ПОДГОТОВКА ПИЛОТОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ. ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ.
Доклад Мартина Робинсона
Управляющего Директора АОПА -Великобритания
Какова бы ни была цель человека, вступающего на путь авиации, будь
то удовольствие от полетов, деловые путешествия в качестве частного
пилота, получение лицензии пилота авиакомпании или даже желание стать
военным летчиком, основным учебным средством будет всегда одно и тоже
- самолет - обычно маленький тренировочный самолет.
В Великобритании существует 220 летных клубов и Организаций по
подготовке пилотов (ОПП). Летные клубы занимаются как летной подготовкой,
так и предоставляют другие, связанные с авиацией, услуги. ОПП занимаются
только летной подготовкой.
Курсы, которые они проводят. Можно разделить на две категории:
• Основы летной практики, плюс углубленное изучение предмета или
• Кроме этого они предлагают курсы для тех, кто хочет стать коммерческим
пилотом без финансовой помощи со стороны авиакомпании. В Великобритании
такая практика носит название "самостоятельного совершенствования"
Курс самостоятельного совершенствования стоит примерно 30000 фунтов
стерлингов, а полный курс может стоить вдвое больше.
Большая часть самолетов, используемых в школах - американские Сессны
и Пайперы, плюс некоторые французские и английские модели. Кажется,
одна из школ использует также российский самолет - Ил-103. Мощность
двигателей этих самолетов 100-180 л. с.
Базовая подготовка.
Для получения Лицензии Частного Пилота (ЛЧП) требуется налет не
менее 40 часов. После получения ЛЧП, пройдя курс дополнительной
подготовки, можно повысить квалификацию для ночных полетов, полетов
в сложных метеорологических условиях (СМУ), полетов на многодвигательных
ВС и для полетов по приборам.
Утвержденные требования для получения Лицензии Коммерческого Пилота
определяют минимальный предел летной подготовки в 200 часов, в то
время как при прохождении курса самостоятельного совершенствования
для получения ЛЧП требуется 700 часов налета.
Для всех курсов есть определенные стандарты. Скажем для ЛКП, СМУ,
ночных полетов, полетов на многодвигательных самолетах и для курсов
по подготовке помощников инструкторов они разработаны АОПА Великобритании,
т.к. наша организация совместно с Управлением Гражданской Авиации
Великобритании разработала Руководство по обучению.
После прохождения 200 часового курса самостоятельного совершенствования,
можно получить Базовую Лицензию Коммерческого Пилота, а затем пройти
подготовку Летного Инструктора и получить работу в качестве инструктора
или иного специалиста по воздушным работам. Для того чтобы стать
пилотом авиакомпании, коммерческий пилот должен получить лицензию,
которая по правилам, установленным в Великобритании, выдается после
сдачи всех теоретических экзаменов и 1500 часов летной практики.
Многое из вышеперечисленного изменится, после того, как вступят
в силу JAR-FCL.
Летные клубы.
В Великобритании большинство летных клубов - частные, в отличие
от США, где большинство клубов принадлежит ассоциациям.
Такая структура клубов, определяет то, что источником их доходов
является не только летная подготовка.
Прежде всего, это членские взносы за право состоять в клубе.
Некоторые клубы имеют различные категории членов, например, летающие
и нелетающие члены.
Дополнительным источником, стимулирующим развитие клуба, может
быть бар/ресторан.
Многие клубы по всей Европе организуют полеты на чужие аэродромы
и принимают ВС других клубов. Это помогает больше путешествовать
и получать большее удовольствие от полетов.
Пилоты-студенты обычно покупают все учебные материалы в клубе -
карты, руководства по обучению, наушники и т. п.- соответственно
это приносит дополнительный доход.
После того, как студенты становятся пилотами, они обычно арендуют
самолет в клубе, а также возвращаются туда для прохождения дополнительного
обучения.
Некоторые клубы также продают самолеты, являясь дилерами Сессны
или Пайпера.
