РАЗДЕЛ 6

КРАТКОЕ СПИСАНИЕ САМОЛЕТА, ДВИГАТЕЛЯ, СИСТЕМ И ОБОРУДОВАНИЯ.

6.1. КОНСТ1УКЦИЯ CAMОЛЕТА

6.1.1. Фюзеляж.

Фюзеляж самолета Як-55 - цельнометаллический полумонокок.

Поперечный набор каркаса фюзеляжа состоят из пятнадцати основных и одного дополнительного (6А) шпангоутов.

Продольный набор каркаса фюзеляжа включает в себя 14 стрингеров и 4 лонжерона. Шпангоуты, воспринимающие сосредоточенные нагрузки от двигателя (№ 1), крыла (№ 2 и 5), шасси (№ 2, 14 и 15) и хвостового оперения (№ 13, 14; 15), усилены.

Две балки хвостовой опоры самолета установлены внизу снаружи фюзеляжа между шпангоутами 14 и 15.

Между шпангоутами 2 и 8 фюзеляжа расположена кабина летчика и ее фонарь.

Дюралюминиевая стенка шпангоута 1 является противопожарной перегородкой. На ней крепятся агрегаты самолетных систем: на шпангоуте 1 со стороны двигателя установлены ложементы масляного и суфлерного баков, контейнер электрического аккумулятора и воздушный баллон. К двум балкам, расположенным между шпангоутами 1 и 2, болтами крепятся опорные кронштейны рессор шасси.

К шпангоуту 2 крепится силовая балка, являющаяся продолжением лонжеронов крыла. На ней имеются узлы навески консолей крыла и кронштейн крепления рессор основных опор шасси самолета к фюзеляжу.

Два задних узла крепления крыла расположены на шпангоуте 5.

Обшивка фюзеляжа выполнена из дюралюминиевых листов. В нижней части фюзеляжа между шпангоутами 1 и 2 расположен люк для подхода к болтам крепления основных опор шасси и агрегатам, установленным на шпангоуте 1 со стороны кабины. Между шпангоутами 3 и 4, 4 и 5 расположены два люка для подхода к механизмам управления самолетом. Между шпангоутами 14 и 15 слева и справа расположены два лючка для подхода к сектору управления рулем высоты.

6.1.2. Крыло

Крыло самолета выполнено по однолонжеронной схеме с работающей обшивкой и состоит из двух консолей, каждая из которых стыкуется с фюзеляжем тремя стыковки узлами.

Каркас консоли состоит из лонжерона, тринадцати нервюр и набора стрингеров.

В носовой частя каждой консоли между нервюрами 1 и 4 расположен топливный отсек.

На носовой части нервюры 12 на левой консоли крыла установлен приемник воздушного давления.

Обшивка крыла дюралюминиевая. В нижней частя обшивки имеются эксплуатационные люки для подхода к агрегатам системы управления, узлам навески элеронов и топливному отсеку. На верхней части обшивки имеются отверстия под заливные горловины и под указатели топливомеров.

Каждая из консолей снабжена элероном с осевой аэродинамической и роговой компенсацией и весовой балансировкой. Кроме того, на элероне имеется выносной компенсатор и неуправляемый пластинчатый триммер.

Каркас элерона состоит из дюралюминиевого лонжерона и нервюр. Обшивка элерона выполнена из гофрированного дюралюминия.

Четыре узла навески элерона расположены на нервюрах 4,7, 10 и 12 консоли крыла.

6.1.3. Хвостовое оперение

Хвостовое оперение самолета трапециевидной формы и состоит из горизонтального и вертикального оперения.

Горизонтальное оперение состоит из неразъемного стабилизатора симметричного профиля и двух половин руля высоты.

К вертикальному оперению относятся киль и руль направления.

Каркас киля образован передним и задним лонжеронами, стрингерами и набором дюралюминиевых нервюр.

Лонжероны киля неразъемно стыкуются со шпангоутами 13 и 15 фюзеляжа.

Обшивка киля выполнена из листового дюралюминия.

Каркас руля направления состоит из дюралюминиевого лонжерона, семи нервюр и заднего ребра.

На лонжероне установлены верхний и нижний кронштейны подвески руля направления.

Руль направления имеет аэродинамическую компенсацию, весовую балансировку и неуправляемый триммер (пластину).

Управление рулем направления осуществляется при помощи сектора, установленного на носке нервюры 1.

На носке нервюры 7 крепится балансировочный груз.

Лобовая обшивка и обшивка законцовки руля дюралюминиевые. Весь руль обтянут полотном.

