4.7. ПИЛОТАЖ

4.7.1. Общие положения

На всех высотах эволютивная скорость полета 120 км/ч. На этой скорости самолет достаточно устойчив и хорошо управляем.

В процессе пилотажа взбегайте потери скорости менее рекомендуемой. Это особенно важно при выполнении вертикальных фигур пилотажа.

Для ускорения ввода самолета в фигуры пилотажа разгон торможение производите не в горизонтальном полете, а соответственно на снижении и в наборе высоты.

Величины углов кабрирования, пикирования и крена контролируйте по положению видимых частей самолета (капота двигателя, фонаря кабины, консолей крыла, ПВД) относительно линии горизонта.

Все фигуры пилотажа выполняйте с затяжеленным воздушным винтом до оборотов двигателя 82%, при этом соответствующая скорость устанавливается наддувом.

Перевернутый полет может выполняться как по прямолинейны:

траекториям (горизонтальный полет, набор высоты, планирование), так и по криволинейным (развороты, виражи, восходящие и нисходящие фигуры).

Выполнение фигур пилотажа в перевернутом полете практически не отличается от выполнения фигур пилотажа в прямом полете, но требует от летчика хороших и уверенных навыков в пилотировании самолета в прямом полете.

ВНИМАНИЕ. 1. При выполнении пилотажа не допускайте превышения ограничений по скорости и перегрузке, установленных для самолета.

2. При резкой даче РУД не допускайте заброса оборотов двигателя свыше 109% в течение более 1с.

3. При длительном снижении (планировании) не допускайте падения температуры головок цилиндров менее 120°С, При необходимости периодически выполняйте площадки для прогрева двигателя.

4.7.2. Вираж с креном до 45°

Виражи с креном до 45° выполняйте на скорости 170-190 км/ч при оборотах двигателя 82%.

Перед вводом самолета в вираж:

- осмотритесь и проверьте, свободно ли воздушное пространство в сторону выполнения виража;

- наметьте ориентир для ввода и вывода из виража;

- установите режим работы двигателя, соответствующий скорости 170-190 км/ч в горизонтальном полете.

После этого плавными, координированными движениями ручки управления и педалей введите самолет в вираж. При вводе в вираж уделяйте внимание:

- плавному увеличению крена и созданию угловой скорости;

- сохранению правильного положения капота самолета относительно горизонта;

- сохранению высоты и скорости полета (по высотомеру и указателю скорости);

- координации действий рулями (по указателю скольжения);

- величине крена.

Если при вводе в вираж произойдет уменьшение скорости от заданной, увеличьте наддув двигателя с таким расчетом, чтобы скорость оставалась постоянной.

Как только крен и угловая скорость достигнут заданной величины, зафиксируйте его небольшим отклонением ручки управления в сторону, противоположную крену, и, сохраняя угловую скорость, продолжайте вираж.

В установившемся вираже внимание уделяйте:

- сохранению правильного положения капота относительно горизонта,

- сохранению заданного крена;

- сохранению постоянной угловой скорости и перегрузки;

- сохранению скорости и высоты;

- осмотру воздушного пространства в направлении виража к ориентира для вывода из виража.

Если в процессе выполнения виража положение капота относительно горизонта изменится (что свидетельствует о снижении или наборе высоты), плавными и соразмерными движениями ручки управления и педалей поднимите или опустите капот самолета до нормального положения, не допуская увеличения или уменьшения скорости от заданной.

Вывод из виража начинайте за 15-20° до намеченного ориентира координированными движениями ручки управления и педалей в сторону, обратную развороту самолета.

При выводе из виража внимание уделяйте:

- сохранению правильного положения капота относительно горизонта;

- одновременности уменьшения крена и угловой скорости;

- выдерживанию высоты и скорости;

- координации действий рулями;

- точности вывода в направлении намеченного ориентире.

Если на выводе из виража скорость увеличивается, уменьшите наддув двигателя с таким расчетом, чтобы скорость и высота сохранялись заданными. После вывода самолета в горизонтальный полет поставьте рули в нейтральное положение.

Самолет на виражах устойчив.

Время виража с креном 45° на высоте 1000 м составляет 34-38с.

4.7.3. Вираж с креном 60°

Виражи с креном 60° выполняйте на скорости 190-200 км/ч при оборотах двигателя 82%.

При выполнении виража с креном 60° внимание распределяйте так же, как и на вираже с креном 45°.

На вводе в вираж по мере увеличения крена плавно увеличивайте наддув двигателя с таким расчетом, чтобы при крене 60° сохранялась скорость 190-200 км/ч.

При достижении крена 45° и дальнейшем его увеличении ручку управления выбирайте на себя для создания угловой скорости.

При достижении крена 60° незначительным движением ручки управления в сторону, противоположную крену, зафиксируете величину крена и установите постоянные угловую скорость  и перегрузку.

Соразмерными и координированными движениями ручки и педалей удерживайте самолет в режиме виража.

В процессе выполнения виража не допускайте перетягивания ручки управления "на себя". Учтите, что усилия на ручке управления в направлении "на себя" незначительные.

При значительном перетягивании ручки управления на вираже может произойти сваливание самолета в штопор-Вывод из виража начинайте за 30° до намеченного ориентира координированными движениями ручки управления и педалей с одновременным уменьшением наддува двигателя о таким расчетом, чтобы к моменту вывода самолета в горизонтальный полет скорость была 190-200 км/ч.

Время виража о креном 60° на высоте 1000 м составляет 18-21 о.

4.7.4. Горизонтальная восьмерка

Техника выполнения горизонтальной восьмерки аналогична технике выполнения виражей.

При выполнении восьмерки учтите, что правый вираж выполняется при несколько меньшем наддуве двигателя по сравнению с левым.

Перекладывание самолета из виража одного направления в вираж другого направления выполняйте непрерывными и координированными движениями ручки управления и педалей. Самолет легко перекладывается из одного виража в другой.

4.7.5. Боевой разворот

Выполнение боевого разворота начинайте при максимальном наддуве двигателе на скорости 270 км/ч.

Перед вводом самолета в боевой разворот:

- осмотрите воздушное пространство,

- наметьте ориентир для вывода;

- увеличьте наддув двигателя до максимального;

- установите скорость 270 км/ч.

Плавным движением ручки управления "на себя" переведите самолет на кабрирование.

По достижении угла кабрирования 10-150 создайте самолету крен 10-15° и координированными движениями рулей введите самолет в разворот с набором высоты. Перегрузка при этом равна 3-4 ед.

При вводе в боевой разворот следите:

- за одновременностью создания углов набора и крена;

- за темпом углового перемещения самолета;

- за координацией действий рулями.

