РАЗДЕЛ 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО САМОЛЕТУ

1.1. НАЗНАЧЕНИЕ САМОЛЕТА

Одноместный спортивный пилотажно-акробатический самолет Як-55 со среднерасположенным свободнонесущим крылом симметричного профиля, неубирающимся шасси с хвостовой опорой и двигателем М-14П мощностью 360 л.с. предназначен для тренировки и участия в соревнованиях по самолетному спорту летчиков-спортсменов РОСТО.

Самолет Як-55 оснащен ультракоротковолновой радиостанцией для связи с землей и другими самолетами, пилотажно-навигационное оборудование самолета обеспечивает его эксплуатацию днем в простых метеоусловиях.

 

1.2. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.

Общие данные

Длина самолета, м....................................................................................................... 7,507

Высота самолета на стоянке, м.................................................................................... 2,2

Колея шасси на стоянке, м.......................................................................................... 2,4

База шасси на стоянке, м............................................................................................ 5,7

Размер основных колес шасси, м................................................................................ 0,35 Х 0,135

Размер хвостового колеса, м....................................................................................... 0,20 Х 0,08

Стояночный угол самолета.......................................................................................... 9040’

Расстояние между концом лопасти винта и землей, мм

- в трех точечном положении самолета........................................................................ 360

- во взлетном положении самолета.............................................................................. 190

Крыло

Профиль симметричный с относительной толщиной, %................................................ 16,4

Размах крыла, м.......................................................................................................... 9,0

Площадь крыла, м2..................................................................................................... 14,805

Угол установки крыла, град.......................................................................................... 0

Длина САХ, м............................................................................................................. 1,746

Поперечное V крыла по линии хорд, град.................................................................... 0

Площадь элеронов, м2............................................................................................... 3,14

Горизонтальное оперение

Общая площадь, м..................................................................................................... 3,09

Размах, м................................................................................................................... 3,15

Угол установки стабилизатора, град.............................................................................. 0

Площадь стабилизатора, м2........................................................................................ 1,4

Площадь руля высоты (без триммера), м2................................................................... 1,69

Вертикальное оперение

Общая площадь, м2................................................................................................... 1,416

Площадь киля. м2....................................................................................................... 0,398

Площадь руля направления (без триммера), м2.......................................................... 1,018

Максимальные углы отклонения поверхностей управления

Элероны, град............................................................................................................. ± 25 -1

Руль высоты, град...................................................................................................... ± 25 ±1

Руль направления, град............................................................................................. ± 27 ±1

1.3. ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Максимальная скорость горизонтального полета у земли, км/ч:

- на взлетном режиме (99%)....................................................................................... 320

- на I номинальном режиме (82%)............................................................................... 300

Максимальная вертикальная скорость, м/с:

а) на взлетном режиме у земли.................................................................................. 15,5

б) на I номинальном режиме:

- у земли.......................................................................................................................... 10,0

- на Н = 1000 м.................................................................................................................. 8,5

- на Н = 3000 м.................................................................................................................. 5,2

Время набора высоты за I номинальном режиме, мин:

- И = 1000 м....................................................................................................................... 1.8

- Н = 3000 м....................................................................................................................... 6.8

Наивыгоднейшая скорость набора высоты, км/ч........................................................... 140-150

Взлетно-посадочные характеристики:

- скорость отрыва, км/ч................................................................................................. 125

- длина разбега, м......................................................................................................... 150

- посадочная скорость, км/ч......................................................................................... 130

- длина пробега, м:

на искусственной ВПП.................................................................................................. 700

на грунтовой ВПП......................................................................................................... 465

Дальность и продолжительность полета на Н = 500 м.


п/п

Этап полета

Расход топлива, л

Время, мин

Пройденный путь, км

1

Запуск, прогрев, опробование двигателя и руление

2

5

-

2

Взлет в набор высоты

2,5

1.5

2,5

3

Снижение, полет по кругу я посадка

1 4

6

3

4

Не вырабатываемый остаток

2

-

-

Горизонтальный полет в перегоночном варианте:

- при гарантийном остатке топлива 25% (45л.)

120

2ч 48 мин

555

- при гарантийном остатке топлива 10% (18л.)

146

3ч 25 мин

675

 

Практическая дальность в соответствующая ей продолжительность полета самолета в перегоночном варианте на высоте 500 м и приборной скорости 190 км/ч составляет:

- при гарантийном остатке топлива после посадки 25% (45 л)......................................... 560 км и 3ч 00 мин

- при гарантийном остатке топлива после посадки 10% (18 л)......................................... 680 км и 3ч 37 мин

1.4. ВЕСОВЫЕ И ЦЕНТРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ

Вес самолета

Варианты

Тренировочный

Перегоночный

Взлетный вес, кгс

870

970

Вес пустого самолета, кгс

735

735

Полная нагрузка, кгс

135

235

в том числе:

- летчик с парашютом

90

90

- топливо

35

130

- масло

10

15

Центровка самолета

Предельно допустимые эксплуатационные центровки % САХ:

- задняя                                                                                    31.5