6.13. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА.

6.13.1. Наружное оборудование.

1. Наружное спецоборудование включает аэронавигационные огни, проблесковый маяк и посадочно-рулежную фару.

2. На самолете установлены аэронавигационные огни: бортовые БАНО-45 с лампой накаливания СМ28-28 и хвостовой огонь ХС-39 с лампой накаливания СМ-28-10.

3. На законцовке киля самолета установлен красный проблесковый светомаяк МСЛ-3 с двумя зеркальными лампами СМ28-60.

4. В качестве посадочно-рулежной фары на самолете используется лампа-фара СМФ-5 с двумя нитями накаливания: посадочной - большой свет мощностью 200 Вт и рулежной - малый свет мощностью 130 Вт. Лампа-фара установлена в носке левой консоли крыла.

5. Для сигнализации на землю (финишеру на старте) о выпущенном положении шасси на передней и основных стойках шасси установлены светосигнальные арматуры. В качестве светильников используются арматуры типа ХС-39 с лампой накаливания СМ28-10 мощностью 10 Вт.

 6.13.2. Внутреннее светооборудование

1. Внутреннее светотехническое оборудование самолета предназначено для освещения приборной доски и общего и местного освещения кабины экипажа.

2. Для освещения приборов, щитков, пультов и надписей используется система индивидуальных светильников и подсвета надписей светильниками красного света: СТ, СВ и АПМ.

3. Светильники СТ предназначены для освещения приборов, щитков управления, панелей. пультов и приборных досок заливающим красным светом. В каждое светильнике установлены две лампы СМ28-0,05. Светильники разбиты на две группы: основное освещение - шесть арматур и аварийное освещение - два светильника.

4. Щелевой вертикальный светильник СВ служит для освещения щитков, пультов и отдельных приборов и надписей на панелях. В светильнике установлена лампа СМ28-0,05.

5. Арматура АПМ- используется для подсвета надписей, выполненных методом светопровода. В светильнике установлена лампа СМ28-0.05.

6. Общее освещение кабины экипажа самолета осуществляется плафоном, изготовленным из матового стекла, который установлен на потолке кабины. В нем вмонтирована лампа СМ28-10.

7. Местное освещение рабочего места курсанта (левого пилота) осуществляется светильником белого света СМ1БМ с лампой СМ28-4,8.

Освещение позволяет вести записи и работать с картой  и другими полетными документами.

6.13.3. Эксплуатация светотехнического оборудования в ночных полетах

1. Перед запуском двигателя включить общее освещение кабины, и освещение приборной доски экипажа. Питание осуществляется от бортового аккумулятора или аэродромной сети.

2. После запуска двигателя и включения генератора включить проблесковый светомаяк-МСЛ-3, бортовые аэронавигационные огни БАНО-4,5 и хвостовой огонь ХС-39.

3. С помощью регулировочных реостатов подобрать яркость, необходимую для нормального считывания показаний приборов и надписей.

Примечание:

Яркость свечения шкал приборов не должна ослеплять пилотов и создавать яркие блики на стеклах приборов, на фонаре и дверях кабины.

4. Перед началом руления включить малый свет (рулежную нить) посадочно-рулежной фары, где источником света служит лампа-фара СМФ-5.

Примечания:

1. При необходимости допускается использование света от посадочной нити (большой свет) фары, однако продолжительность ее горения не должна превышать 5 мин;

2. Допускается использование фар при рулении самолета днем в условиях плохой или ухудшенной видимости.

5. На земле перед взлетом выключить плафон общего освещения кабины экипажа, если он не был выключен перёд началом руления. Еще раз уточнить регулировку яркости освещения приборной доски.

6. Перед началом взлета переключить малый свет на большой (включить посадочную нить фары).

7. При достижении высоты 100-150 м выключить фару.

8. Отрегулировать яркость освещения приборной доски исходя из условий адаптации глаз к условиям наружного светового фона (освещенный город, посадочные огни и т. п.).

9. При ведении записей в полетной документации или пользовании картой использовать светильник заливающего света СМ1БМ.