В процессе боевого разворота увеличивайте крен с таким расчетом, чтобы после разворота, на 120° он бал равен 60° при угле набора 20-30°.

Вывод самолета из боевого разворота в горизонтальный полет начинайте за 30° до намеченного ориентира координированными движениями ручки управления и педали е сторону, противоположную вводу, не допуская при выводе скорости менее 120 км/ч. После вывода самолета в горизонтальный полет уберите наддув двигателя до необходимого.

При выводе из боевого разворота следите:

- за скоростью полета;

- за координацией движений рулями;

- за ориентиром вывода;

- за одновременностью уменьшения угла набора высоты, крена и угловой скорости.

В процессе выполнения боевого разворота не допускайте перетягивания ручки управления "на себя".

4.7.6. Горка

Ввод в горку с углами кабрирования 30-60° начинайте на скорости 270 км/ч при максимальном наддуве двигателя.

Перед вводом в горку осмотритесь, обратив особое внимание на пространство в направлении выполнения фигуры.

Установив заданную скорость ввода, убедитесь в отсутствии кренов. Затем плавным движением ручки управления "на себя" создайте самолету угол кабрирования 30-60° и зафиксируйте его незначительным отклонением ручки управления "от себя". Перегрузка при вводе в горку равна 3-4 ед.

При вводе в горку контролируйте:

- отсутствие крена;

- скорость и темп ввода;

- величину угла горки.

По достижении скорости 160 км/ч, не уменьшая режима работы двигателя, введите самолет в разворот с одновременным уменьшением угла кабрирования и последующем опусканием носа самолета до линии естественного горизонта.

Когда нос самолета подойдет к линии горизонта, выведите самолет в горизонтальный полет на скорости не менее 120 км/ч в уменьшите режим работы двигателя до требуемого.

При выводе из горки следите за скоростью начала ввода в разворот и сохранением заданной скорости вывода.

4.7.7. Поворот на горке

Ввод в горку начинайте на скорости 240 км/ч.

Перед вводом в горку:

- осмотритесь, обратив особое внимание на пространство в направлении горки;

- установите заданную скорость в горизонтальном полете или на снижении при работе двигателя на максимальном наддуве;

- убедитесь в отсутствии кренов.

Плавным движением ручки управления "на себя" переведите самолет на кабрирование с углом 60° и удерживайте его в этом углу до скорости 140 км/ч.

На этой скорости, не изменяя угла кабрирования, отклонением педали в нужную сторону выполните поворот вокруг вертикальной оси самолета. Стремление самолета к переворачиванию "на спину" парируйте отклонением ручки управления "от себя" я в сторону, противоположную отклонению педали.

При повороте следите за определением момента начала поворота, величиной крена и выполнением поворота в одной плоскости.

После того как нос самолета опустится ниже горизонта на 20-30°, плавно уменьшите наддув двигателя до минимального я установите угол пикирования, равный углу набора.

При достижении скорости 170 км/ч начинайте выводить самолет из пикирования в горизонтальный полет.

4.7.8. Пикирование.

Ввод в пикирование выполняйте с горизонтального полета или с разворота на 60-90° на скорости 120-130 км/ч.

Перед выполнением пикирования:

- прикройте жалюзи двигателя;

- осмотрите воздушное пространство в направлении пикирования;

- наметьте ориентир для ввода.

При выполнении пикирования с разворота координированными движениями ручки управления и педалей введите самолет в разворот с креном 35-45°в направлении выбранного ориентира.

В процессе разворота плавно уменьшите режим работа двигателя до минимального и введите самолет в пикирование.

К моменту окончания разворота угол пикирования должен быть заданным, но не более 60°. Величину угла пикирования контролируйте по положению консоли крыла (трубки ПВД) относительно горизонта.

Во время ввода в пикирование обращайте внимание:

- на скорость ввода,

- на координация действии рулями;

- на величину крена и угла пикирования;

- на направление ввода;

- на сохранение температурного режима работы двигателя в заданных пределах.

На пикировании появляются незначительные давящие усилия на ручке управления.

В процессе пикирования:

- не допускайте кренов и разворотов;

- следите за высотой, скоростью полета и температурным режимом работы двигателя.

Вывод самолета в горизонтальный полет начинайте при достижении заданной скорости (250-330 км/ч) плавным движением ручки управления "на себя". Перегрузка при этом должна быть 5-6 единиц. В конце вывода увеличьте режим работы двигателя до требуемого.

При выводе из пикирования не допускайте резких движений и перетягивания ручки управления, так как при этом создаются большие перегрузки.

При выводе из пикирования обращайте внимание:

- на определение скорости и высоты начала вывода;

- на отсутствие крена и скольжения.

- на темп вывода из пикирования и величину перегрузки. Потеря высоты за пикирование с углом 45° при скорости ввода 120 км/ч и скорости в конце вывода 350 км/ч составляет 500 м.

4.7.9. Переворот

Ввод в переворот производите с горизонтального полета на скорости 150 км/ч при оборотах двигателя 82%.

Для выполнения переворота создайте самолету угол кабрирования 15-20°, а затем плавным движением ручки управления в желаемую сторону и незначительным нажатием на одноименную педаль

придайте самолету вращение вокруг продольной оси с таким темпом, чтобы самолет повернулся вверх колесами за 2-3с.

При достижении положения "вверх колесами" поставьте педали нейтрально, ручкой управления прекратите вращение самолета уберите наддув и, плавно подтягивая ручку "на себя", введите самолет в пикирование.

Набрав скорость не менее 190 км/ч, плавно выводите самолет из пикирования с таким расчетом, чтобы скорость в конце вывода из пикирования была необходимой для выполнения очередной фигуры. Перегрузка на выводе из пикирования должна быть равной 3,5-4,0 ед.

За время переворота самолет теряет 200-250 м высоты.

Правый переворот самолет выполняет несколько энергичнее, чем левый.

4.7.10. Петля Нестерова

Перед выполнением петли проверьте отсутствие крена и скольжения и наметьте линейный ориентир.

На скорости 270-290 км/ч при оборотах двигателя 82% и максимальном наддуве соразмерным движением ручки управления "на себя" создайте самолету угловое вращение. При выполнении петли в учебных целях оптимальная перегрузка равна 5 ед.

На восходящей части петли удерживайте самолет от разворота нажатием на левую педаль.

После прохода вертикали уменьшите тянущие усилия на ручку управления.

В верхней точке петли незначительно подтяните ручку управления так, чтобы перевести самолет в пикирование. При появлении признаков неустойчивости самолета в верхней точке петли незначительно отпустите ручку "от себя" с последующим взятием "на себя".

Как только самолет пройдет линию горизонта, уменьшите нажим на левую педаль и переведите самолет в пикирование.

