РАЗДЕЛ G - ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

23.1501 Общие положения.

(а) Должны быть установлены эксплуатационные ограничения, рассмот-ренные в параграфах 23.1505 - 23.1527 и другие ограничения и информация, необ-ходимые для безопасной эксплуатации самолета.

(b) Эксплуатационные ограничения и информация, необходимые для без-опасной эксплуатации, должны быть доведены до сведения членов экипажа, как предусмотрено в параграфах 23.1541 - 23.1589.

23.1505 Ограничения скорости.

(а) Максимальная, никогда не превышаемая эксплуатационная скорость VNE должна быть установлена так, чтобы она была:

(1) не менее, чем 0,9 минимального значения VD , допускаемого 23.335; и

(2) не более меньшей из двух величин:

(i) 0,9 VD , установленной в п. 23.335;

(ii) 0,9 максимальной скорости, продемонстрированной в соответствии с п. 23.251.

(b) Максимальная скорость крейсерского полета по конструкции VNO должна быть установлена такой, чтобы она была:

(1) не менее минимальной величины VC , допускаемой 23.335; и

(2) не более меньшей из двух величин:

(i) VC , установленной в 23.335; или

(ii) 0,89 VNE , установленной по пункту (а) данного параграфа.

(с) Пункты (а) и (b) данного параграфа не относятся к самолетам с газотур-бинными двигателями или самолетам, для которых расчетная предельная скорость VD/MD установлена в соответствии с п. 23.335(b)(4). Для этих самолетов макси-мальная эксплуатационная скорость (VMO/МMO) - скорость или число Маха в зави-симости от того, какая из этих величин является критической на данной высоте) должна быть установлена как скорость, которую не разрешается преднамеренно превышать на любом режиме полета (набор высоты, крейсерский полет, снижение), за исключением случаев, когда разрешается более высокая скорость для летных испытаний или во время тренировочных полетов. VMO /МMO должна устанавливаться так, чтобы она была не больше расчетной крейсерской скорости VC/MC и чтобы она имела достаточный запас от VD /MD и максимальной ско-рости, предусмотренной согласно 23.251, для того, чтобы сделать весьма неве-роятным непреднамеренное превышение в эксплуатации скоростей, указанных последними. Запас между VMO/МMO и VD/MD или максимальной скоростью, проде-монстрированной согласно п.

23.251, должен быть не менее чем запас скорости, установленный между VC/MC и VD/MD согласно п. 23.335(b), или запас скорости, заложенный как необходимый по результатам летных испытаний согласно 23.253.

23.1507 Маневренная скорость.

Расчетная маневренная скорость VА , определяемая согласно 23.335, должна быть установлена в качестве эксплуатационного ограничения. 23.1511 Максимальная скорость, при которой разрешается полет с отклоненными закрылками и/или предкрылками.

(а) Максимальная скорость, при которой разрешается полет с отклоненными закрылками и/или предкрылками VFE , должна устанавливаться такой, чтобы она была:

(1) не менее минимальной величины VF , допускаемой параграфами 23.345 и 23.457; и

(2) не более меньшей из двух величин :

(i) VF , установленной согласно 23.345;или

(ii) VF , установленной согласно 23.457 (b) Могут быть установлены дополнительные комбинации положения зак-рылков и/или предкрылков, воздушной скорости и режима работы двигателя(ей), если прочность конструкции доказана для соответствующих расчетных случаев.

23.1513 Минимальная эволютивная скорость. Минимальные эволютивные скорости VMCG и VMC , определяемые согласно 23.149, должны быть установлены в качестве эксплуатационных ограничений.

23.1519 Вес и центр тяжести. Ограничения веса и центра тяжести, определяемые согласно 23.23, должны быть установлены в качестве эксплуатационных ограничений.

23.1521 Ограничения по силовой установке.

(а) Общие положения. Ограничения по силовой установке, требуемые настоящим параграфом, должны быть установлены таким образом, чтобы они не превышали ограничений, в пределах которых получены сертификаты типа двигателей или воздушных винтов. Дополнительно должны быть установлены другие ограничения по силовой установке при установлении соответствия настоящим Нормам.

(b) Взлетный режим. Взлетный режим силовой установки должен быть огра-ничен:

(1) максимальной частотой вращения вала двигателя (об/мин);

(2) максимально допустимым давлением наддува (для поршневых двига-телей);

(3) максимально допустимой температурой газов в турбине (для газотур-бинных двигателей);

(4) предельной продолжительностью использования мощности или тяги, со-ответствующей ограничениям, установленным в пунктах (b)(1) и (b)(3) данного параграфа;

(5) Максимально допустимыми температурами головок цилиндров (для поршневых двигателей), охлаждающей жидкости и масла.

