3.3. ЗАПУСК, ПРОГРЕВ, ОПРОБОВАНИЕ И ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЯ НА ЗЕМЛЕ

3.3.1. Подготовка к запуску двигателя

Перед запуском двигателя убедитесь, что:

- вблизи нет людей, транспорта и предметов, которые могут попасть под винт;

- рычаг управления шагом винта находится в положении МАЛЫЙ ШАГ;

- рычаг управления пожарным краном находится в положении полностью "от себя" (пожарный кран открыт);

- магнето выключено (переключатель ПM-1 находится в положении "0");

- переключатели АККУМ.-ОТКЛ.-АЭР.ПИТ. и ЗАЖИГ.- ОТКЛ.-РАЗЖ. МАСЛА находятся в положения ОТКЛ.

При отрицательной температуре в холодное время года закройте жалюзи капота двигателя.

Установите РУД в положение, соответствующее 1/3 полного хода, что соответствует оборотам двигателя 28-38%.

Подайте команду авиатехнику "ПРОВЕРНУТЬ ВИНТ!". Услышав вопрос авиатехника "ВЫКЛЮЧЕНО?", еще раз убедитесь в выключении зажигания и дайте ответ "ВЫКЛЮЧЕНО!", после чего авиатехник проворачивает винт.

Установите заливочный шприц в положение ЦИЛ. и в процессе проворачивания винта произведите зашприцовку бензина в двигатель:

летом 2-3 подачи,

зимой 3-5 подач.

ВНИМАНИЕ.

1. Проворачивать винт при холодном двигателе обязательно, а при температуре головок цилиндров выше +80°С - запрещается.

2. Не заливайте бензин более указанного количества, так как он может омыть масло со стенок цилиндров и вызвать задир поршней, а скопление бензина в нижних цилиндрах может привести к гидравлическому удару.

Рис. 6 Приборная доска самолета Як-55.

3.3.2. Запуск двигателя

Для запуска двигателя:

- подайте команду авиатехнику "ОТ ВИНТА!" и, получив ответ "ЕСТЬ ОТ ВИНТА!", поставьте на электрощитке переключатель АККУМ.-ОТКЛ.-АЭР.ПИТ. в положение АЭР.ПИТ. (при запуске от аэродромного источника электропитания) или АККУМ. (при запуске от бортовых аккумуляторных батарей), включите выключатели ГEHEP. и ПРИБ.ДВИГ., переключатель ЗАЖИГ.-ОТКЛ.-РАЗЖ.МАСЛА поставьте в положение ЗАЖИГ;

- установите заливочный шприц в положение СИСТ. и создайте давление бензина перед карбюратором 0,2-0,5 кгс/см2;

- включите магнето, установив переключатель ПМ-1 в положение "1+2";

- откиньте предохранительный колпачок и нажмите на 3-5 о пусковую кнопка.

ПРИМЕЧАНИЯ.

1.       Для лучшего запуска двигателя после первых вспышек произведите дополнительную подачу топлива в цилиндры заливочным шприцем.

2.       Во время запуска при появлении вспышек в цилиндрах разрешается поддерживать выход двигателя на устойчивый режим перемещением РУД вперед-назад в диапазоне оборотов, соответствующих 28-60% (1/3-1/2 полного хода РУД). Темп перемещения 2-3с.

Если двигатель не дает вспышек в течение 30с:

- поставьте переключатели АККУМ.-ОТКЛ.-АЭР.ПИТ. и ЗАЖИГ,-ОТКЛ.-РАЗЖ.МАСЛА в положение ОТКЛ., выключите выключатель ГЕНЕР.. выключатель магнето установите в положение "0";

- переведите РУД полностью "от себя";

- соблюдая меры предосторожности, указанные в п. 3.3.1,

Дайте команду авиатехнику провернуть винт на 8-10 оборотов по ходу; в процессе проворачивания винта заливку двигателя не производите;

- произведете повторный запуск.

