4.7 ПИЛОТАЖ
Самолет Як-18Т
с двигателем М-14П позволяет выполнять все фигуры простого и сложного
пилотажа
Состав экипажа
и высота полетов в зону на пилотаж в каждом конкретном случае должны
определяться полетным заданием.
При выполнении
полетов на пилотаж полетная масса самолета не должна превышать 1500
кг, количество членов экипажа - не более двух человек. При пилотаже
вывод из фигур заканчивать на высоте не ниже 1000 м При правильном выполнении
фигур пилотажа перегрузка не превышает 3,5-4.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1 ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОСТОГО И СЛОЖНОГО ПИЛОТАЖА СБАЛАНСИРОВАТЬ САМОЛЕТ
НА ПРИБОРНОЙ СКОРОСТИ 180 КМ/Ч И УСТАНОВИТЬ ЧАСТОТУ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО
ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ 70%.
2 ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
НЕДОПУСТИМОЙ РАСКРУТКИ ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИГУР ПРОСТОГО И СЛОЖНОГО
ПИЛОТАЖА НЕ ПРЕВЫШАТЬ СКОРОСТИ 300 КМ/Ч.
3 ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
ФИГУР ПИЛОТАЖА ВОЗМОЖНО ЗАГОРАНИЕ СВЕТОСИГНАЛИЗАТОРОВ СКОРОСТЬ МАЛА
И СРЫВ В МИГАЮЩЕМ РЕЖИМЕ А ТАКЖЕ СРАБАТЫВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
В ШЛЕМОФОНАХ ПИЛОТОВ.
При выполнении
фигур пилотажа в случае непреднамеренного уменьшения скорости полета
и загорании светосигнализаторов СКОРОСТЬ МАЛА и СРЫВ с одновременным
появлением звукового сигнала в шлемофонах необходимо отдать штурвал
управления от себя до пропадания световой и звуковой сигнализации.
4.7.1.
Вираж с креном 45°
Перед вводом в
вираж установить режим работы двигателя 70 % и приборную скорость 180
км/ч.
После этого плавным,
координированным движением штурвала управления и педалей ввести самолет
в вираж.
Величину крена
определять по положению капота и передних частей фонаря самолета относительно
горизонта и контролировать это положение по показанию прибора АГД-1К.
Когда заданный
крен и необходимая угловая скорость будут достигнуты, необходимо поддержать
крен, несколько отклоняя штурвал управления в сторону, противоположную
развороту, и от себя; одновременно движением педали против вращения
устранить стремление самолета увеличивать скорость вращения, не допуская
скольжения. Правильность выполнения виража контролировать по шарику
указателя скольжения на приборе ЭУП-53.
За 25-30° до намеченного
ориентира координированным движением педалей и штурвала управления в
сторону, обратную вращению самолета, начать вывод из виража, незначительно
отжимая штурвал от себя. Когда самолет прекратит вращение и выйдет из
крена, поставить рули в нейтральное положение.
Самолет на виражах
устойчив и легко переходит из одного виража в другой.
4.7.2.
Вираж с креном 60°
Перед вводом в
глубокий вираж установить частоту вращения коленчатого вала двигателя
70 % и увеличить приборную скорость до 200 км/ч. В глубокий вираж самолет
вводится так же, как и в мелкий. По мере увеличения крена плавно увеличивать
наддув с таким расчетом, чтобы при крене 45-50° он был дан полностью.
При достижении
крена 45° и дальнейшем его увеличении штурвал управления необходимо
незначительно выбирать на себя и ослаблять нажим на педаль, отклоненную
при вводе в вираж.
При крене 60° соразмерными
и координированными движениями штурвала управления и педалей удерживать
самолет в режиме виража Штурвалом управления сохранять угловую скорость
вращения и крен, а педалями удерживать нормальное положение капота относительно
горизонта. В< ходе виража не допускать перетягивания штурвала управления
на себя. При перетягивании штурвала на вираже у самолета появляется
незначительная тряска, при отдаче штурвала управления от себя 'тряска
самолета прекращается.