(с) Максимальный продолжительный режим. Максимальный продолжитель-ный режим должен быть ограничен:

(1) максимальной частотой вращения вала двигателя (об/мин);

(2) максимально допустимым давлением наддува ( для поршневых двигате-лей);

(3) максимально допустимой температурой газов в турбине (для газотурбинных двигателей); и

(4) максимально допустимыми температурами головок цилиндров, масла и охлаждающей жидкости.

(d) Сорт топлива. Минимальные приемлемые сорта топлива (бензина для поршневых двигателей и керосина для газотурбинных двигателей) должны быть установлены таким образом, чтобы их качество было не хуже требуемого для эксплуатации двигателей с ограничениями, указанными в пунктах (b) и (с) данно-го параграфа.

(е) Температура наружного воздуха. Для газотурбинных двигателей в качестве ограничений по температуре наружного воздуха (включая ограничения для установок, предназначенных для эксплуатации в зимних условиях) должна приниматься максимальная температура окружающей атмосферы, при которой доказано соответствие охлаждения требованиям параграфов 23.1041 - 23.1047.

23.1522 Ограничение по вспомогательной силовой установке. Если на самолете устанавливается ВСУ, то ограничения, установленные для нее, должны быть включены в эксплуатационные ограничения для самолета.

23.1523 Минимальный состав летного экипажа. Должен быть установлен минимальный состав летного экипажа, достаточ-ный для безопасной эксплуатации с учетом:

(а) Рабочей нагрузки каждого члена экипажа. Для самолетов переходной ка-тегории нагрузка каждого члена экипажа должна определяться с учетом:

(1) управления траекторией полета;

(2) предупреждения столкновений;

(3) навигации;

(4) связи;

(5) использования и контроля работы всех жизненно важных систем самолета;

(6) принятия решения;

(7) доступности и легкости использования необходимых органов управления соответствующими членами экипажа, находящимися на своих рабочих местах при нормальной эксплуатации и при возникновении особых ситуаций.

(b) Доступности органов управления для соответствующих членов экипажа и легкости управления ими.

(с) Условий эксплуатации, разрешенных в соответствии с 23.1525.

(А) Для самолетов переходной категории с числом посадочных мест, исключая места пилотов, более 10 и самолетов, предназначенных для захода на посадку по категории II, в составе летного экипажа должны быть как минимум два пилота.

(В) Для выполнения полетов по правилам ППП одним пилотом на самолете с количеством посадочных мест не более 9, не считая места пилота, должны быть установлены:

(1) автопилот, обеспечивающий стабилизацию самолета по трем осям. При этом должно быть доказано, что управление самолетом с помощью автопилота безопасно и соответствует требованиям настоящих Норм;

(2) комплект оборудования, перечень которого указан в 8.2.2.5. Дополнения 23F настоящих Норм.

23.1524 Максимальное число пассажирских мест.

Должно быть установлено максимальное число пассажирских мест.

23.1525 Условия эксплуатации.

Утвержденные условия эксплуатации (например, по правилам визуального полета, по правилам полета по приборам, днем, ночью и др.) и метеоусловия (например, обледенение), при которых эксплуатация самолета ограничивается или запрещается, должны соответствовать установленному на самолете оборудованию.

23.1527 Максимальная эксплуатационная высота.

(а) Должна быть установлена максимальная эксплуатационная высота, вплоть до которой разрешается эксплуатация самолета, исходя из ограничений, накладываемых летными характеристиками, характеристиками устойчивости и управляемости, прочностными характеристиками, характеристиками силовой установки и оборудования.

(b) Должно быть установлено ограничение максимальной эксплуатационной высоты не более 7600 м для самолетов с гермокабиной, если не показано соответствие 23.775(е).

23.1529 Инструкции по сохранению летной годности.

Заявитель должен подготовить приемлемые инструкции по сохранению лет-ной годности в соответствии с Приложением G к настоящим Нормам_. Инструкции могут быть не завершены в полном объеме на момент выдачи сертификата типа, если существует программа, гарантирующая завершение их разработки до постав-ки первого самолета или до выдачи стандартного сертификата летной годности в зависимости от того, какое из событий произойдет раньше.

ОБОЗНАЧЕНИЯ И ТРАФАРЕТЫ

23.1541 Общие положения.

(а) На самолете должны быть:

(1) необходимые обозначения и трафареты, указанные в параграфах 23.1545 - 23.1567; и

(2) любая другая дополнительная информация, обозначения на приборах и трафареты, требуемые для безопасной эксплуатации самолета необычной констру-кции или с необычными эксплуатационными и пилотажными характеристиками.

(b) Все обозначения и трафареты, предписанные в пункте (а) настоящего параграфа:

(1) должны располагаться на видных местах; и

(2) не должны легко стираться, искажаться или становиться неясными.

(A) В сочетании с конструктивным исполнением составных частей самолета (в первую очередь, штуцеров трубопроводов, электрокоммуникаций и их разъемов) должны сводить к минимуму вероятность неправильного демонтажа, монтажа и/или регулировки указанных элементов конструкции при их техническом обслуживании и ремонте.

