5.17. ДЕЙСТВИЯ ПИЛОТА (ЭКИПАЖА) ПРИ ВЫНУЖДЕННОМ ПОКИДАН И  САМОЛЕТА С ПАРАШЮТОМ.

Полеты, связанные с первоначальным обучением летного состава, включающим выполнение учебно-тренировочных полетов в зону на отработку простого и сложного пилотажа, члены -экипажа обязаны выполнять с надетыми и предварительно подогнанными на земле парашютами.

1. Вынужденное покидание самолета Як-18Т с парашютом производится:

- при возникновении пожара на самолете;

- в случае выхода самолета из штопора до высоты 1000 м,

- в случае невозможности восстановить управляемость самолета;

- во всех случаях, когда вынужденная посадка не гарантирует сохранения жизни экипажа.

Примечание Безопасное покидание самолета в прямолинейном горизонтальном полете и на режиме планирования обеспечивается до VПР =220 км/ч. Минимальная безопасная высота покидания в прямолинейном горизонтальном полете 150 м.

2. Порядок поступления команд и их исполнения. Командир самолета (обучающий) подает команду: «Приготовиться к покиданию самолета» и исполнительную команду: «Покинуть самолет».

Члены экипажа покидают самолет в следующей очередности.

- курсант (обучаемый);

- командир (обучающий).

При покидании неуправляемого самолета подается только исполнительная команда: «Покинуть самолет».

При отделении от самолета парашют вводится в действие автоматом КАП-ЗП (ППК-2П) или вручную кольцом на подвесной системе.

Автомат устанавливается на 3 с и на высоту 1000 м.

3. Действия экипажа при покидании самолета (при управляемом самолете).

Перед покиданием управляемого самолета перевести его в горизонтальный полет и уменьшить приборную скорость до 220 км/ч. При покидании самолета с левого кресла по команде «Приготовиться к покиданию самолета» необходимо:

- отсоединить колодку шнура шлемофона или снять авиагарнитуру,

- установить кресло в крайнее заднее положение;

- расстегнуть привязные ремни.

По команде «Покинуть самолет» необходимо:

- аварийно сбросить левую входную дверь;

- снять ноги с педалей;

- повернуться в левую сторону;

- правой рукой взяться за передний обрез дверного проема, левой - за задний обрез дверного проема;

- поставить левую ногу на крыло, приподняться с кресла, нагнуть голову и энергичным рывком отделиться от кресла;

- оказавшись на крыле, сгруппироваться и соскользнуть с него.

При покидании самолета из правого сиденья необходимо:

- отсоединить колодку шнура шлемофона или снять авиагарнитуру;

- установить кресло в крайнее заднее положение;

- расстегнуть привязные ремни;

- аварийно сбросить правую входную дверь;

- снять ноги с педалей;

- повернуться в правую сторону;

- левой рукой взяться за передний обрез дверного проема, правой - за задний обрез дверного проема;

- поставить правую ногу на крыло, приподняться с кресла, нагнуть голову и энергичным рывком отделиться от кресла;

- оказавшись на крыле, сгруппироваться   и соскользнуть с него.

4. Рекомендации экипажу при вынужденном аварийной покидании самолета в перевернутом полете, штопоре, при пикировании и на спирали. При покидании самолета, в этих случаях необходимо:

- аварийно сбросить дверь;

- отсоединить колодку шнура шлемофона или снять авиагарнитуру;

- снять ноги с педалей;

- расстегнуть привязные ремни.

Покидание самолета в штопоре и спирали выполнять поочередно в одну дверь внутрь фигуры энергичным толчком рук и ног с обреза дверного проема и вдоль крыла.

Подготовка к покиданию самолета такая же, как. указано в пунктах 2 и 3.