Вывод из виража
начинать за 30-35° до намеченного ориентира координированными движениями
штурвала управления и 'педалей, отклоняя их в сторону, обратную вращению
самолета, при этом штурвал управления одновременно отжимать от себя
После вывода самолета в горизонтальный полет педали и штурвал управления
поставить в нейтральное положение.
4.7.3.
Горизонтальная восьмерка
Восьмерка - это
два виража противоположного направления, связанные быстрым, Энергичным
переходом из одного виража в другой.
Из виража в вираж
самолет переводится легко, но при перекладывании необходимо незначительно
отжимать штурвал управления от себя, чтобы сохранить скорость.
По мере уменьшения
крена при выводе -из первого виража наддув двигателя уменьшается до
480-600 мм рт. ст, а при вводе во второй вираж увеличивается до полного.
Выполнение восьмерки
требует большого внимания и точной координации движений рулями управления.
Восьмерку выполнять:
- с креном до
45° на приборной скорости 180 км/ч,
- с креном до
60° на приборной скорости 200 км/ч.
4.7.4.
Боевой разворот
Перед вводом в
боевой разворот необходимо осмотреть воздушное пространство, убедиться,
что вблизи нет других самолетов, и наметить ориентир для вывода.
Для выполнения
боевого разворота установить частоту вращения коленчатого вала 70 %,
дать полностью наддув и с небольшим снижением увеличить приборную скорость
до 280 км/ч, после чего плавным движением штурвала управления на себя
подвести капот к линии горизонта, а затем энергичным и координированным
движением штурвала управления на себя и в сторону боевого разворота
с одновременным движением педалей в ту, же сторону перевести самолет
в набор высоты по восходящей спирали с начальным креном 15-20° и перегрузкой
3,5-4.
Темп ввода в боевой
разворот должен быть таким, чтобы после разворота на 130° самолет имел
крен и угол подъема 50°, при дальнейшем развороте удерживать это положение.
Развернувшись на 150° (за 30° до ориентира вывода), одновременным движением
штурвала управления и педали в сторону, противоположную развороту, выводить
самолет из разворота так, чтобы приборная скорость при выводе была не
менее 150 км/ч, одновременно небольшим отклонением штурвала от себя
обеспечить положение капота относительно горизонта такое же, как при
горизонтальном полете.
4.7.5.
Пикирование
Перед вводом в
пикирование осмотреть воздушное пространство в направлении пикирования,
особенно вниз. Проверить показания приборов и убедиться, что высота
полета заданная
Ввод в пикирование
производить с горизонтального полета, или с разворота на приборной скорости
150 км/ч, не допуская отрицательных перегрузок Пикирование разрешается
выполнять с газом и без газа до приборной скорости в конце вывода не
более 300 км/ч.
При пикировании
следить за температурным режимом двигателя, не допуская падения температуры
головок цилиндров ниже 120°С.
Выводить самолет
из пикирования плавным движением штурвала управления на себя. При энергичном
выбирании штурвала управления на больших скоростях пикирования возникают
значительные перегрузки Чтобы приборная скорость на выводе из пикирования
не превышала 300 км/ч, вывод из пикирования с углами снижения 40-50°
начинать на приборной скорости не более 280 км/ч.
4.7.6.
Горка
Горка выполняется
с углом, набора до 50°. Перед вводом установить обороты коленчатого
вала двигателя 70% (2050 об/мин), дать полностью наддув и с небольшим
снижением увеличить приборную скорость полета до 280 км/ч, затем плавно
установить заданный угол подъема и зафиксировать его. Величину угла
подъема и крена определять по положению капота и передних частей фонаря
кабины самолета относительно горизонта и прибора АГД-1К.
Вывод из горки
начинать на приборной скорости 170 км/ч. Для этого одновременным вводом
в разворот и уменьшением угла набора при постоянном наддуве двигателя
перевести самолет в горизонтальный полет.