После того, как двигатель устойчиво заработает:

- отпустите пусковую кнопку;

- переведите РУД в положение, соответствующее оборотам 38-41%;

- наблюдайте за давлением масла по показанию манометра. Если в течении 15-20 о после запуска давление масла не достигнет 1кгс/ом~ немедленно выключите двигатель и выясните причину.

После запуска двигателя:

- рукоятку заливочного шприца установите в положение ЗАКР.,

- закройте предохранительным колпачком пусковую кнопку;

- если запуск производился от аэродромного источника электропитания. подайте команду авиатехнику "ОТКЛЮЧИТЬ АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ!", переключатель АККУМ.-ОТКЛ.АЭР.ПИТ. поставьте в положение АККУМ.,

- при температуре наружного воздуха ниже +100 включите обогрев САРПП-12Н выключателем ОБОГР. на приборной доске оправа.


3.3.3. Прогрев двигателя

ВНИМАНИЕ. Перед прогревом и дальнейшим опробованием двигателя примите меры к предотвращению подъема хвоста.

Прежде чем приступить к прогреву двигателя:

- возьмите ручку управления самолетом полностью "на себя";

- поставьте педали в нейтральное положение;

- нажмите на тормозные подножки педалей.

Прогрев двигателя производите на оборотах 41-44%. пока температура масла на входе в двигатель не начнет появляться. С началом роста температуры масла увеличьте число оборотов двигателя до 44-48 (зимой - да 51%) и дальнейший прогрев производите на этих оборотах.

ПРИМЕЧАНИЕ. При отрицательной температуре наружного воздуха для ускорения прогрева двигателя жалюзи капота должны быть закрыты.

Двигатель считается прогретым, если:

- температура головок цилиндров не вяжа 120°C

- температура масла на входе в двигатель не менее 400С. После прогрева двигателя произведите прогрев втулки винта

двукратным переводом винта о малого шага на большой и с большого шага на малый.

3.3.4. Опробование двигателя

Опробование двигателя производите при полностью открытых жалюзи капота.

Опробуйте двигатель на втором номинальном режиме, для чего, плавно передвигая РУД вперед до упора и одновременно затяжеляя винт до оборотов 40%, установите второй номинальный режим. При атом показания приборов должны соответствовать параметрам, указанным в таблице (см. п. 6.2.1.).

Двигатель должен работать устойчиво и без тряски.

внимание. Во избежание перегрева двигателя вследствие недостаточного обдува не допускайте длительной работы двигателя на втором номинальном режиме.

Проверьте работу магнето и свечей:

- установите винт в положение МАЛЫЙ ШАГ (рычаг управления шагом винта полностью "от себя"),

- рычаг управления двигателем установите обороты 64-70%;

- выключите на 15-20с одно магнето и оцените падение оборотов,

- включите оба магнето на 20-30с до восстановления первоначальных оборотов;

- выключите на 15-20с второе магнето и оцените падение оборотов;

- включите оба магнето.

Падение оборотов двигателя при работе на одном магнето не должно превысить 3%.

Проверьте работу генератора:

- плавно переведите РУД в положение MAЛЫЙ ГАЗ;

- в процессе уменьшения оборотов по загоранию сигнального табло ОТКАЗ ГЕНЕР. на оборотах менее 33% определите отключение генератора от бортсети;

- рычагом управления двигателем увеличьте обороты до 57-58%;

- в процессе увеличения оборотов по погасанию сигнального табло ОТКАЗ ГЕНЕР. на оборотах 33% убедитесь, что генератор подключился к бортсети.

ПРИМЕЧАНИЕ. При работающем генераторе сигнальное таило ОТКАЗ ГЕНЕР. гореть не должно.

- проверьте напряжение бортсети по вольтметру (напряжение должно быть 27-29 В);

- включите выключатель РАДИО и проверьте работу радиостанции в порядке, указанном в подразделе 3.2. (если эта проверка не производилась до запуска).