Если у них есть база, обычно оказывается и техническое обслуживание.
Каждый год 8000 человек начинают учиться летать, и из тех, кто
получает лицензию, каждый восьмой покупает ВС.
В год в Великобритании выдается 3000-4000 новых лицензий частных
пилотов, не считая сертификатов о прохождении подготовки для полетов
ночью, в сложных метеоусловиях, на многодвигательных ВС и по приборам.
Все это обеспечивает работой 2300 летных инструкторов и 220 клубов
и организаций по подготовке пилотов.
Как и в большинстве других стран, в Великобритании авиация общего
назначения не получает и не испрашивает дотаций со стороны государства.
Мы сами платим за использование аэродромов, и Правительство получает
НДС с налогов на топливо для АОН (в отличие от авиакомпаний).
Международная Организация Гражданской Авиации (ИКАО) ведет статистический
учет. Хотя в эти данные не включены Россия и КНР, 88% всех зарегистрированных
гражданских ВС используются в качестве АОН и для воздушных работ.
57% из них летают под эгидой частной или деловой авиации.
Однако, абсолютно ясно, что не будь летной подготовки, не было
бы и всего остального. АОН начинается с летного обучения.
В России в настоящий момент 13 летных школ, в которых около 80
ВС, и которые готовят около 160 пилотов в год.
Экономические факторы.
АОН несет в себе массу дополнительных преимуществ. Как составная
часть Глобальной Транспортной Системы, АОН дополняет полеты авиакомпании
и другие виды транспорта и обеспечивает эффективную связь удаленных
районов с деловыми центрами.
АОН необходимый, если не важнейший, фактор для развития региональных
экономик. АОН, практически без дополнительных затрат для них, не
только сама создает поле для деловой активности (обслуживание АОН,
отели, рестораны), но и стимулирует (или предотвращает спад) развитие
промышленности и туризма в удаленных районах. Эти факторы часто
недооцениваются, как создающие ценные рабочие места в экономически
слабых регионах.
92 % из ведущих корпораций США используют ВС А ОН.
Опять-таки, АОН начинается с обучения.
Количество пилотов в Европе:
216000
из которых 146000 или 67% - частные пилоты
Воздушные суда:
Всего, коммерческий воздушный транспорт = 9890
Всего, ВС АОН = 41020 что составляет 76% всех ВС.
Статистика ИКАО (не включая Россию и КНР) за 1995 г.:
Налет часов АОН
Налет часов авиакомпаний |
38 миллионов
30 миллионов |
Далее это время для АОН распределяется следующим образом:
9 миллионов часов (24%)
20 миллионов часов (52%)
9 миллионов часов (24%) |
летная подготовка
частные и деловые полеты
воздушные работы. |
Мировой авиационный парк = 321998 ВС, из которых 82% однодвигательные
поршневые самолеты.
Многие отрасли работают на АОН - радиоэлектронные, топливные компании
- "эффект домино" огромен. Я уже не говорю о создании
дополнительных рабочих мест.
Я еще раз хочу повторить, основа всего - летная подготовка.
В США обороты АОН достигают 5 миллиардов долларов в год. В Европе
этот показатель составляет 1-2 миллиарда долларов.
И есть пространство для роста!
Для того чтобы россияне смогли летать, необходимо, создание Справочника
по рынку АОН (типа английского, который я раздам). В России существуют
уникальные возможности для развития АОН, т.к. вы начинаете с чистого
листа бумаги - вы можете избежать наших ошибок.
Я вспоминаю слова из одного фильма о бейсболе - "Поле мечты".
Они звучали как: "...если ты построишь площадку, люди придут!"
И хотя герой не шал, будет ли это так, он сделал площадку и в конце
люди пришли на бейсбол...
Летная подготовка - это ключ к замку на развитии авиации общего
назначения в России. Если вы построите площадку для АОН в России,
люди придут!
Спасибо за внимание.
|