(с) Если самолет сертифицирован по более чем одной категории:

(1) Заявитель должен выбрать одну категорию, в соответствии с которой должны быть даны трафареты и обозначения; и

(2) информация в виде трафаретов и обозначений для всех категорий, по которым сертифицирован самолет, должна быть внесена в Руководство по летной эксплуатации.

23.1543 Обозначения на приборах. На всех приборах :

(а) если обозначения наносятся на защитное стекло прибора, то должны быть предусмотрены средства сохранения правильного положения стекла относительно шкалы; и

(b) все дуги и линии должны быть достаточно широкими и должны располагаться так, чтобы пилот мог их ясно видеть. 23.1545 Указатель скорости.

(а) Каждый указатель скорости должен быть размечен как указано в пункте (b) данного параграфа и отметки должны находиться около соответствующих приборных скоростей.

(b) Должны быть соблюдены следующие обозначения:

(1) для непревышаемой скорости VNE - радиальная красная линия;

(2) для критического диапазона - желтая дуга от красной линии, предусмотренной пунктом (b)(1) данного параграфа до верхней границы зеленой дуги, предусмотренной пунктом (b)(3) данного параграфа;

(3) для нормального рабочего диапазона - зеленая дуга от нижней границы VS1 при максимальном весе и убранном шасси и закрылках до верхней границы максимальной для данного самолета крейсерской скорости VNO, уста-новленной согласно 23.1505 (b);

(4) для диапазона эксплуатации с отклоненными закрылками - белая дуга с нижней границей на VSO при максимальном весе и верхней границей на максимально допустимой скорости полета с отклоненными закрылками и/или предкрылками VFE , установленной согласно 23.1511;

(5) для наивыгоднейшей скорости набора высоты VY - голубой сектор, простирающийся от скорости VY на уровне моря, до скорости VY на :

(i) высоте 1500 м, если на этой высоте наибольшая скороподъемность при одном неработающем двигателе будет менее 0,5 м/с ; или

(ii) наибольшей кратной 300 м высоте (не менее 1500 м), на которой наи-большая скороподъемность при одном неработающем двигателе будет не менее 0,5 м/с . На каждой стороне сектора должна быть надпись, показывающая высоту для соответствующей скорости VY ;

(6) Для минимальной эволютивной скорости (при одном неработающем дви-гателе) VMC - красная радиальная линия.

(с) Если VNE или VNO изменяются с высотой, должны быть предусмотрены средства указания пилоту соответствующих ограничений во всем диапазоне эксплуатационных высот.

(d) Пункты (b)(1) - (b)(3) и пункт (с) данного параграфа не относятся к само-летам, для которых установлена максимальная эксплуатационная скорость VMO/МMO в соответствии с п. 23.1505(с). Для этих самолетов требуется или индикация максимальной эксплуатационной скорости, показывающая изменение VMO/МMO по высоте, или ограничения по сжимаемости (если таковые имеются), или должна быть нанесена радиальная красная линия, отмечающая наименьшее значение VMO/МMO, установленное для любой высоты вплоть до максимальной эксплуатационной высоты самолета.

23.1547 Указатель магнитного курса.

(а) На указателе магнитного курса или вблизи него должен быть трафарет, удовлетворяющий требованиям настоящего параграфа.

(b) Трафарет должен показывать остаточную девиацию прибора в горизон-тальном полете с работающими двигателями.

(с) Трафарет должен указывать проводилось ли списание девиации с вклю-ченными или выключенными радиоприемниками.

(d) График девиации должен быть составлен с интервалом не более, чем че-рез 30° магнитного курса.

(е) Если магнитный нестабилизированный указатель курса может иметь остаточную девиацию более 10° в результате работы электрического оборудования, то на трафарете должно быть указано, включение каких электрических нагрузок вызывает девиацию более 10°.

23.1549 Приборы контроля силовой установки и ВСУ. Для каждого требующегося прибора силовой установки и ВСУ в зависимости от его типа должны выполняться следующие требования:

(а) Каждый максимальный и, если необходимо, минимальный предел должен обозначаться красной радиальной линией или просто красной линией.

(b) Все диапазоны нормальной работы должны обозначаться зеленой дугой или зеленой линией, не выходящей за пределы максимального и минимального ог-раничений безопасной эксплуатации.

(с) Все диапазоны взлетных и критических режимов должны обозначаться желтой дугой или линией.

(d) Все диапазоны работы двигателя, ВСУ и воздушного винта, которые ог-раничиваются из-за возникновения сильных вибрационных напряжений, должны обозначаться красными дугами или красными линиями.

23.1551 Масломер.

Градуировка всех масломеров должна наноситься через интервалы, обеспе-чивающие четкое и точное показание количества масла.

23.1553 Топливомер.

