6.2. СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Силовая установка самолета Як-55 состоит из двигателя М-14П с воздушный винтом В-530ТА-Д35 и систем охлаждения, запуска, топливной и масляной.

6.2.1. Двигатель М-14П

Авиационный двигатель М-I4II - четырехтактный, бензиновый, воздушного охлаждения, невысотный, девятицилиндровый, однорядный со звездообразным расположением цилиндров и карбюраторным смесеобразованием.

Мощность двигателя 360 л.с. – 2%.

Сухой вес двигателя 214 кгс + 2%.

Двигатель имеет редуктор, понижающий обороты вала воздушного винта, и центробежный нагнетатель с односкоростным механическим приводом для создания силы тяги и обслуживания различных систем самолета и двигателя на нем установлены следующие агрегаты:

- воздушный винт В530ТА-Д35;

- регулятор числа оборотов Р-2;

- карбюратор AK-I4;

- два магнето М-9Ф;

- бензиновый насос 702МЛ;

- генератор ГСР-3000М,

- масляный насос МН-14Е;

- распределитель сжатого воздуха золотникового типа:

- датчик тахометра ДТЭ-1.

На головке каждого цилиндра установлено по две свечи зажигания и одному пусковому воздушному клапану.

Двигатель с помощью подмоторной рамы крепится к лонжеронам фюзеляжа самолета.

Управление двигателем состоит из проводки и рычагов управления дроссельной заслонкой, шагом винта, пожарным краном и жалюзи капота.

Режимы и значения эксплуатационных параметров работы двигателя приведены в таблице.

Режим

Число оборотов двигателя, %

Давление

Температура, °С

Удельный расход топлива, г/л.с. ч.

наддув, мм. рт. ст.

топлива, кгс/см2

масла, кгс/см2

цилиндров головок

воздуха на входе в карбюратор

масла на входе в двигатель

  Взлетный

99 ± 1

125±15 (изб)

0,2-0,5

4 - 6

120 - 220

+10 - +45

40 - 75

285 - 315

  1. Номинальный

82 ± 1

95±15 (изб)

0,2-0,5

4 - 6

120 - 220

+10 - +45

40 - 75

280 - 310

  2. Номинальный

70 ± 1

75±15 (изб)

0,2-0,5

4 - 6

120 - 220

+10 - +45

40 - 75

265 - 300

  1. Крейсерский

64 ± 1

735±15

0,2-0,5

4 - 6

120 - 220

+10 - +45

40 - 75

215 - 235

  2. Крейсерский

59 ± 1

670±15

0,2-0,5

4 - 6

120 - 220

+10 - +45

40 - 75

210 - 230

  Малый газ

Не более 26

-

Не ниже 0,15

Не ниже 1,0

-

-

-

-

 

6.2.2. Воздушный винт В530ТА-Д35

Воздушный винт В530ТА-Д35 - тянущий, автоматический, изменяемого шага, работающий по прямой схеме.

Направление вращения  левое.

Число лопастей ................................................ 2.

Диаметр винта, м............................................. 2.4.

Вес винта, кгс ................................................... 40 ±2%

6.2.3. Система охлаждения двигателя.

Охлаждение двигателя осуществляется потоком воздуха, создаваемым воздушным винтом.

Для уменьшения лобового сопротивления и регулировки температурного режима двигатель заключен в специальный капот имеющий управляемые лобовые жалюзи.

6.2.4. Система запуска двигателя

Запуск двигателя осуществляется сжатым воздухом.

Система запуска двигателя состоит из двух частей:

- воздушной и электрической.

Воздушная часть системы запуска служит для подвода сжатого воздуха из баллона в цилиндры двигателя.

Она включает в себя:

- распределитель сжатого воздуха золотникового типа;

- пусковые клапаны (по одному на каждом цилиндре);

- трубопроводы.

При нажатии кнопки запуска сжатый воздух под давлением 50±5 кгс/см2 подается в распределитель воздуха и далее, через пусковые клапаны, в цилиндры двигателя.

Электрическая часть системы запуска предназначена для обеспечения воспламенения смеси в цилиндрах двигателя.

В нее входят:

- кнопки ЗАПУСК на приборной доске;

- пусковая катушка ПК-4716;

- два магнето (левое и правое);

- переключатель магнето на приборной доске;

- проводка зажигания двигателя.

Магнето и проводка зажигания двигателя экранированы.

6.2.5. Топливная система самолета

Топливная система самолета (рис. 6.1.) предназначена для размещения топлива и питания двигателя топливом на всех режимах его работы при любых эволюциях самолета.

В качестве топлива применяется бензин Б-91/115 по ГОСТ 1012-72 с октановым числом не ниже 91.

Для размещения топлива на самолете служат два топливных кессона, расположенных в левой и правой консолях крыла. Левый кессон является основным, правый - дополнительным и подключается только в перегоночном варианте.