При положении самолета в отвесном пикировании немного отклоните "от себя" ручку управления, чтобы вывод из пикирования был плавным, без резкого перехода на большие углы атаки. °

Вывод из пикирования в режим горизонтального полета начинайте плавно при скорости более 190 км/ч с таким расчетом, чтобы

в конце вывода скорость была 270-290 км/ч.

Петля Нестерова при скорости ввода 270-290 км/ч и  с перегрузкой плюс 4g выполняется без потери высоты.

При выполнения петли Нестерова распределяйте внимание:

при вводе в петлю:

- на увеличение скорости до заданной;

- на приборы, контролирующие работу двигателя;

- на отсутствие крена и скольжения,

- на сохранение направления, в первой половине петли:

- не создание необходимой угловой скорости вращения и перегрузки;

- на скорость;

- на отсутствие крена;

в верхней части петли:

- на сохранение направления;

- на отсутствие крена;

- на скорость (по поведению самолета);

при выводе из петли:

- на угол пикирования;

- на скорость;

- на сохранение направления;

- на перегрузку;

4.7.11. Полупетля Нестерова

Перед выполнением полупетли:

- установите самолет в режим горизонтального полета;

- наметьте ориентир для вывода;

-осмотритесь, уделив особое внимание верхней полусфере.

Ввод в полупетлю выполняйте на скорости 270-290 км/ч при оборотах двигателя 82% и полном наддуве.

По достижении заданной скорости выполните первую половину петли, выбирая ручку управления "на себя" в более быстром темпе, чем на петле. Перегрузка при этом должна быть равной 5.0-6.0g.

При подходе к верхней точке, когда самолет будет в положении "вверх колесами", а его капот не дойдет до линии горизонта 5-10°, проверьте скорость, которая должна быть не менее 120 км/ч, и отклоните ручку управления и педаль в желаемую сторону. Выполните полубочку, вращая самолет вокруг продольной оси на 180°.

При крене 20-30° отклоните рули управления в сторону, противоположную вращению самолета. Как только самолет примет горизонтальное положение, рули поставьте нейтрально.

При выводе из полупетли скорость должна быть не менее 120 км/ч.

Если при положении самолета "вверх колесами" скорость будет меньше 120 км/ч, полубочку не выполняйте, а фигуру закончите выполнением второй половины петли.

При выполнении полупетли распределяйте внимание;

при вводе в полупетлю:

- на скорость и режим роботы двигателя;

- на создание необходимой угловой скорости вращения и перегрузки;

- на отсутствие крена и скольжения;

- на характер изменения перегрузки;

до выполнения полубочки распределяйте внимание, как при выполнении петли;

при выполнении полубочки:

- на определение начала вывода из полубочки;

- на направление вывода;

- на скорость.

4.7.12. Бочка

На самолете можно выполнять управляемую и штопорную бочки.

А. Управляемая бочка.

Для выполнения управляемой бочки в горизонтальном полете установите скорость 190-200 км/ч при оборотах двигателя 82%, создайте угол кабрирования 15-20°, зафиксируйте это положение, после чего плавным движением ручки в сторону бочки вращайте самолет вокруг продольной оси.

Как только самолет достигнет крена 45-50°, не замедляя вращения, начинайте отдавать ручку управления "от себя". В первый момент это необходимо для предупреждения разворота, а затем, когда самолет будет в положении "вверх колесами", для предупреждения опускания носа самолета ниже горизонта.

Пройдя перевернутое положение, за 50-40° до выхода в горизонтальный полет, создайте нажим на педаль по вращению для удержания самолета относительно горизонта, а по мере подхода самолета к положению с креном 20-30° подтягиванием ручки управления "на себя" удерживайте капот самолета на угле кабрирования 15-20°.

При подходе самолета к положению горизонтального полета приостановите вращение, поставив рули управления на вывод, а затем, по прекращении вращения, поставьте рули в нейтральное положение.

Вращение самолета вокруг продольной оси равномерное.

Правую бочку самолет выполняет несколько энергичнее, чем левую.

Б. Штопорная бочка

Для выполнения штопорной бочки установите "скорость 160-200 км/ч, энергично создайте самолету угол кабрирования 15-20°, затем энергично отклоните педаль в сторону выполнения бочки, после чего отклонением ручки управления в ту же сторону и незначительно "от себя" придайте самолету вращение вокруг продольной оси.

В процессе вращения самолета положение рулей управления и РУД не меняется.

При крене 20-30° дайте рули на вывод в сторону, противоположную вращению.

При выходе самолета в горизонтальное положение поставьте руля нейтрально.

Бочка выполняется без потери высоты.

Техника выполнения правой и левой бочек одинакова, но вращение самолета на правой бочке энергичнее, чем на левой.

4.7.13. Пилотирование самолета на эволютивной скорости.

А. Набор высоты

В зоне на высоте 1000 м в наборе высоты на скорости 150 км/ч наметьте ориентир для выдерживания направления.

Увеличьте наддув двигателя до полного и плавным движением ручки управления "на себя" установите угол набора высоты до положения, соответствующего скорости полета 120 км/ч.

Зафиксируйте самолет в этом положении, сохраняя выбранное направление на ориентир при помощи элеронов и руля направления.

Б. Планирование

В режиме планирования наметьте ориентир для выдерживания направления.

Уменьшая наддув двигателя, и плавно выбирая ручку управления "на себя", установите скорость 120км/ч. На этой скорости самолет планирует устойчиво. Возникавшие при этом крены устраняйте отклонением элеронов и руля направления.

Для перехода в нормальное планирование отдайте ручку управления "от себя" и увеличьте скорость до 150 км/ч.

При выполнении планирования следите за температурой головок цилиндров.

4.7.14. Парашютирование самолета

Парашютирование самолета применяется в учебных целях при отработке техники выполнения ввода в штопор, а также при посадке в момент приземления самолета.

В зоне на заданной высоте осмотритесь и наметьте ориентир для сохранения направления при парашютировании.

В режиме планирования на скорости 140 км/ч при полностью убранном наддуве двигателя плавным движением ручки управления "на себя" уменьшите скорость до 120 км/ч. Самолет на этой скорости парашютирует устойчиво, но реагирует на отклонение рулей медленнее, чем на скорости 140 км/ч.

Направление полета сохраняйте так же, как и при планировании на нормальной скорости, но движения рулями должны быть большими по величине и более энергичными. Возникающие крены исправляйте не только элеронами, но и рулем направления.

Если в процессе парашютирования не удастся устранить образовавшийся крен, незначительно отпустите ручку управления "от себя" - самолет увеличит скорость и станет хорошо управляем.

Для прекращения парашютирования плавно отклоните ручку управления "от себя" и одновременно увеличьте наддув двигателя, наберите скорость 150 км/ч и установите режим горизонтального полета.