Если невырабатываемый остаток топлива в любом из баков превышает боль-шую из двух величин: 3,8 л или 5% объема бака, на топливомере этого бака долж-на быть нанесена красная дуга от зафиксированного при тарировке нулевого деле-ния до наименьшего деления, получаемого при положении самолета, соответст-вующем горизонтальному полету.

23.1555 Обозначения органов управления.

(а) Все органы управления в кабине экипажа, за исключением основных рычагов управления самолетом и простых пусковых включателей кнопочного типа, должны быть четко обозначены с указанием их назначения и способов пользования ими.

(b) Все вспомогательные органы управления должны быть обозначены соот-ветствующим образом.

(с) К органам управления топливной системой силовой установки предъ-являются следующие требования:

(1) Каждый орган управления краном переключения топливных баков дол-жен иметь обозначения, показывающие положения, соответствующие каждому ба-ку и каждому имеющемуся положению системы кольцевания.

(2) Если безопасность эксплуатации требует расхода топлива из баков опре-деленной последовательности, то порядок выработки этих баков должен обозна-чаться непосредственно на кране переключения этих баков или рядом с ним.

(3) Условия, при которых полное количество вырабатываемого топлива в каждом топливном баке ограниченного использования может безопасно исполь-зоваться, должны быть указаны на трафарете рядом с краном переключения этого бака.

(4) Каждый орган управления краном каждого двигателя многодвигатель-ного самолета должен иметь обозначение, показывающее, какой из двигателей управляется данным краном.

(d) Используемый объем каждого бака должен обозначаться следующим образом:

(1) Для топливных систем, не имеющих органов переключения, используе-мый объем системы должен быть указан на топливомере.

(2) Для топливных систем, имеющих органы переключения, используемый объем, соответствующий каждому положению крана переключения, должен быть указан рядом с краном переключения.

(е) К органам управления вспомогательными агрегатами, вспомогательным и аварийным оборудованием предъявляются следующие требования:

(1) на самолетах с убирающимся шасси индикатор, требуемый в 23.729, должен обозначаться таким образом, чтобы пилот в любое время мог убедиться, что шасси зафиксировано в одном из своих крайних положений; и

(2) все органы управления аварийным оборудованием должны быть красного цвета и должны иметь обозначения, показывающие принцип их действия.

23.1557 Различные обозначения и надписи.

(а) Багажные и грузовые отсеки и места размещения балласта. Каждый багажный и грузовой отсек и каждое место размещения балласта должны иметь трафарет, указывающий все ограничения по их содержимому, включая ограничения по массе, которые необходимы для удовлетворения требований по загрузке самолета.

(b) Кресла. Если максимально допустимый вес, на который рассчитано крес-ло, меньше 77 кгс, то к конструкции кресла должен быть постоянно прикреплен трафарет, указывающий этот меньший вес.

(с) Крышки заправочных горловин топливной, масляной и системы охлаждения.

(1) На крышках заправочной горловины топливной системы или рядом с ней следующие обозначения:

(i) Для самолетов с поршневыми двигателями (А) надпись "БЕНЗИН"; и (В) минимальное допустимое октановое число.

(ii) Для самолетов с газотурбинными двигателями:

(А) надпись "КЕРОСИН"; и

(В) обозначение допустимых марок топлива, указанных в РЛЭ.

(iii) Для систем заправки топлива под давлением - максимально допустимое давление подачи топлива при заправке и максимально допустимое давление слива топлива.

(2) На крышке заправочной горловины маслосистемы или рядом с ней долж-ны быть надпись "МАСЛО" и указаны допустимые сорта масла, указанные в РЛЭ.

(3) На крышке заправочной горловины системы охлаждения или рядом с ней должна быть надпись "ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ".

(d) Трафареты аварийных выходов. Все трафареты и ручки открытия каж-дого аварийного выхода должны быть красного цвета. Около каждой ручки откры-тия аварийного выхода должен быть трафарет, четко указывающий месторас-положения этого выхода и способ его открытия.

(е) Трафареты напряжения. Напряжение цепи каждой установки посто-янного тока должно быть четко указано рядом с розеткой подключения питания.

23.1559 Трафарет эксплуатационных ограничений.

(а) В поле зрения пилота должен быть трафарет, гласящий:

(1) На самолетах, сертифицируемых по одной категории: "Обозначения и трафареты, установленные на этом самолете, содержат эксплуатационные ограничения, в пределах которых допускается эксплуатация этого самолета по категории________(вставить нужную категорию). Другие эксплуатационные ограничения, которые необходимо выполнять при эксплуатации этого самолета по этой категории, содержатся в Руководстве по летной эксплуатации самолета".

(2) На самолетах, сертифицированным по более, чем одной категории: "Обозначения и трафареты, установленные на этом самолете, содержат эксплуатационные ограничения, которые необходимо выполнять при эксплуатации этого самолета по категории ___________ (вставить нужную категорию). Другие эксплуатационные ограничения, которые необходимо выполнять при эксплуатации этого самолета по этой категории а также по категории ______(вставить нужную категорию) содержатся в Руководстве по летной эксплуатации".