Проверьте работу воздушного винта и регулятора числа оборотов:

- рычагом управления двигателем установите обороты 70% (винт в положении МАЛЫЙ ШАГ);

- рычаг управления шагом винта переведите на БОЛЬШОЙ ШАГ (полностью "на себя"), число оборотов двигателя при этом должно снизиться до 53%,

- рычаг управления шагом винта переведите в положение МАЛЫЙ ШАГ, обороты двигателя должны возрасти до первоначальных 70%. При атом допускается кратковременное уменьшение давления масла на входе в двигатель до 2 кгс/см2 с последующим восстановлением за 8-10с.

Проверьте работу воздушного ванта в регулятора числа оборотов на равновесных оборотах:

- при положении рычага управления шагом винта МАЛЫЙ ШАГ рычагом управления двигателем установите обороты 70%;

- рычагом управления шагом вмята затяжелите винт до оборотов 64%;

- плавно перемещая РУД вперед и назад но не до отказа, убедитесь, что обороты двигателя остаются неизменными. При резком перемещении РУД вперед и назад число оборотов двигателя может соответственно увеличиваться или уменьшиться на 2-4%. но через 2-3с должно восстанавливаться до равновесных оборотов.

Проверьте приемистость двигателя:

- рычаг управления шагом винта поставьте в положение МАЛЫЙ ШАГ (вперед до упора);

- РУД переведите назад до упора (в положение МАЛЫЙ ГАЗ),

- за 0,5-3с переведите РУД из положения МАЛЫЙ ГАЗ в положение взлетного режима. При этом двигатель должая выходить на взлетный режим плавно, без перебоев, за время не более 3с. Допускается заброс оборотов до 109% в течение не более 1с.

ПРИМЕЧАНИЕ. Для обеспечения нормальной приемистости температура головок цилиндров должна быть не менее 120°С, а температура масла на входе в двигатель не менее 40°С.

Проверьте работу двигателя на взлетном режиме в течение 20-30с (винт на малом шаге). Показания приборов при этом должны соответствовать параметрам, указанным в таблице (см.п.6.2.1.).

ПРИМЕЧАНИЕ. При температуре воздуха на входе в карбюратор 30-450С возможно уменьшение оборотов взлетного режима до 95-96%.

Проверьте работу двигателя на первом номинальном режиме в течение 20-30с, затяжеляя винт до оборотов. Показания приборов при этом должны соответствовать параметрам, указанным в таблице (ом. п. 6.2.1.}.

Проверьте работу двигателя на малом газе:

- рычаг управления шагом винта поставьте в положение МАЛЫЙ ШАГ;

- РУД переведите полностью "на себя". Двигатель должен работать устойчиво, показания приборов должны соответствовать параметрам, указанным в таблице (см. п.2.1.).

ВНИМАНИЕ. Во избежание замасливания свечей продолжительность работы двигателя на малом газе не должна превышать 5 мин.

3.3.5. Останов двигателя

Перед остановом двигателя:

- выключите радиостанцию;

- если необходимо, охладите двигатель. Дня охлаждения двигателя:

- откройте полностью жалюзи капота;

- уменьшите обороты двигателя до 28-34% (винт на малом ваге);

- проработайте на этом режим до тех пор, дока температура головок цилиндров не снизится до 140-150°С.

Останов двигателя при температуре головок цилиндров выше 140-150°С не рекомендуется.

ПРИМЕЧАНИЕ. В случае невозможности охлаждения головок цилиндров до 140-150°С в исключительных случаях допускается останов двигателя при температуре головок цилиндров не более 1700С.

Перед остановом двигателя избегайте длительной работы на Малом газе.

После охлаждения двигателя произведите его останов, для чего:

- увеличьте обороты двигателя до 65-68% на 20-30с и прожгите свечи;

- рычагом управления двигателя сбросьте обороты до 28-34%,

- выключите магнето, установив переключатель в положение "0";

- плавно переместите РУД вперед (откройте дроссельную заслонку карбюратора).

После останова двигателя:

- поставьте РУД в положение МАЛЫЙ ГАЗ (подлостью "на себя");

- закройте пожарный кран;

- выключите все оставшиеся переключатели ж выключателя.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Запрещается останавливать двигатель:

- перекрытием пожарного крана и выработкой топлива из карбюратора (во избежание обратной вспышки и пожара);