10. При снижении с. эшелона отрегулировать кабинное освещение исходя, из условий посадки (на освещенный или неосвещенный аэродром):

- отрегулировать яркость освещения приборов;

- выключить плафон и светильник СМ1БМ.

11. После четвертого разворота на высоте 100-150 м включить большой свет фары.

Примечание:

Иногда при заходе на посадку (в снегопад, дождь, пыль и т. п.) при включении света фар возникает так называемый «световой экран», затрудняющий пилотирование самолета. В этом случае рекомендуется периодически включать и выключать свет фар и производить посадку самолета при наиболее благоприятных условиях посадочного освещения для данных условий погоды или уйти на запасный аэродром.

12. В конце пробега выключить большой свет и включить малый (рулежную нить фары).

13. После заруливания на стоянку выключить фару, аэронавигационные огни, проблесковый светомаяк МСЛ-3.

14. По окончании всех послеполетных работ выключить освещение приборной доски и общее освещение кабины экипажа.

15. Выключить бортовой аккумулятор или аэродромное питание.

5. Арматура АПМ используется для подсвета надписей, выполненных методом светопровода. В светильнике установлена, лампа СМ28-0.05.

6. Общее освещение кабины экипажа осуществляется плафоном, изготовленным из матового стекла, который установлен на потолке кабины. В нем .вмонтирована лампа СМ.28-4,8.

7. Местное освещение рабочего-места курсанта (левого пилота) осуществляется светильником белого света ОМ1БМ с лампой СМй8-4,8.

Освещение позволяет вести записи и работать с картой и другими полетными документами.

6.13.3. Эксплуатация светотехнического оборудования в ночных полетах

1. Перед запуском двигателя включить общее освещение кабины и освещение приборной доски экипажа. Питание осуществляется от бортового, аккумулятора или аэродромной сети.

2. После запуска двигателя и включения генератора включить проблесковый светомаяк МСЛ-3, бортовые аэронавигационные огни БАНО-4,5 и хвостовой огонь ХС-39.

3. С помощью регулировочных реостатов подобрать яркость, необходимую для нормального считывания показаний приборов и надписей.

Примечание. Яркость свечения. шкал приборов не должна ослеплять пилотов п создавать яркие блики на стеклах приборов, на фонаре и дверях кабины.

4. Перед началом руления включить малый свет (рулежную нить) посадочно-рулежной фары, где источником света служит лампа-фара СМФ-5.

Примечания: 1. При необходимости допускается .использование света от посадочной нити {'большой свет) фары, однако продолжительность ее горения не . должна превышать 5 мин.

2. Допускается использование фар при рулении самолета днем -в условиях плохой или ухудшенной видимости.

5. На земле перед взлетом выключить плафон общего освещения кабины экипажа, если он не был выключен перед началом руления. Еще раз уточнить регулировку яркости освещения приборной доски.

6. Перед началом взлета переключить малый свет на большой (включить посадочную нить фары).

7. При достижении высоты 100-150 м выключить фару.

8. Отрегулировать яркость освещения приборной доски, исходя из условий адаптации глаз к условиям наружного светового фона (освещенный город, посадочные огни и т. п.).

9. При ведении записей в полетной документации или пользовании картой использовать светильник заливающего света СМ1БМ.

10. При снижении с эшелона отрегулировать кабинное освещение исходя из условий посадки: ,'

- отрегулировать яркость освещения приборов;

- выключить плафон и светильник СМ1БМ.

11. После четвертого разворота на высоте 100-160 м включить большой свет фары.

Примечание:

Иногда при заходе на посадку (в снегопад, дождь, пыль ii т.п.) при включении света фар возникает так называемый «световой экран», затрудняющий пилотирование самолета. В этом случае рекомендуется  периодически включать и выключать свет фар и производить посадку самолета при наиболее благоприятных условиях посадочного освещения для данных условий погоды или уйти на запасный аэродром.

12. В конце пробега выключить большой свет и включить малый (рулежную нить фары).

13. После заруливания на стоянку выключить, фару, аэронавигационные огни, проблесковый светомаяк М.СЛ-3.

1.4. По окончании всех послеполетных работ выключить освещение приборной доски и общее освещение кабины экипажа.

15. Выключить бортовой аккумулятор или аэродромное питание.