(b) В поле зрения пилота должен быть трафарет, указывающий условия эксплуатации (например, визуальный полет, полет по приборам, дневные или ночные полеты) и метеоусловия (например, условия обледенения), которые разрешены для эксплуатации самолета или которые ему запрещены, исходя из состава установленного на нем оборудования.

23.1561 Спасательное оборудование.

(а) Спасательное оборудование должно иметь четкую маркировку с указанием способа его применения.

(b) Места размещения требуемого спасательного оборудования должны иметь маркировку, способствующую их обнаружению.

23.1563 Трафареты скоростей. В поле зрения пилота и как можно ближе к указателю скорости должен быть трафарет скоростей с указанием :

(а) расчетной маневренной скорости VA ; и

(b) максимальной скорости при выпуске - уборке шасси VLO . 23.1567 Трафарет фигур пилотажа.

(а) На самолетах нормальной категории перед пилотом и в поле его зрения должен быть трафарет, гласящий: "Не разрешаются фигуры высшего пилотажа, включая штопор".

(b) На самолетах многоцелевой категории должны быть:

(1) трафарет в поле зрения пилота, гласящий : "Разрешены только следующие фигуры высшего пилотажа ______(перечислить утвержденные фигуры и рекомендуемые скорости входа в каждую из них) "; и

(2) на самолетах, не удовлетворяющих требованиям к штопору, установленным для самолетов акробатической категории, дополнительный трафарет, гласящий :"ШТОПОР ЗАПРЕЩЕН".

(с) На самолетах акробатической категории в поле зрения пилота должен быть трафарет с перечнем утвержденных фигур высшего пилотажа и рекомендуемых воздушных скоростей ввода для каждой фигуры. Если обратные фигуры пилотажа не разрешены, то на трафарете должна быть соответствующая надпись.

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА И ОДОБРЕННЫЕ ИНСТРУКЦИИ

23.1581 Общие положения.

(а) Представление информации. С каждым самолетом должно представ-ляться Руководство по летной эксплуатации самолета, которое должно содержать:

(1) информацию, требуемую параграфами 23.1583 - 23.1589;

(2) другую информацию, обусловленную особенностями конструкции, эксплуатационных и пилотажных характеристик, необходимую для безопасной эксплуатации.

(b) Одобренная информация.

(1) За исключением указанного в пункте (b) (2) настоящего параграфа, каж-дая часть Руководства по летной эксплуатации самолета, содержащая инфор-мацию, предписанную в параграфах 23.1583 - 23.1589, должна быть одобрена, вы-делена, обозначена и должна четко отличаться от всех других частей Руководства по летной эксплуатации самолета.

(2) Требования пункта (b)(1) настоящего параграфа не применяются, если удовлетворяется следующее:

(i) Каждая часть Руководства по летной эксплуатации самолета, содержащая информацию, предписанную в 23.1583, должна быть ограничена только этой информацией и должна быть одобрена, обозначена и должна четко отличаться от всех других частей РЛЭ.

(ii) Информация, предписанная в параграфах 23.1585 - 23.1589, должна быть определена в соответствии с применимыми требованиями настоящих Норм и представлена в РЛЭ полностью и в виде принимаемом Авиационным регистром.

(3) Все страницы Руководства по летной эксплуатации самолета, содержащие информацию, предписанную настоящим параграфом, должны быть выполнены таким образом, чтобы они не могли легко стираться, портиться и перепутываться и чтобы можно было их вкладывать в Руководство, представляемое Заявителем, или в папку, или в любой другой прочный переплет.

(с) [Зарезервирован]

(d) Оглавление.

Руководство по летной эксплуатации самолета должно включать "Оглавление", если сложность РЛЭ указывает на необходимость этого.

(е) Хранение.

Руководство по летной эксплуатации самолета должно находиться в соответствующем (жестком) контейнере, легко доступном пилоту.

(f) Изменения и поправки.

Каждое Руководство по летной эксплуатации самолета должно содержать запись о всех поправках и изменениях.

23.1583 Эксплуатационные ограничения. Эксплуатационные ограничения, установленные в процессе сертификации, включают следующее.

(а) Ограничения скорости.

Должна быть представлена следующая информация:

(1) Информация, необходимая для обозначения ограничений скорости на указателе согласно 23.1545, а также разъяснение каждого из этих ограничений и применяемый на указателе цветовой код.

(2) Установленные скорости VA , VMCG , VMC , VLE , VLO и их значения.

(3) Дополнительно для самолетов переходной категории:

(i) Максимальная эксплуатационная скорость VMO/МMO вместе с указанием, что эта скорость не должна преднамеренно превышаться на любом режиме полета (набор высоты, крейсерский полет или снижение) за исключением случаев, когда для проведения летных испытаний или для тренировки летчиков разрешается большая скорость.