Вывод в горизонтальный
полет должен быть закончен на приборной скорости не менее 140 км/ч
4.7.7.
Спираль
Спираль выполнять
с установившегося режима планирования на приборной скорости 180 км/ч
с креном 45° на режиме работы двигателя МАЛЫЙ ГАЗ или на режиме, обеспечивающем
вертикальную скорость снижения 3-4 м/с. Перед вводом в спираль проверить
показания приборов, контролирующих работу двигателя, и, установив заданную
скорость планирования, координированными движениями штурвала управления
и педалей ввести самолет в разворот. Когда будет достигнут заданный
крен, незначительными движениями педалей и штурвала управления в сторону,
противоположную развороту, устранить стремление самолета к увеличению
крена, возрастанию угловой скорости вращения и скорости по траектории.
Величину крена
выдерживать по положению капота и передних частей фонаря кабины самолета
относительно горизонта, контролируя по указателю поворота и скольжения
и по прибору АГД-1К. Внимание на спирали распределять так же, как и
при выполнении виражей. Не допускать падения температуры головок цилиндров
ниже 120°С После вывода из спирали установить приборную скорость планирования
170 км/ч.
4.7.8.
Скольжение
Скольжение с убранным
и выпущенным щитком производится на приборной скорости 170 км/ч.
Перед выполнением
скольжения выбрать ориентир для выдерживания направления, установить
самолет в режим планирования с приборной скоростью 170 км/ч, координированно
отвернуть самолет от ориентира на 10-15° и плавным движением штурвала
управления создать крен до 20° в сторону скольжения, удерживая при этом
самолет от разворота отклонением педали в сторону, противоположную крену.
При скольжении
направление полета сохранять по ориентиру, скорость проверять и сохранять
по положению капота относительно горизонта и по указателю скорости,
заданный крен - по наклону самолета относительно горизонта и по авиагоризонту.
Выводить самолет
из скольжения необходимо одновременным движением штурвала управления
в сторону, противоположную крену, и несколько от себя. По мере уменьшения
крена необходимо соразмерным движением поставить педали в нейтральное
положение и установить приборную скорость планирования 170 км/ч. Остаточный
снос самолета после скольжения погасить созданием обратного крена.
При скольжении
не допускать падения температуры головок цилиндра ниже 120°С.
4.7.9.
Переворот
Ввод в переворот
производится с горизонтального полета на приборной скорости 160 км/ч.
Для выполнения переворота придать самолету угол кабрирования 10-15°,
затем одновременными плавными движениями педали и штурвала управления
в сторону желаемого переворота придать самолету вращение вокруг продольной
оси с таким темпом, чтобы он перевернулся вверх колесами в течение 2-3
с.
При достижении
данного положения поставить педали нейтрально, штурвалом управления
прекратить вращение самолета, убрать наддув и, плавно подтягивая штурвал
управления на себя, ввести самолет в пикирование. Набрав приборную скорость
190- 200 км/ч, плавно выводить самолет из пикирования с таким расчетом,
чтобы приборная скорость в конце вывода из пикирования была 240-250
км/ч. При выводе из пикирования не допускать резких движений и перетягивания
штурвала управления, так как создаются большие перегрузки.
4.7.10.
Бочка
На самолете пилот
выполняет управляемую и штопорную бочки.
Для выполнения
управляемой бочки установить приборную скорость 230 км/ч, обороты коленчатого
вала двигателя, равные 70%, и полный наддув, затем придать самолету
угол кабрирования 10-15° и зафиксировать это положение, после чего плавным
движением штурвала управления в сторону бочки вращать самолет вокруг
продольной оси.
Когда самолет достигнет
крена 45-50°, начать отдавать штурвал управления от себя, не замедляя
вращения. В первый момент это необходимо для предупреждения, разворота,
а затем, когда самолет будет вверх колесами, для предупреждения опускания
носа самолета ниже положения горизонта.