При выполнении парашютирования следите за температурой головок цилиндров.

4.7.15. Штопор самолета

В учебных целях разрешается выполнять не более двух витков штопора с высоты не менее 1500 м.

Перед выполнением штопора осмотритесь и убедитесь в отсутствии вблизи других самолетов. Особенно внимательно осмотрите пространство под самолетом.

В режиме горизонтального полета на скорости 160 км/ч проверьте показания приборов, контролирующих работу двигателя, является ориентир для вывода самолета из штопора.

А. Ввод самолета нормальный штопор

В режиме горизонтального полета полностью уберите наддув двигателя и по мере уменьшения скорости выбирайте ручку управления "на себя" для создания режима парашютирования, удерживая при этом самолет от сваливания на крыло.

При вводе самолета  в штопор распределяйте внимание:

-на показания указателя скорости.

При достижении скорости 110-120км/ч отклоните полностью педаль  в сторону штопора, ручку управления доберите полностью "на себя". Движения рулями управления при вводе в штопор должны быть плавными. Ввод в правый и левый штопор особенностей не имеет.

В процессе штопора руля удерживайте в том положении, как они были даны на ввод.

Элероны на вводе в штопор, в процессе штопора и при выводе из штопора удерживай те в нейтральном положении.

При штопоре взгляд направляйте в сторону вращения на 25-300 от продольной оси самолета и на 30-400 ниже горизонта.

Характер штопора самолета равномерный, вращение энергичное, без рывков. Время одного витка 2-2,5с. Потеря высоты за один виток 70-75м.

Б. Вывод самолета из штопора

Для вывода самолета из штопора за 120° до намеченного ориентира энергично и до отказа отклоните педаль в сторону, противоположную вращению самолета, и вслед за этим отдайте ручку управления "от себя" несколько за нейтральное положение строго до продольной оси самолета.

Как только самолет прекратит вращение, немедленно поставьте педали в нейтральное положение а при достижении скорости 150-160 км/ч, плавно выбирая ручку управления "на себя', выводите самолет из пикирования.

При подходе самолета к линии горизонта увеличьте наддув двигателя. Если не будут выполняться другие фигуры, установите наддув, обеспечивающий горизонтальный полет на скорости 160 км/ч, и выведите самолет в горизонтальный полет. Если же после вывода из штопора будут выполняться другие фигуры в комплексе, то соответственно им выполните все необходимые действия.

Для выполнения вертикальных фигур задержите самолет в угле снижения, увеличьте наддув до полного и наберите необходимую скорость.

Запаздывание на выводе не превышает 1/3 витка.

4.7.16. Скольжение

Скольжение выполняете на скорости не менее 150 км/ч.

Перед выполнением скольжения:

- осмотритесь, обратив особое внимание вниз и в сторону  скольжения;

- наметьте ориентир для выдерживания направления,

- проверьте температурный режим двигателя.

Установите самолет в режим планирования или горизонтального полета на скорости 150 км/ч.

Координированно действуя рулями, отверните самолет от намеченного ориентира на 10-15° и плавным движением ручки управления создайте крен до 30° в сторону скольжения, удерживая при этом самолет от разворота отклонения педали в сторону, противоположную крену.

Направление полета сохраняйте по намеченному ориентиру.

Скорость сохраняйте по положению капота самолета относительно горизонта и по указателю скорости, а заданный крен - по наклону консоли крыла самолета относительно горизонта.

Вывод самолета из скольжения производите одновременным движением ручки управления в сторону, противоположную крену, и несколько по диагонали от себя, не допуская рыскания самолета по горизонту.

По мере уменьшения крена соразмерным движением поставьте педали в нейтральное положение, а ручкой управления установите заданную скорость планирования.

Самолет выходит из скольжения быстро, но остается снос, который после вывода устраняйте обратным креном.

ВНИМАНИЕ. При скольжении не допускайте крен более 30°, так как при большем крене трудно удерживать самолет от разворота в сторону скольжения.

4.7.17. Спираль

Спираль выполняйте с установившегося режима планирования на скорости 160 км/ч с креном до 45°.

 Перед выполнением опирали:

- осмотритесь, обратив особое внимание в сторону выполнения фигуры;

- в режиме планирования установите скорость 160 км/ч.

Плавным движением ручки управления и педалей введите самолет в разворот. Когда крен достигнет заданного, незначительными движениями ручки и педалей в сторону противоположную развороту устраните стремление самолета к увеличению крена, возрастанию угловой скорости и скорости по траектории.

Величину крена контролируйте по наклону консоли крыла относительно горизонта.

Выдерживание заданной скорости на спирали производите изменением режима работы двигателя.

ВНИМАНИЕ. При выполнении опирали не допускайте уменьшения температуры головок цилиндров менее 120°С и температуры масла в двигателе ниже 40°С.

Вывод из спирали производите координированными движениями ручки управления и педалей в сторону, противоположную крену.

При этом соблюдайте следующую очередность в действиях:

- вначале устраняйте крен и угловое вращение;

- после этого выводите самолет из пикирования.

После вывода из спирали установите заданный режим полета.

4.7.18. Переворот на горке с углом 45°

Переворот на горке представляет собой сочетание первой половины горки, полубочки и второй половины переворота или петли.

Перед выполнением фигуры:

- осмотритесь, особенно в направлении переворота;

- наметьте ориентир для вывода,

- установите скорость 280 км/ч;

- убедитесь в отсутствии кренов.

Плавным движением ручки управления "на себя'' переведите самолет на кабрирование с углом 45°. Величину угла контролируйте по положению консоли крыла и капота относительно линии горизонта.

При достижении заданного угла небольшим движением ручки управления "от себя" зафиксируйте это положение и в дальнейшем сохраняйте его до начала выполнения полубочки.

Когда скорость будет равна I90-220 км/ч, плавным движением ручки управления в сторону переворота придайте самолету вращение вокруг продольной оси, т.е. выполните полубочку.

После того как самолет перевернется в положение "вверх колесами", поставьте педали в нейтральное положение, а движением ручки управления прекратите вращение.

При выполнении полубочки следите:

- за скоростью;

- за темпом вращения;

- за сохранением заданного угла;

- за направлением полета.

После прекращения вращения плавным движением ручки управления "на себя" подведите капот самолета к линии горизонта и, продолжая плавно подбирать ручку управления "на себя", выведите самолет в прямолинейный горизонтальный полет в направлении обратном вводу на скорости, необходимой для выполнения очередной фигуры.