(ii) Если ограничение скорости основывается на явлениях сжимаемости воздуха, в РЛЭ включается указание, касающееся объяснения этого явления, вмес-те с информацией о признаках проявления сжимаемости, вероятном поведении са-молета и рекомендуемых действиях для восстановления нормального режима полета.

(iii) Ограничения воздушной скорости должны быть указаны в виде VMO/МMO вместо VNO и VNE .

(b) Ограничения по силовой установке. Должна быть представлена следу-ющая информация:

(1) ограничения, требуемые 23.1521;

(2) разъяснение ограничений, если это необходимо;

(3) информация, необходимая для маркировки приборов, требуемая параграфами 23.1549 - 23.1553.

(с) Вес (масса). Руководство по летной эксплуатации самолета должно включать :

(1) максимальный вес; и

(2) максимальный посадочный вес, если расчетный посадочный вес, выбранный Заявителем, меньше максимального веса.

(3) Дополнительно, для самолетов переходной категории в РЛЭ должен быть включен максимальный взлетный вес для каждой высоты, температуры наружного воздуха и потребной длины ВПП в пределах, выбранных Заявителем, не превышающий вес, при котором :

(i) потребная дистанция взлета со всеми работающими двигателями, определенная в соответствии с 23.59, или дистанция прерванного взлета, определенная в соответствии с 23.55 (в зависимости от того что больше), равна соответственно располагаемой дистанции взлета или располагаемой дистанции прерванного взлета;

(ii) потребная дистанция взлета с одним неработающим двигателем, соответствует требованиям 23.59;

(iii) траектория взлета и набор высоты с одним неработающим двигателем соответствуют требованиям параграфов 23.57 и 23.67. (4) Дополнительно, для самолетов переходной категории в РЛЭ должен быть включен максимальный посадочный вес для каждой высоты, температуры наружного воздуха и потребной посадочной длины ВПП, в пределах, выбранных Заявителем. Максимальный посадочный вес не должен превышать:

(i) веса, при котором посадочная дистанция определена в соответствии с 23.75; или

(ii) веса, при котором показывается соответствие 23.77.

(d) Центр тяжести. Должны быть представлены установленные ограничения по центровке самолета.

(е) Маневры. Должны быть представлены следующие разрешенные маневры, соответствующие ограничения скорости и неразрешенные маневры:

(1) Самолеты нормальной категории. Для самолетов нормальной категории должно быть записано , что не разрешено выполнять фигуры высшего пилотажа, включая штопор. Если в соответствии с 23.221(d) показано, что самолет можно характеризовать как "не входящий в штопор", то это должно быть записано в РЛЭ. На других самолетах нормальной категории должен быть трафарет, пред-остерегающий от вхождения в штопор.

(2) Самолеты многоцелевой категории. Для самолетов многоцелевой кате-гории должны быть указаны разрешенные фигуры пилотажа, продемонстри-рованные в процессе летных испытаний типа, а также рекомендуемые скорости ввода. Выполнение других фигур не разрешено. Если в соответствии с 23.221(d) доказано, что самолет можно характеризовать как "не входящий в штопор", то это утверждение должно быть записано в РЛЭ.

(3) Самолеты акробатической категории. Для самолетов акробатической кате-гории должны быть включены утвержденные фигуры пилотажа, продемонстри-рованные в процессе летных испытаний типа, а также рекомендуемые скорости ввода. В кабине экипажа должен быть трафарет с перечнем требуемых перемеще-ний органов управления для вывода самолета из штопорных фигур.

(4) Самолеты переходной категории. Для самолетов переходной категории фигуры высшего пилотажа, включая штопор, не разрешены.

(f) Перегрузка. Должны быть представлены эксплуатационные перегрузки в единицах "g".

(g) Летный экипаж. Если для обеспечения безопасности полета требуется экипаж состоящий из более чем одного пилота, то в РЛЭ должен быть указан численный состав и функции минимального летного экипажа.

(h) Условия эксплуатации. Должны быть указаны: перечень условий эксплуатации, которые являются ограничениями для самолета или которые запрещены в соответствии с 23.1525, и перечень установленного оборудования, которое влияет на эксплуатационные ограничения, а также оценка соответствия оборудования и его состояния условиям эксплуатации, для которых получено одобрение.

(i) [Зарезервирован]

(j) [Зарезервирован]

(k) Максимальная эксплуатационная высота. Должна быть указана макси-мальная эксплуатационная высота полета, установленная в соответствии с 23.1527. (l) Максимальное число пассажирских мест. Должно быть указано макси-мальное число пассажирских мест.

(m) Допустимое поперечное распределение топлива. Максимально допустимое поперечное распределение топлива должно быть занесено в РЛЭ, если оно меньше максимально возможного.

23.1585 Эксплуатационные процедуры.