Каркас стабилизатора состоит из 2 лонжеронов, 4 стрингеров и 10 нервюр, расположенных симметрично по 5 штук в правой и левой частях.

Стабилизатор крепится первым лонжероном к шпангоуту 13, вторым к шпангоуту 14, и бортовым угольником обшивки и каркасу фюзеляжа.

Обшивка стабилизатора дюралюминиевая.

Руль высоты разъемный, выполнен из 2 половин, имеет аэродинамическую компенсацию, весовую балансировку, неуправляемые триммеры (платины) и сектор управления.

Каркас каждой половины руля состоит из лонжерона, восьми нервюр и заднего ребра, выполненных из дюралюминия.

В концевой части каждой половины руля на роговых компенсаторах между нервюрами 7 и 8 установлен балансировочный груз.

Носок и концевая часть каждой половины руля обшиты дюралюминием. Кроме того, руль высоты по всей поверхности обтянут полотном.

6.1.4. Фонарь кабины

Фонарь кабины обтекаемой каплевидной формы. Он расположен между шпангоутами 3 и 8 и состоит из двух неподвижных частей (козырька и хвостовой частя) и сдвижной части. Сдвижная часть фонаря перемещается на подшипниках по двум направляющим рельсам закрепленным на фюзеляже. В закрытом и открытом положениях сдвижная часть фиксируется штырем пружинного замка.

Для открытия фонаря кабины снаружи необходимо нажать на кнопку рычага пружинного замка. Для открытия фонаря кабины - изнутри необходимо поднять рычаг пружинного замка или потянуть за шарик расположенный в верхней частя фонаря. Перемещение сдвижной части фонаря назад происходит под действием резинового амортизатора. При этом необходимо рукой придерживать сдвижную часть предотвращая ее удар об упоры.

Для закрытия фонаря кабины изнутри необходимо открыть пружинный замок, взявшись за рычаг замка или за шарик в верхней части фонаря, переместить сдвижную часть вперед до упора и закрыть замок, нажав рычаг вниз. При закрытии фонаря снаружи необходимо переместить сдвижную часть вперед до упора и по положению кнопки рычага пружинного замка убедиться, что замок надежно закрыт.

Остекление фонаря выполнено из оргстекла и крепится к каркасу болтами.

На самолете предусмотрена вентиляция кабины встречным потоков воздуха.

Для этого в верхней части остекления козырька фонаря установлено вентиляционное устройство, состоящее из заборника воздуха, экрана, фланца и пружины с фиксатором и имеющее 3 фиксированных положения – закрытое, полуоткрытое и открытое.

В закрытом положении вентиляционное устройство располагается заподлицо с поверхностью остекления козырька. Количество поступающего в кабину воздуха регулируется летчиком вручную.

6.1.5. Кресло летчика

Кресло летчика установлено в кабине между шпангоутами 4 и 6 и выполнено нерегулируемым по высоте.

Каркас кресла состоит из дюралюминиевой чашки и спинки. На чашке кресла имеется кольцо для присоединения фала парашютного автомата. Спинка кресла установлена под углом 16° от вертикали.

Кресло снабжено привязной системой, состоящей из плечевых, поясных и среднего ремней. Свободные концы ремней заканчиваются пряжками, надевающимися на конус левого поясного ремня и закрывающимися шпилькой правого поясного ремня.

6.1.6. Шасси

Шасси самолета неубирающиеся, выполнены по трехопорной схеме с хвостовой опорой.

Все три опоры рессорного типа и крепятся к каркасу фюзеляжа.

Основные опоры имеют по одному тормозному колесу 0,35х 0,135м с пневматиком низкого давления. Тормоз колеса колодочного типа. Управление тормозами колес механическое дифференциальное.

Хвостовая опора имеет управляемое колесо 0,20 х 0,08 м. Вилка колеса при помощи- пружин соединена с рулем направления.

6.1.7. Управление самолетом

Управление самолетом состоит из управления рулем высоты, элеронами и рулем направления.

Управление рулем высоты осуществляется с помощью ручки управления, установленной перед креслом пилота. Предельные углы отклонения руля высоты ограничены упорами, установленными на кронштейне крепления ручки управления.

Управление рулем высоты смешанного типа: жесткое до шпангоута 6 и гибкое (тросовое) за шпангоутом 6.

Элероны управляются с помощью ручки управления и жесткой проводки, состоящей из тяг и качалок.

Предельные углы отклонения элеронов ограничены упорами на кронштейне крепления ручки управления в кабине.

Управление рулем направления тросовое и осуществляется с помощью педалей. Педали параллелограммного типа и могут регулироваться под рост летчика. Диапазон регулировки ±50мм. Педали имеют тормозные подножки.