При выполнении переворота на горке наиболее часто допускаются следующие отклонения и ошибки:

- позднее начало ввода самолета в полубочку – происходит потеря скорости до значения менее эволютивной;

- запаздывание с отклонением рулей на вывод или раннее начало вывода из полубочки - выход из фигуры происходит не в заданном направлении;

- увеличение или уменьшение угла кабрирования до начала ввода в полубочку или в процессе ее выполнения, что приводит соответственно к уменьшению или увеличению скорости от заданной при выполнении полубочки и второй половины переворота.

4.7.19. Поворот на вертикали

Набор скорости перед вводом в фигуру производите на максимальной наддуве.

По достижении скорости 280-300 км/ч плавным, но энергичным движением ручки управления "на себя" доведите самолет до вертикали. Вертикальное положение самолета контролируйте по положении консоли крыла относительно горизонта (трубка ПЗД перпендикулярна к линии горизонта).

При вводе распределяйте внимание:

- на отсутствие кренов;

- на скорость ввода;

- на темп выбирания ручки управления "на себя" и угловую скорость.

При подходе самолета к вертикальному положению - коротким и энергичным движением ручки управления "от себя" остановите самолет на вертикали.

При этом распределяйте внимание:

- на определение точности вертикали;

- на отсутствие смещения оси;

- на удержание вертикали до поворота.

Убедившись в вертикальном положении самолета, на скорости 50-60 км/ч при выполнении поворота вправо и на скорости 65-75 км/ч - влево, плавным и энергичным полным отклонением педали в желаемую сторону введите самолет в разворот. Стремление самолета к переворачиванию "на спину" парируйте отклонением ручки управления в сторону, противоположную развороту.

Как только самолет повернется на 55-60°, начинайте плавно затяжелять винт и, убедившись, что самолет поворачивается устойчиво, затяжелите его полностью.

После поворота, за 10-15° до вертикали вниз, нажатием не обратную педаль прекратите разворот и движением ручки управления установите угол пикирования, равный углу ввода в фигуру, облегчите винт. Контроль вертикального положения самолета осуществляйте по положению крыла относительно горизонта.

В этом положении пройдите такое же расстояние, как и по вертикали вверх, после чего выведите самолет в горизонтальный полет.

При этом внимание распределяйте:

- на отсутствие крена;

- на скорость;

- на перегрузку.

4.7.20. Управляемые и штопорные бочки и полубочки в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

А. Управляемая восходящая бочка с углом 45°

Для выполнения восходящей бочки с углом 45° установите скорость 280 км/ч, а затем, - взяв ручку управления "на себя", переведите самолет в набор высоты.

При достижении угла 45° (величину его контролируйте по положению консоли относительно горизонта) зафиксируйте его движением ручки управления "от себя" и введите самолет в фигуру.

Техника выполнения полубочки, одинарной и полуторной бочек аналогична технике выполнения горизонтальной управляемой бочки за исключением несколько большего расхода рулей по мере падения скорости в процессе вращения.

В конце фигуры положение самолета определяйте по проекции видимых частей самолета относительно естественного горизонта.

После выполнения фигура обязательно зафиксируйте угол кабрирования 45°.

Б. Управляемая нисходящая бочка с углом 45°

В горизонтальном полета установите скорость 120 км/ч, приберите наддув двигателя и плавным движением ручей управления "от себя" введите самолет в пикирование.

При достижении угла 45° зафиксируйте его, впереди по курсу самолета наметьте ориентир для вывода и на скорости .150-170 км/ч выполните бочку.

Техника выполнения нисходящей бочки и распределение внимания аналогичны технике выполнения и распределению внимания при выполнении горизонтальной управляемой бочки. Имейте в виду, что на вводе расход рулей больше, чем во второй половине бочки, так как начало фигуры выполняется на малой скорости, а в дальнейшем по мере снижения самолета, она непрерывно возрастает.

За 20-30° до окончания бочки отклонением ручки управления в сторону, обратную вращению, и вперед по диагонали, а также отклонением педали в ту же сторону начинайте вывод самолета из бочки, сохраняя направление на ориентир вывода.

После прекращения вращения:

- рули управления поставьте нейтрально;

- на короткое время зафиксируйте угол пикирования 45°;

- выведите самолет в горизонтальный полет.

В. Штопорная бочка на восходящей линии под углом 45°

В горизонтальном полете на оборотах двигателя 82% и максимальном наддуве установите скорость 280км/ч.

Плавным движением ручки управления "на себя" переведите самолет в набор высота с углом 45° и зафиксируйте этот угол незначительным отклонением ручки управления "от себя".

Создавая угол набора, следите за тем, чтобы не было кренов и сохранялось направление движения самолета. Взгляд направляйте сбоку вдоль капота самолета на горизонт. Контроль угла набора осуществляйте по положению видимых частей самолета относительно горизонта.

Как только скорость полета достигнет 180 км/ч, коротким энергичным движением ручки управления "на себя" выведите самолет на закритические углы атаки и отклоните педаль и ручку управления до отказа в сторону бочки.

Вращение самолета на бочке энергичное.

В процессе вращения положение рулей не меняйте.

За 30° до выхода самолета в прямой полет отклоните педаль в сторону, противоположную вращению, а ручку управления поставьте в нейтральное положение или против вращения (в зависимости от темпа вращения).

После кратковременной фиксации угла 45° плавным движением ручки управления "от себя" выведите самолет в горизонтальный полет.

Г. Штопорная бочка на нисходящей линии под углом 45°

В горизонтальном полете на оборотах двигателя 82% плавно уберите наддув до 1/3 и установите скорость 120 км/ч.

Плавным движением ручки управления "от себя" введите самолет в пикирование с углом 45°.

Величину угла пикирования контролируйте по положению видимых частей самолета относительно горизонта. Взгляд должен быть направлен вдоль капота, выше и в ту площадь видимой земной поверхности, которая проектируется примерно посередине между капотом и горизонтом.

Наметив ориентир, на скорости 150-180 км/ч возьмите ручку управления на 1/3 хода "на себя", затем энергично и полностью отклоните педаль в желаемую сторону и незначительно "от себя". Вращение самолета быстрое, на правой бочке более энергичное, чем на левой.

После ввода перенесите взгляд в сторону вращения под утлом 50-60°.

За 40-45° до намеченного ориентира для прекращения вращения дайте полностью обратную педаль, а ручку управления отклоните против вращения на величину, зависящую от темпа вращения.

После прекращения вращения поставьте педали нейтрально, а ручкой управления выдерживайте угол 45°.

Вывод из пикирования производите плавно.

Д. Управляемая полубочка на восходящей вертикали с прямого полета.

Перед выполнением фигуры осмотритесь и наметьте под углом 90° на горизонте хорошо видимый ориентир.

При работе двигателя на максимальном режиме установите скорость 300 км/ч. Затем плавным, но энергичным движением ручки управления "на себя" (по мере уменьшения скорости темп движения ручки более энергичный) выведите самолет на вертикаль и зафиксируйте это положение.