Пройдя перевернутое
положение за 50-40° до выхода в горизонтальный полет, для удержания
самолета относительно горизонта увеличить нажим на педаль по вращению
и по мере подхода самолета к положению с креном 30-20° подтягиванием
штурвала управления на себя удерживать положение самолета по капоту
в линии горизонта.
Как только самолет
будет подходить к положению горизонтального полета, приостановить вращение,
поставить рули управления на вывод, а затем по прекращении вращения
поставить рули в нейтральное положение.
Вращение самолета
вокруг продольной оси равномерное.
Для выполнения
штопорной бочки установить приборную скорость 190 км/ч, обороты 70%
и наддув двигателя 650-700 мм рт. ст., после этого придать самолету
угол кабрирования 10-15°, зафиксировать это положение. Затем энергичным
отклонением педали на 1/3 ее хода в сторону выполняемой бочки и незначительным
взятием штурвала управления на себя с одновременным отклонением его
в сторону отклоненной педали придать самолету вращение вокруг продольной
оси.
В процессе вращения
положение рулей управления и рычага управления двигателем не меняется
За 20-30° до выхода
самолета в горизонтальное положение установить рули на вывод в сторону,
противоположную вращению. При выходе самолета в горизонтальное положение
поставить рули нейтрально.
Бочки выполняются
практически без потери высоты. Техника выполнения левой и правой бочек
одинакова.
4.7.11.
Петля Нестерова
Набор скорости
перед вводом производить на полном наддуве двигателя с небольшим снижением.
По достижении приборной скорости 280 км/ч соразмерным движением штурвала
управления на себя начать выполнение петли с перегрузкой 3,5-4.
Чтобы не допустить
крена и разворота, которые могут возникнуть вследствие гироскопического
эффекта и действия реактивного момента винта, необходимо удерживать
самолет от разворота нажимом на левую педаль.
Движение штурвала
управления на себя на начальной стадии петли должно быть плавным. При
увеличении угла набора более 20-30° темп движения штурвала постепенно
увеличивать до начала перехода самолета в положение вверх колесами,
после этого подтягивание "штурвал" управления (тянущие усилия)
уменьшить. В верхней точке петли штурвал управления подтягивается незначительно,
так чтобы только перевести самолет в пикирование. При появлении признаков
неустойчивости самолета в верхней точке петли штурвал управления следует
незначительно отпустить от себя с последующим взятием его на себя. Как
только самолет пройдет линию горизонта, плавно убрать наддув до минимального,
ослабить нажим на левую педаль, перевести самолет на пикирование.
При положении самолета
в отвесном пикировании штурвал управления немного отклонить от себя,
чтобы вывод из пикирования был плавным, без резкого перехода на большие
углы атаки. Когда приборная скорость на пикировании достигнет 190 -
200 км/ч, начать вывод самолета в режим горизонтального по-
лета с таким расчетом,
чтобы приборная скорость в конце вывода была 270-280 км/ч.
4.7.12.
Полупетля
Перед выполнением
полупетли установить самолет в режим горизонтального полета, наметить
ориентир для вывода.
Начальная приборная
скорость полупетли 300 км/ч. Набор скорости производить на полном наддуве
двигателя с небольшим снижением самолета. По достижении заданной скорости
выполнить первую половину петли, выбирая штурвал управления на себя
в более быстром темпе, чем на петле, с перегрузкой 4. При подходе к
верхней точке, когда самолет будет в положении вверх колесами, а его
капот не дойдет до линии горизонта 5-103 (приборная скорость
в этом положении должна быть не менее 150 км/ч), отклонить штурвал управления
и педаль в желаемую сторону, повернуть самолет вокруг продольной оси
на 180° - выполнить полубочку.
За 20-30° до подхода
самолета к горизонтальному положению рули управления установить на вывод.
Как только самолет примет горизонтальное положение, поставить рули нейтрально.
Приборная скорость при выводе из полупетли должна быть 140 км/ч. Если
приборная скорость к моменту выполнения полубочки станет меньше 140
км/ч, полубочку не выполнять, фигуру заканчивать выполнением второй
половины петли.