РАЗДЕЛ 4
ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА
4.1. ПОДГОТОВКА
К ВЫРУЛИВАНИЮ И РУЛЕНИЕ
Убедившись в нормальной
работе двигателя, приборного и радиоэлектронного оборудования самолета,
увеличьте обороты двигателя на 54-57% и запросите разрешение на выруливание.
Получив разрешение
на выруливание, уменьшите обороты двигателя до минимальных, подайте
команду авиатехнику "УБРАТЬ КОДОДКИ, ОСВОБОДИТЬ ХВОСТ!".
Убедившись, что
колодки убраны и хвост освобожден (техник самолета прикладывает руку
к головному убору).
Осмотритесь:
- влево назад
- нет ли людей и машин у хвоста самолета;
- влево в сторону
- не выруливает ли одновременно другой самолет;
- влево вперед
- нет ли препятствий и людей впереди самолета.
В такой же последовательности
осмотритесь вправо.
Проверьте работу
тормозов:
- поставьте делали
нейтрально;
- ручку управлении
возьмите полностью "на себя";
- нажмите до
отказа тормозные подножки на педалях;
- увеличьте обороты
двигателя до 35-38%.
После опробования
тормозов уменьшите обороты двигателя до минимальных.
Еще раз убедившись,
что в полосе предполагаемого руления нет препятствий, поднятием руки
запросите разрешение на руление у сопровождающего.
ВНИМАНИЕ. Вблизи
препятствий, стоянок и мест нахождения людей рулите только с сопровождающим.
Внимательно наблюдайте за его сигналами.
Получив от сопровождающего
сигнал "РУЛИТЬ РАЗРЕШАЕТСЯ" (рука направлена в сторону руления),
отпустите тормоза и плавно увеличьте обороты двигателя настолько, чтобы
самолет сдвинулся с места.
Руление производите
змейкой с открытым фонарем, просматривая впереди лежащую местность.
На рулении проверьте
эффективность работы тормозов. При нейтральном положении педалей нажмите
с одинаковым усилием на тормозные подножки - самолет должен затормозиться;
при этом, чем сильнее нажатие на тормозную подножку, тем большей должна
быть степень торможения.
Для выполнения
разворота отклоните педаль в сторону разворота и при необходимости используйте
тормоз соответствующего колеса.
В процессе руления
тормозами пользуйтесь плавно, выдерживайте скорость не более скорости
быстро идущего человека.
При рулении по
вязкому и неровному грунту и при торможении ручку управления держите
полностью взятой "на себя".
Приближаясь
к взлетной полосе осмотритесь!
- нет ли препятствий
и самолетов на взлетной полосе;
- нет ли самолетов,
планирующих на посадку после четвертого разворота или уходящих на
второй круг.
Запросите по радио
разрешение вырулить на взлетную полосу. Вырулив на взлетную полосу,
прорулите по прямой 3-5 м.
Проверьте:
- соответствие
показаний .магнитного компаса взлетному курсу полосы;
- показания приборов,
контролирующих работу двигателя;
- установку рычага
управления шагом винта в положение МАЛЫЙ ШАГ (зимой для прогрева масла
во втулке переведите 2-3 раза воздушный винт от малого шага до большого
и обратно).
Убедитесь, что
система САРПП-12Н работает, двигатель достаточно прогрет, работает без
хлопков и тряски, температура наружного воздуха на входе в карбюратор
не ниже +100С.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Положение жалюзи двигателя на взлете зависит от прогрева двигателя
и температуры наружного воздуха.
При отрицательной
температуре наружного воздуха включить обогрев ПВД.
ВНИМАНИЕ. Во
избежание перегреве время работа обогрева ПВД на земле (без обдува)
не должно превышать 1 мин.
Осмотритесь и убедитесь
в отсутствии препятствий для взлета.
Закройте фонарь
кабины и убедитесь в надежности закрытия его замка (штырь замка полностью
вошел в отверстие на рельсе фонаря).
Наметьте ориентир
для взлета.
Запросите разрешение
руководителя полетов на взлет.
4.2.
ВЗЛЕТ
Получив разрешение
на взлет, включите часы.
Направьте взгляд
на ориентир, имея в поле зрения взлетную полосу и видимые части фонаря
кабины.
Возьмите ручку
управления полностью "на себя".
Растормозите колеса.
Плавно увеличивайте
обороты двигателя.
Выдерживайте направление
разбега по полосе на выбранный ориентир.
При разбеге в трехточечном
положении самолета обращайте внимание:
- на плавность
увеличения наддува;
- на выдерживание
направления;
- на определение
момента подъема хвоста самолета;
- на контроль
работы двигателя на слух.
После пробега 5-10м
начинайте плавно поднимать хвост самолета до взлетного положения.
Возникающие тенденции
самолета к развороту вправо парируйте плавным отклонением левой педали.
Во время разбега
в двухточечном положении внимание распределяйте:
- на сохранение
взлетного положения самолета;
- на определение
момента отрыва самолета от земли;
-на выдерживание
направления,
- на контроль
работы двигателя на слух.
Режим работа двигателя
к моменту отрыва доведите до взлетного.
На скорости 125
км/ч самолет плавно отделяется от земли.
После отрыва самолета,
переведите взгляд на землю (влево от продольной оси самолета под углом
20-25° вперед на 25-30 м).
Выдерживание после
отрыва производите с постепенным отходом самолета от земли. В процессе
выдерживания следите за высотой, отсутствие кренов, сноса и направление
полета.
На высоте 20-30
м установите первый номинальный режим работы двигателя, для чего сначала
уменьшите наддув двигателя на 25-30 мм рт. ст. а затем плавным движением
рычага управления шагом винта установите оборота 82% я дальнейший набор
высоты производите на этих оборотах.