Контроль вертикали осуществляйте по положению консолей крыла относительно линии горизонта.

В процессе полета по вертикали уточните ориентир.

Убедившись в вертикальном положении самолета, а также в отсутствии крена и скольжения, отклонением ручки управления в нужную сторону начинайте вращение вокруг продольной оси.

При подходе консоли крыла к намеченному ориентиру коротким, но энергичным движением ручки управления в сторону, противоположную вращению, остановите вращение и поставьте рули нейтрально.

Зафиксируйте вертикаль и плавно переведите самолет в горизонтальный полет но скорости не менее 100 км/ч.

Если после полубочки выполняется 1/2 петли, возьмите ручку управления "на себя" и удерживайте самолет по направлению на ориентир. При достижении угла пикирования 90° зафиксируйте его и начинайте вывод самолета в прямой полет.

Е. Управляемая 1/4 бочки на восходящей вертикали

Управляемую 1/4 бочки на восходящей вертикали выполняйте на скорости 280 км/ч.

По достижения указанной скорости взятием ручки управления "на себя" выведите самолет на вертикаль.

Контроль вертикали осуществляйте по положению консоли крыла по отношению к естественному горизонту.

После фиксации вертикали наметьте ориентир для разворота на 90°:при правой бочке относительно левой консоли, при левой - относительно правой консоли.

Отклонением ручки управления в нужную сторону создайте самолету вращение вокруг продольной оси.

Движения ручкой управления должны быть энергичными. Отклонение педали при этом не требуется.

При вращении взгляд направляйте вдоль капота и в сторону противоположную вращению, на ориентир, выбранный на земной поверхности.

При подходе плоскости самолета к намеченному ориентиру коротким, но энергичным движением ручки управления в сторону, противоположную вращению, прекратите вращение самолета и поставьте рули нейтрально. Зафиксируйте вертикаль и плавно переведите самолет в прямой горизонтальный полет на скорости не менее 100 км/ч или выполните 1/2 прямой петли.

Ж. Управляемая 1/4 бочки на нисходящей вертикали.

Ввод в фигуру производите на скорости 120-130 км/ч. РУД при этом должен быть дан на 1/3 хода.

После фиксации отвесного пикирования начинайте ввод в 1/4 бочки (скорость нарастает очень быстро). Взгляд направляйте вдоль капота и в сторону вращения под углом 50-60° и выше, имея в поле зрения ориентир, выбранный на земной поверхности.

Отклонением ручки управления в желаемую сторону незначительным отданием ее "от себя", сохраняя вертикальную линию полета, создайте самолету вращение вокруг продельной оси.

После поворота самолета на 90° коротким движением ручки в обратном направлении прекратите вращение и поставьте рули нейтрально. Зафиксируйте вертикаль и выведите самолет в горизонтальный полет или установите скорость для выполнения очередной фигуры. Увеличение наддува двигателя производите после прохода самолетом угла пикирования 45°.

ПРИМЕЧАНИЕ. При выполнении данной фигуры имейте в виду, что расход рулей при вводе больше, чем во второй половине бочки, так как начало фигуры выполняется на малой скорости, а в последующей, по мере снижения самолета, она непрерывно возрастает.

3. Петля Нестерова с бочкой в верхней точке.

Ввод в фигуру выполняйте на скорости 300 км/ч на полном наддуве двигателя и оборотах не ниже 82%.

Первую половину фигуры выполняйте так же, как и первую половину петли Нестерова, однако темп выбирания ручки управления "на себя" должен быть несколько большим.

При подходе к верхней части петли, когда капот еще не дойдет до линии горизонта 25-30°, на скорости не менее 130-140 км/ч отклонением ручки управления в желаемую сторону введите самолет в бочку.

Для вывода самолете из бочки за 10-15° до перевернутого положения ручку управления отклоните против вращения за нейтральное положение с таким расчетом, чтобы самолет, остановил вращение на 360° вокруг продольной оси, занял положение "вверх колесами", а его капот проектировался на 25-30° ниже горизонта. После прекращения вращения рули поставьте нейтрально и, не фиксируя положение самолета "вверх колесами", продолжайте выполнение второй половины петли.

Плавно выбирая ручку управления "на себя", переведите самолет на нисходящую траекторию и выведите самолет в прямолинейный полет на скорости не более 300 км/ч.

После этого установите скорость и наддув для горизонтального полета или для выполнения очередной фигуры.

И. Управляемая горизонтальная бочка с фиксацией через 90°

Перед выполнением фигуры установите скорость 210 км/ч при оборотах двигателя 82% и максимальном наддуве.

Создайте самолёту угол кабрирования 10-15° и зафиксируйте это положение. Затем энергичным движением ручки управления в сторону создайте крен 90° и, когда самолет достигнет заданного крена, энергичным движением ручки в обратную сторону зафиксируйте его на счет "раз-два".

При крене 90 и 270° энергичным нажатием на внешнюю падаль удерживайте нос самолета от опускания, а незначительным движением ручки управления "от себя" - от разворота.

В положении самолета "вверх колесами" поставьте педали нейтрально, а ручку управления отклоните "от себя" для создания угла кабрирования 5-10°.

К. Вертикальная восьмерка с полубочками на пикировании с углом 45°.

Перед выполнением фигуры осмотритесь в наметьте ориентир для ввода и вывода.

В режиме прямого горизонтального полета установите скорость 280 км/ч.

По положению капота и консолей относительно горизонта убедитесь в отсутствии кренов в плавным движением ручки управления "на себя" начните выполнение прямой петли вверх, следя за равномерностью углового вращения.

После прохода верхней точки петли продолжайте выполнять ее с одинаковым темпом движения ручки управления "на себя" до достижения самолетом в положении "вверх колесами" угла пикирования 40°.

Величину угла пикирования контролируйте по углу наклона продольной оси самолета к плоскости земли (по углу наклона трубки ПВД относительно горизонта).

При достижении заданного угла пикирования прекратите выбирание ручки управления "на себя", коротким движением ее "от себя" зафиксируйте этот угол и выполните полубочку в желаемую сторону. При выполнении полубочки ручку управления отклоняйте в сторону вращения и незначительно "от себя".

На скорости 200 км/ч плавным движением ручки управления "на себя" начните выполнение второй половины восьмерки прямой петлей вверх с угла пикирования 45°.

При проходе горизонта в верхней точке петли по положению капота и консолей относительно горизонта убедитесь в отсутствии кренов и продолжайте выполнение петли до угла пикирования 45°.

При достижении заданного угла пикирования коротким движением ручки управления "от себя" зафиксируйте этот угол и выполните вторую полубочку в желаемую сторону.

