином

4 12.5 Особенности эксплуатации силовой установки на масле, разжиженном бензином

Существующая система разжижения масла бензином значительно облегчает эксплуатацию самолета Як -18T при низких температурах наружного воздуха.

Использование системы разжижения дает следующие преимущества:

- сокращается время подогрева двигателя перед запуском, так как значительно снижается усилие при провертывании вала за винт,

- улучшается смазка двигателя при запуске ввиду меньшей вязкости -масла по сравнению с не разжиженным.

Разжижение масла бензином применяется при температурах наружного воздуха +5°С и ниже Для разжижения применяется тот же бензин, на котором работает двигатель.

1 Порядок разжижения

- определить время открытия электроклапана ЭКР 3 (определяется в зависимости от количества масла в баке и продолжительности работы двигателя после предыдущего разжижения по таблице, помещенной на борту самолета).

Необходимое количество бензина для разжижения масла определяется из расчета 10-12% от количества масла, находящегося в масляной системе и двигателе (по объему),

- кнопку электроклапана экр 3 нажать на режиме работы двигателя

обороты коленчатого вала двигателя (винт МАЛЫЙ ШАГ).......... 54%

температура масла на входе не ниже ............................................... 40°С

температура головок цилиндров не ниже........................................ 120°С

- ведя разжижение, следить за давлением масла, которое может уменьшаться не более чем на 1 кгс/см2 .В случае падения давления масла более чем на 1 кгс/см2 прекратить разжижение масла,

- разжижение прекратить (отпустить кнопку электроклапана ЭК.Р-3) по истечении времени, определенного по таблице, и, не меняя режима работы двигателя, проработать 3 мин для перемешивания бензина с маслом;

- остановить двигатель;

- в процессе разжижения не допускать температуры масла на входе в двигатель выше 50°С и температуры головок цилиндров выше 160°С.

2. Особенности работы двигателя на разжиженном масле:

- запуск двигателя на разжиженном масле не отличается от запуска на неразжиженном масле;

- после запуска прогреть двигатель в течение 5-6 мин на оборотах, равных 41-44%. После этого постепенно увеличивать режим до 51%, следя за тем, чтобы двигатель работал без перебоев и давление масла было 4-6 кгс/см2.

Двигатель с разжиженным маслом считается прогретым и подготовленным к опробованию, если температура головок цилиндров будет не менее 120°С, а температура масла, входящего в двигатель, не ниже +25°С;

- если во время работы двигателя на малом газе (на земле) давление масла упадет ниже 1,0 кгс/см2, то это может быть следствием понижения вязкости масла от чрезмерного разжижения бензином. В этом случае необходимо слить разжиженное масло;

- опробование двигателя на разжиженном масле производить согласно разделу 3.2.4 настоящего Руководства;

- если масло не разжижалось бензином в течение 100 и более часов работы двигателя, то после первого полета с разжиженным маслом при первой же посадке обязательно снять и очистить масляные фильтры, так как разжиженное масло интенсивно смывает отложения со стенок цилиндров и картера двигателя;

- на летний период эксплуатации систему разжижения отключить от масломагистрали и установить заглушки в соединении трубки разжижения с маслопроводом.