(а) Для каждого самолета должна быть представлена и выделена информация об эксплуатационных процедурах (действия) в нормальных, сложных и аварийных условиях, а также информация, необходимая для его безопасной эксплуатации. Представленная информация должна включать в себя:

(1) максимальную величину бокового ветра для взлета и посадки, рекомендации и информацию, относящуюся к эксплуатации с боковым ветром;

(2) скорости, конфигурации и процедуры для выполнения нормального взлета и последующего набора высоты;

(3) процедуры по прекращению взлета, обусловленного отказом двигателя или другими причинами;

(4) рекомендованные скорости набора высоты и их изменение по высоте; (5) объяснение особенностей поведения управления самолетом в воздухе и на земле;

(6) рекомендованную скорость полета в условиях турбулентной атмосферы. Эта скорость должна быть выбрана таким образом, чтобы предупредить послед-ствия порыва - повреждение конструкции самолета или потерю управляемости (на-пример, сваливание);

(7) для гидросамолетов и самолетов-амфибий - процедуры управления на воде и предельную высоту волны.

(b) Для однодвигательных самолетов должны быть представлены рекомен-дации по выбору скорости и конфигурации при планировании с отказавшим дви-гателем и процедуру выполнения вынужденной посадки.

(с) Для многодвигательных самолетов информация должна включать:

(1) рекомендации и скорости для продолжения полета в случае отказа критического двигателя и условия, при которых можно безопасно продолжить взлет, или предупреждение против попытки продолжить взлет;

(2) скорости, конфигурации и процедуру для продолжения набора высоты при отказе двигателя после взлета или на маршруте;

(3) скорости, конфигурации и процедуру выполнения захода на посадку и посадки с одним отказавшим двигателем;

(4) рекомендации, условия, скорости и конфигурации для безопасного выполнения ухода на второй круг с одним неработающим двигателем или предупреждение против попытки уйти на второй круг;

(5) процедуру запуска двигателя в полете, включая допустимую высоту;

(6) скорость VSSE , указанную в 23.149.

(d) Для многодвигательных самолетов должна быть представлена информация, определяющая каждый рабочий режим топливной системы, для которого, исходя из условий безопасности, необходимо обеспечить независимость топливной системы согласно требованиям 23.953, а также представить инструкции по переводу топливной системы в такие состояния, для которых доказывается соответствие требованиям 23.953.

(е) Для каждого самолета, в соответствии с 23.1353(g)(2) или (g)(3), должны быть представлены процедуры отключения аккумуляторов от источника зарядки.

(f) Если невырабатываемый остаток топлива в любом баке превышает большую из двух величин: 5% емкости бака или 3,8 литра , должна быть представлена информация, указывающая, что, когда на индикаторе топливомера в горизонтальном полете появляется "нуль", то остаток топлива в этом баке не может быть использован безопасно.

(g) Должна быть представлена информация о полном количестве вырабатываемого топлива для каждого топливного бака.

(h) Дополнительно для самолетов переходной категории, в Руководстве по летной эксплуатации самолета должны быть указаны процедуры повторного запуска газотурбинных двигателей в полете, с учетом влияния высоты полета.

23.1587 Информация о характеристиках. Должна быть представлена следующая информация.

(а) Для самолетов нормальной, многоцелевой и акробатической категорий:

(1) взлетная дистанция, определенная в соответствии с 23.51, а также вид и состояние полосы;

(2) градиенты набора высоты, определенные в соответствии с параграфами 23.65 и 23.77, соответствующие скорости, режим двигателя(ей) и конфигурация самолета;

(3) посадочная дистанция, определенная в соответствии с 23.75;

(4) для многодвигательных самолетов - градиенты набора высо- ты/снижения на маршруте с одним неработающим двигателем, определенные в соответствии с 23.67;

(5) приблизительный расчет влияния на взлетную дистанцию, посадочную дистанцию и характеристики набора высоты -

(i) высоты от уровня моря до 3000 м в стандартной атмосфере и в крей-серской конфигурации;

(ii) температуры по высоте, отличающейся от стандартной на этой высоте на величины: -33 °С и +22 °С.

(b) Для самолетов на лыжном шасси разрешается указывать примерное уменьшение скороподъемности вместо полного перечня новых данных, если:

(1) в колесном и лыжом вариантах шасси не убирается;

(2) летные характеристики при наборе высоты не являются критическими;

(3) Уменьшение скороподъемности в варианте с лыжным шасси не пре-вышают 0.25 м/с .

(с) Для всех самолетов:

(1) любая потеря высоты более 30 м или любой угол тангажа более 30° на пикирование, имеющие место на этапе вывода самолета из маневра, предписанного 23.201(с) и 23.205;

(2) скорость сваливания VSO при максимальном весе;

(3) скорость сваливания VS1 при максимальном весе, убранных закрылках и шасси и влияние углов крена до 60° на скорость сваливания; (4) для многодвигательных самолетов скорость, используемая для показа соответствия требованиям к охлаждению и скороподъемности, изложенным в параграфах 23.1041 - 23.1047, если эта скорость больше скорости наибольшей скороподъемности с одним неработающим двигателем при максимальной температуре окружающего воздуха, показанной в соответствии с требованиями, указанными выше.