При достижении скорости 250 км/ч выведите самолет в горизонтальный полет.

4.7.21. Перевернутый горизонтальный полет

Перед выполнением перевернутого горизонтального полета:

- осмотритесь и наметьте впереди характерный ориентир;

- проверьте, хорошо ли подтянуты привязные ремни и закрыт их замок;

- установите скорость 190 км/ч.

Взятием ручки управления "на себя" создайте самолету угол кабрирования 15-25° и зафиксируйте его.

Затем ручкой управления придайте самолету вращение вокруг продольной оси в желаемую сторону.

При достижении крена 90°, продолжая вращение самолета, начинайте отдавать ручку управления "от себя" для того, чтобы предотвратить опускание капота ниже горизонта.

В положении "вверх колесами" прекратите вращение самолета и отдайте ручку управления "от себя" настолько, чтобы самолет сохранял горизонтальный полет с постоянной скоростью.

В перевернутом горизонтальном полете распределяйте внимание:

- на сохранение правильного положения капота относительно горизонта;

- на сохранение скорости и высоты горизонтального полета "на спине" (по показаниям указателя скорости и высотомера);

- на сохранение направления по ориентиру (небольшим нажатием на педаль);

- на отсутствие кренов (по положению консолей относительно горизонта, возникающие крены парируйте ручкой управления),

- на показания приборов контроля работы двигателя (тахометра, указателя давления масла).

По истечении заданного времени перевернутого полета переведите самолет в прямой полет. Для этого плавным движением ручки управления "от себя" создайте угол кабрирования 15-25°, после чего движением ручки управления в любую сторону придайте самолету вращение вокруг продольной оси и выполните полубочку.

При достижении крена 90° незначительным нажатием на внешнюю педаль поддержите самолет от опускания капота ниже горизонта и начинайте выбирать ручку управления "на себя" с таким темпом, чтобы к моменту вывода самолета из полубочки капот самолета лег на горизонт.

ВНИМАНИЕ. В случае падения давления масла ниже 4 кгс/см2 или быстрого нарастания скорости немедленно выведите самолет в прямой полет, выполнив полубочку.

4.7.22. Обратный вираж с креном 45°

Перед выполнением обратного виража:

- убедитесь, свободно ли воздушное пространство;

- наметьте характерный ориентир для ввода и вывода из виража;

- проверьте показания приборов.

В перевернутом горизонтальном полете установите скорость 170км/ч на оборотах двигателя 82%.

Затем плавным координированным движением ручки управления и педели введите самолет в вираж, для чего отклоните в сторону ручку управления для создания крена, а нажатием на противоположную педаль создайте угловое вращение. По мере увеличения крена ручку управления отдавайте "от себя" для предотвращения опускания капота самолета и поддержания углового вращения.

При вводе в вираж уделяйте внимание:

- сохранению правильного положения капота самолета относительно горизонта (капот не должен опускаться ниже горизонта),

- плавному и одновременному созданию крена и углового вращения;

- сохранению высоты и скорости полета (по показаниям высотомера и указателя скорости);

- координации действий рулями (по показаниям указателя скольжения перевернутого полета);

- величине крена (по положению консоли крыла и видимых частей самолета относительно горизонта).

Когда заданный крен и необходимая угловая скорость будут достигнуты, движением ручки управления и педали устраните стремление самолета увеличить крен и угловое вращение.

В установившемся вираже уделяйте внимание:

- сохранению правильного положения капота самолета относительно горизонта;

- сохранению заданного крена и углового вращения,

- сохранению скорости и высоты (по показаниям указателя скорости и высотомера);

- ориентиру вывода из виража.

За 25-30° до намеченного ориентира, движением ручки управления в сторону против крена и нажатием на внешнюю педель, начинайте вывод самолета из виража.

При выводе из виража уделяйте внимание:

- сохранению правильного положения капота относительно горизонта;

- одновременному уменьшению крена и углового вращения,

- выдерживание высоты и скорости полета,

- координации действий рулями (по указателю скольжения);

- точности ввода в направлении намеченного ориентира.

Когда самолет прекратит угловое вращение и выйдет из крена, поставьте рули нейтрально, удерживая самолет в перевернутом горизонтальном полете.

Время обратного виража с креном 45° на высоте 1000м составляет 34-38с.

ВНИМАНИЕ.

1. В случае энергичного увеличения или уменьшения скорости в процессе выполнения обратного виража при возникновении затруднений в устранении этих ошибок немедленно уберите крен, переведя самолет в прямолинейный полет, а затем переведите его в прямой полет.

2. В случае падения давления масла и оборотов двигателя также немедленно выведите самолет из виража и переводите его в прямой полет.

4.7.23. Обратный вираж с креном 60°.

Обратный вираж с креном 60° выполняйте на скорости 170-190 км/ч и оборотах двигателя 82%.

Порядок действий летчика при вводе в вираж с креном 60° такой же, как и при выполнении виража с креном 45°, но в отличие от этого виража:

- в процессе создания крена плавно увеличивайте наддув двигателя до максимального к моменту достижения крена 45°,

- при дальнейшем увеличения крена ручку управления значительно отдавайте "от себя" для увеличения углового вращения, а движениями педалей выдерживайте положение капота относительно горизонта;

- при достижении крена 60° ручкой управления –устраните стремление самолета увеличить крен и угловое вращение и сохраняйте его положение рулей в процессе всего виража.

Не отдавайте ручку управления "от себя" больше, чем это необходимо для создания углового вращения, так как это приводит к потере скорости.

Распределение внимания при установившемся вираже с креном 60° такое же, как и при выполнении обратного виража о креном 45°.

Действия рулями на выводе из виража с креном 600 такие же, как и при выводе из виража с креном 450, но по мере уменьшения крена ручку управления подбирайте по диагонали "на себя" для того, чтобы не поднимался капот самолета, и уменьшайте до необходимого для перевернутого полета.

После вывода самолета в перевернутый горизонтальный полет педали и ручку управления поставьте нейтрально.

Время обратного виража с креном 60° на высоте 1000 м. составляет 18-21с.

4.7.24. Обратная петля вверх с перевернутого горизонтального полета

Перед выполнением фигуры наметьте два характерных ориентира:

- один впереди - для ввода и вывода самолета из петли;

- другой сзади - для контроля направления в верхней точке петли.

В перевернутом горизонтальном полете или на снижении при максимальном наддуве двигателя и полностью облегченном винте установите скорость 270-290 км/ч.

При достижении заданной скорости плавным, но энергичным движением ручки управления "от себя" строго по продольной оса самолета начните выполнение петли.

При выполнения обратной петли в учетных целях оптимальная перегрузка равна минус 4,0-4,5 ед.