Максимальная заправка топливом в один кессон - 86 л (63 кгс. при ).

Из левого кессона (и подсоединенного правого кессона) топливо самотеком поступает в расходный бачок. Расходный бачок емкостью 5 л установлен под полом кабина летчика и предназначен для обеспечения бесперебойного питания двигателя топливом при различных эволюциях самолета, в том числе при отрицательных перегрузках. Запас топлива в бачке (5л) обеспечивает непрерывную работу двигателя на номинальном режиме в перевернутом полете в течение 2,5 минут.

Рис. 6.1. ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА

1 - штуцер заливки; 2 - гибкая рукав; 3 - кран разжижения масла (изд. 772); 4 - разъем маслосистемы; 5 - заливочная магистраль; 6 - заливочный шприц; 7 - магистраль отбора топлива на заливку; 6 - дренаж; 9 – заливная горловина; 10 - топливомер; 11 - левый топливный кессон; 12 - правый топливный кессон; 13 - расходной бачок, 14 - сливной кран; 15 - обратный клапан; 16 - пожарный (перекрывной) кран; 17 - сливная пробка; 18 - бензиновая фильтр, 19 - дроссель; 20 - воздухо-отделительный бачок; 21 - фильтр тонкой очистки. 22 - приемник давления топлива; ..3 - бензонасос. 24 - карбюратор; 25 - заглушка. (Устанавливается в тренировочном варианте).

Из расходного бачка через обратный клапан, открытый пожарный кран и фильтр-отстойник топливо откачивается топливным насосом двигателя и под давлением 0,15-0,5кгс/см2 через воздухо-отделительный бачок и фильтр тонкой очистки подается в карбюратор. Одновременно топливо под давлением 0,15-0,5кгс/см2 поступает к крану разжижения масла и датчику давления топлива трехстрелочного электрического индикатора ЭМИ-ЗК.

На самолете предусмотрена система разжижения масла бензином с помощью электромагнитного крана. Нажимной переключатель ЗАЖИГ.- ОТКЛ.-РАЗЖ. МАСЛА расположен на приборной доске.

Для подачи топлива в цилиндры двигателя, создания давления в топливной системе и подачи топлива в карбюратор перед запуском, а также для подачи топлива в карбюратор при отказе бензонасоса двигателя используется заливочный шприц, рукоятка которого расположена на панели приборной доски в кабине летчика.

Контроль за количеством топлива в кессонах осуществляется с помощью механических топливомеров, установленных в левом и правом кессонах. В правом кессоне топливомер устанавливается только в перегоночном варианте. Указатели топливомеров расположены на верхней части обшивки каждой консоли крыла.

6.2.6. Масляная система самолета

Масляная система самолета (рис. 6.2.) предназначена для подачи смазки к трущимся деталям двигателя и их охлаждения. В качестве смазки применяется масло МС-20 по ГОСТ 1013-49.

Масляная система самолета состоит из маслобака емкостью 20 л, насоса, фильтра, суфлерного бачка, маслорадиатора, маслопроводов, приемников и указателя давления и температуры масла. К масляной системе подключена система разжижения масла бензином.

Количество масла в баке, л:

- максимальное, л............................................. 16

- рекомендуемое (для пилотажа), ................ 10

- минимальное, ................................................ 8

Рис. 6.2. МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА.

1 - заливная горловина; 2 - маслобак, 3 – воздухозаборник. 4 - пеногасящий лоток, 5 - сливной края; 6 - заборник масла; 7 - масломерная линейка; 8 - маслофильтр; 9 - масло-карман; 10 - приемник термометра входящего масла; 11 - маслорадиатор; 12 - маслоуловитель; 13 - гибкий рукав; 14 -приемник давления масла; 15 - маслонасос; 16 - фильтр- сигнализатор; 17 - магистраль суфлирования; 18 - разъем топливной системы.


Циркуляция масла в системе принудительная и осуществляется двухступенчатым шестеренчатым насосом установленным на задней крышке картера двигателя.

Во время работы двигателя масло из маслобака самотеком поступает по шлангу через фильтр на вход к маслонасосу и далее под давлением в двигатель. После смазки трущихся деталей двигателя масло стекает в отстойник и откачивающей ступенью маслонасоса прокачивается через маслорадиатор в бак.

Суфлирование маслобака и двигателя осуществляется через два верхних суфлера, соединенных с маслобаком.

Для бесперебойной работы масляной системы при всех эволюциях самолета заборники масла и воздуха, масляного бака выполнены качающимися.

Давление и температура входящего в двигатель масла контролируются по электрическому индикатору ЭМИ-ЗК.

На верхней крышке капота двигателя имеется лючок для подхода к заливной горловине масляного бака.