(d) Самолеты переходной категории. Дополнительно для самолетов переходной категории Руководство по летной эксплуатации самолета должно содержать следующее:

(1) Достаточную информацию для определения предельных взлетных весов согласно требованиям 23.1583 для всех температур и высот в пределах эксплуатационных ограничений самолета, выбранных Заявителем.

(2) Условия, при которых была получена информация о летных характеристиках, включая скорость на высоте 15 м , используемую для определения посадочной дистанции в соответствии с требованиями 23.75.

(3) Информацию о летных характеристиках (определенную экстраполяцией и вычисленную для диапазона весов между максимальным посадочным и максимальным взлетным весами):

(i) характеристики набора высоты в посадочной конфигурации, определенный согласно 23.77; и

(ii) посадочную дистанцию, определенную согласно 23.75.

(4) Информацию о действиях, установленную в соответствии с ограничениями, и другую информацию, относящуюся к безопасной эксплуатации самолета, в виде рекомендованных процедур.

(5) Объяснение существенных или необычных характеристик управляемости самолета в полете и на земле.

(6) Значения скоростей в виде земной индикаторной скорости, соответствующие тем значениям, которые были определены при демонстрации соответствия 23.53. Индикаторная земная скорость может быть представлена в виде приборной скорости при условии, что в РЛЭ указана аэродинамическая поправка и инструментальные ошибки указателя воздушной скорости.

23.1589 Информация о загрузке. Должна представляться следующая информация о загрузке.

(а) Вес и расположение каждой единицы оборудования, которое может быть легко убрано, перемещено или заменено и которое было установлено при взвешивании самолета в соответствии с требованиями 23.25.

(b) Соответствующие указания по загрузке для каждого возможного случая загрузки в диапазоне от максимального до минимального веса, определенными в соответствии с 23.25, если этот случай может вывести центровку за -

(1) пределы, выбранные Заявителем;

(2) пределы, в которых испытывалась конструкция; и

(3) пределы, в которых доказано соответствие каждому функцио- нальному требованию.

Приложение П23.1523.

Критерии для определения минимального состава летного экипажа При определении состава летного экипажа в соответствии с положениями 23.1523 учитывается следующее:

(a) Основные функции рабочей вагрузки.

Учитываются следующие основные функции, влияющие на рабочую загрузку экипажа:

(1) Управление траекторией полета.

(2) Предупреждение столкновений.

(3) Навигация.

(4) Связь.

(5) Управление двигателями и системами самолета и контроль их работы.

(6) Командные решения.

(b) Факторы рабочей нагрузки. При определении минимального состава летного экипажа считаются важными для анализа и демонстрации рабочей нагрузки следующие факторы:

(1) Доступность, легкость и несложность эксплуатации всех необходимых органов управления са молетом, силовой установкой, самолетными системами и оборудованием.

(2) Доступность и хорошая видимость всех необходимых средств индикации и сигнальных устройств, возможность осуществления экипажем правильной и своевременной реакции на сигналы всех приборов и устройств.

(3) Число, неотложность и сложность эксплуатационных процессов, особенно учитывая те из них, которые непосредственно влияют на безопасность полетов.

(4) Степень и продолжительность затрат умственных и физических усилий в обычных условиях эксплуатации, при определении характера и устранении аварии, работе с системами после их отказа.

(5) Степень необходимости контроля системы управления самолетом, силовой установкой, работы топливной и гидравлической систем, систем герметизации, электросистемы, противообледенительной и других систем в полете.

(6) Действия, не требующие от члена экипажа (на самолетах, где два и более членов экипажа), чтобы он находился на своем рабочем месте, которые включают в себя: наблюдение за системами, аварийное управление любым органом, устранение аварий в любом из отсеков.

(7) Степень автоматизации систем самолета, обеспечивающая (после разрушения или неисправности) автоматическое устранение или локализацию неисправностей для сведения к минимуму необходимых действий летного экипажа, связанных с потерей электрического или гидравлического питания а силовых приводах систем управления самолетом или других важных систем.

(8) Рабочая нагрузка пилота, связанная с навигацией и связью.

(9) Возможность увеличения рабочей нагрузки в связи с любой аварийной ситуацией, которая может привести к другим аварийным ситуациям.

(10) Неспособность одного члена экипажа выполнять функции, если правила эксплуатации требуют как минимум двух членов летного экипажа.

(с) Разрешенные условия эксплуатации. Определение разрешенных условий эксплуатации требует рассмотрения правил эксплуатации, которые будут применяться в отношении данного самолета.

 

<-- Предыдущая глава Следующая глава --> Вернуться к оглавлению