При этом уделяйте внимание:

- созданию необходимой угловой скорости и перегрузке;

- отсутствию кренов (по положению консолей относительно горизонта);

- сохранению направления.

По мере увеличения угла подъема увеличивайте темп отдачи ручки управления "от себя" до подхода самолета к горизонтальному положению.

Не допускайте излишней отдачи ручки управления "от себя", так как при этом теряется скорость и ухудшается устойчивость самолета. В этой случае необходимо замедлить темп отдачи ручки управления "от себя".

При подходе самолета к горизонтальному положению в верхней точке петли ручку управления несколько подберете "на себя" для предотвращения быстрого опускания капота самолета после прохода верхней точки петли вследствие малой скорости.

При проходе самолетом горизонтального положения проверьте:

- отсутствие кренов и при наличии крена устраните его движением ручки управления;

- направление по ориентиру и при уклонении исправьте ошибку;

- скорость, которая должна быть не менее 120 км/ч. После прохода самолетом вертикального положения продолжайте отдавать ручку управления "от себя" с таким расчетом, чтобы при выводе из петли скорость была 270-290 км/ч.

При выполнении второй половины петли уделяйте внимание:

- росту скорости и созданию необходимого углового вращения;

- отсутствию кренов и сохранению направления (по перемещению капота самолета относительно наземных ориентиров).

После выхода самолета в перевернутый горизонтальный полет проконтролируйте давление масла и обороты двигателя.

Обратная петля вверх при скорости ввода и вывода 270-290 км/ч с перегрузкой минус 4g выполняется без потери высоты.

4.7.25. Обратная петля вниз с прямого горизонтального полета

Перед выполнением фигуры наметьте два характерных ориентира:

- один впереди - для ввода и вывода из петли;

- другой сзади - для контроля направления в нижней точке петли.

В прямом горизонтальном полете полностью облегчите винт и установите скорость 120 км/ч.

При достижении заданной скорости, плавно отдавая ручку управления "от себя" с одновременным увеличением наддува до максимального, начните выполнение петли, следя за тем, чтобы не создавалось кренов и сохранялось направление по наземным ориентирам.

После прохода самолетом вертикального положения увеличьте нажим на ручку управления "от себя" о таким расчетом, чтобы вывести самолет в перевернутое горизонтальное положение на скорости 290 км/ч.

В. нижней точке петли проверьте:

- направление (по ориентиру),

- отсутствие кренов;

- скорость, которая должна быть не менее 290 км/ч. При выполнении второй половины петли движения рулями управления и распределение внимания такие же, как при выполнении первой половины обратной петли вверх из перевернутого полета.

При выходе самолета в горизонтальное положение несколько подберите "на себя" ручку управления для того, чтобы удержать самолет в горизонтальном положении до набора скорости не менее 120 км/ч, после чего уберите наддув до необходимого.

4.7.26. Перевернутый штопор

Перевернутый штопор разрешается выполнять с высоты не менее 1500 м.

Перед выполнением перевернутого штопора:

- плотно подтяните привязные ремни;

- наметьте ориентир для вывода самолета из штопора;

- в режиме горизонтального полета установите скорость 160 км/ч на оборотах двигателя 82%.

А. Ввод самолета в перевернутый штопор

В горизонтальном полете на скорости 160 км/ч, выполнив полубочку, переведите самолет в положение "вверх колесами".

Плавно уменьшите наддув до минимального. Педалями и ручкой управления удерживайте самолет от разворота и опускания носа.

При достижении скорости 120км/ч отклонением педали и ручки управления полностью "от себя" введите самолет в перевернутый штопор.

В процессе штопора ручку управления и педели удерживайте в крайних отклоненных положениях. Элероны при вводе в штопор, в процессе штопора и при выводе из штопора должны быть в нейтральном положении.

За один виток штопора самолет теряет 70-75 м высоты. Время одного витка 2-2,5с.

Б. Вывод самолета из перевернутого штопора.

Для вывода самолета из перевернутого штопора за 30-40° до намеченного ориентира энергично и до отказа отклоните педаль в сторону, противоположную вращению самолета, и вслед за этим возьмите ручку управления "на себя" на 1/4 хода за нейтральное положение.

Как только самолет прекратит вращение, педали поставьте нейтрально и после увеличения скорости до 160 км/ч плавно подбирайте ручку управления "на себя" с таким расчетом, чтобы выход в горизонтальный полет был на скорости 230-240 км/ч.

Запаздывание не превышает 1/3 витка.

При выводе самолета из штопора в перевернутый полет после прекращения вращения, ручку управления задержите в нейтральном положении до увеличения скорости 150-160 км/ч, а затем, плавно отдавая ручку управления "от себя", переведите самолет в перевернутый горизонтальный полет.

4.7.27. "Колокол".

Ввод в "Колокол" выполняется с прямого или перевернутого полета на оборотах двигателя 82-95% и максимальном наддуве.

А. "Колокол" с прямого полета - падение вперед.

На скорости 260 км/ч переведите самолет в набор высоты с углом тангажа 90°, зафиксируйте и строго выдерживайте этот угол. Положение самолета относительно горизонта контролируйте по проекции консолей крыла на горизонт.

После того как самолет зафиксирован на вертикали и проконтролировав его положение относительно горизонта, плавно уберите наддув с таким расчетом, чтобы к моменту зависания он был убран полностью (винт на малом ШАГЕ).

На скорости 40-50 км/ч отклонением ручки управления "от себя" уменьшите угол тангажа до 87-85° (не более чем на 5°).

После начала падения на хвост ручку управления возьмите полностью и строго "на себя" (самолет на это не реагирует), педали удерживайте в нейтральном положении.

Ручку управления и педали удерживайте в таком положении с некоторый усилием, так как при падении самолета на хвост на рули будут действовать значительные нагрузки.

После падения вперед и перехода самолета в пикирование отдайте ручку управления "от себя" до нейтрального положения увеличьте наддув и на скорости не менее 190 км/ч начните вывод самолета из пикирования в горизонтальный полет.

Временно, до проведения исследований по определению флаттерных характеристик и нагруженности органов управления при выполнении фигур с обратным обтеканием (типа "Колокол"), выполнение этих фигур на самолете ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Б. "Колокол" с перевернутого полета

Скорость ввода 260 км/ч.

Порядок выполнения тот же, что и при выполнении "Колокола" с прямого полета.

4.8. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ

Горизонтальный полет разрешается выполнять в диапазоне скоростей от 120 км/ч до 320 км/ч.

При выполнении тренировочных полетов по кругу в горизонтальном полете выдерживайте скорости 180км/ч.

Контроль количества топлива в полете производите по указателю топливомера на левой консоли крыла.

При выполнении полетов по маршруту руководствуйтесь данными, приведенными в подразделе 1.3.