РАЗДЕЛ 4

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА

4.1. ПОДГОТОВКА К ВЫРУЛИВАНИЮ И РУЛЕНИЕ

Убедившись в нормальной работе двигателя, приборного и радиоэлектронного оборудования самолета, увеличьте обороты двигателя на 54-57% и запросите разрешение на выруливание.

Получив разрешение на выруливание, уменьшите обороты двигателя до минимальных, подайте команду авиатехнику "УБРАТЬ КОДОДКИ, ОСВОБОДИТЬ ХВОСТ!".

Убедившись, что колодки убраны и хвост освобожден (техник самолета прикладывает руку к головному убору).

Осмотритесь:

- влево назад - нет ли людей и машин у хвоста самолета;

- влево в сторону - не выруливает ли одновременно другой самолет;

- влево вперед - нет ли препятствий и людей впереди самолета.

В такой же последовательности осмотритесь вправо.

Проверьте работу тормозов:

- поставьте делали нейтрально;

- ручку управлении возьмите полностью "на себя";

- нажмите до отказа тормозные подножки на педалях;

- увеличьте обороты двигателя до 35-38%.

После опробования тормозов уменьшите обороты двигателя до минимальных.

Еще раз убедившись, что в полосе предполагаемого руления нет препятствий, поднятием руки запросите разрешение на руление у сопровождающего.

ВНИМАНИЕ. Вблизи препятствий, стоянок и мест нахождения людей рулите только с сопровождающим. Внимательно наблюдайте за его сигналами.

Получив от сопровождающего сигнал "РУЛИТЬ РАЗРЕШАЕТСЯ" (рука направлена в сторону руления), отпустите тормоза и плавно увеличьте обороты двигателя настолько, чтобы самолет сдвинулся с места.

Руление производите змейкой с открытым фонарем, просматривая впереди лежащую местность.

На рулении проверьте эффективность работы тормозов. При нейтральном положении педалей нажмите с одинаковым усилием на тормозные подножки - самолет должен затормозиться; при этом, чем сильнее нажатие на тормозную подножку, тем большей должна быть степень торможения.

Для выполнения разворота отклоните педаль в сторону разворота и при необходимости используйте тормоз соответствующего колеса.

В процессе руления тормозами пользуйтесь плавно, выдерживайте скорость не более скорости быстро идущего человека.

При рулении по вязкому и неровному грунту и при торможении ручку управления держите полностью взятой "на себя".

Приближаясь к взлетной полосе осмотритесь!

- нет ли препятствий и самолетов на взлетной полосе;

- нет ли самолетов, планирующих на посадку после четвертого разворота или уходящих на второй круг.

Запросите по радио разрешение вырулить на взлетную полосу. Вырулив на взлетную полосу, прорулите по прямой 3-5 м.

Проверьте:

- соответствие показаний .магнитного компаса взлетному курсу полосы;

- показания приборов, контролирующих работу двигателя;

- установку рычага управления шагом винта в положение МАЛЫЙ ШАГ (зимой для прогрева масла во втулке переведите 2-3 раза воздушный винт от малого шага до большого и обратно).

Убедитесь, что система САРПП-12Н работает, двигатель достаточно прогрет, работает без хлопков и тряски, температура наружного воздуха на входе в карбюратор не ниже +100С.

ПРИМЕЧАНИЕ. Положение жалюзи двигателя на взлете зависит от прогрева двигателя и температуры наружного воздуха.

При отрицательной температуре наружного воздуха включить обогрев ПВД.

ВНИМАНИЕ. Во избежание перегреве время работа обогрева ПВД на земле (без обдува) не должно превышать 1 мин.

Осмотритесь и убедитесь в отсутствии препятствий для взлета.

Закройте фонарь кабины и убедитесь в надежности закрытия его замка (штырь замка полностью вошел в отверстие на рельсе фонаря).

Наметьте ориентир для взлета.

Запросите разрешение руководителя полетов на взлет.

4.2. ВЗЛЕТ

Получив разрешение на взлет, включите часы.

Направьте взгляд на ориентир, имея в поле зрения взлетную полосу и видимые части фонаря кабины.

Возьмите ручку управления полностью "на себя".

Растормозите колеса.

Плавно увеличивайте обороты двигателя.

Выдерживайте направление разбега по полосе на выбранный ориентир.

При разбеге в трехточечном положении самолета обращайте внимание:

- на плавность увеличения наддува;

- на выдерживание направления;

- на определение момента подъема хвоста самолета;

- на контроль работы двигателя на слух.

После пробега 5-10м начинайте плавно поднимать хвост самолета до взлетного положения.

Возникающие тенденции самолета к развороту вправо парируйте плавным отклонением левой педали.

Во время разбега в двухточечном положении внимание распределяйте:

- на сохранение взлетного положения самолета;

- на определение момента отрыва самолета от земли;

-на выдерживание направления,

- на контроль работы двигателя на слух.

Режим работа двигателя к моменту отрыва доведите до взлетного.

На скорости 125 км/ч самолет плавно отделяется от земли.

После отрыва самолета, переведите взгляд на землю (влево от продольной оси самолета под углом
20-25° вперед на 25-30 м).

Выдерживание после отрыва производите с постепенным отходом самолета от земли. В процессе выдерживания следите за высотой, отсутствие кренов, сноса и направление полета.

На высоте 20-30 м установите первый номинальный режим работы двигателя, для чего сначала уменьшите наддув двигателя на 25-30 мм рт. ст. а затем плавным движением рычага управления шагом винта установите оборота 82% я дальнейший набор высоты производите на этих оборотах.