СТРЕСС И БЕЗОПАСНОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
доклад капитана Отто Ренча, Советника по безопасности АОПА Швейцарии
Данный - видеофильм, используется: в программе оптимизации действий
экипажа (CRM) для авиакомпаний и демонстрируется всем экипажам.
Эта презентация, дающая ключевой настрой для наших сессий, была
задумана и разработана, конечно же, с целью максимального усовершенствования
норм и качества безопасности полетов.
Подобные меры используются для того, чтобы поддерживать у экипажей
готовность реагировать на типичные опасные ситуации.
Ознакомление с характером и развитием подобных сценариев должно
готовить членов экипажа к возможным встречам с такими событиями.
За презентацией последует групповое обсуждение моментов, освещенных
в фильме, и других более общих вопросов безопасности.
Среди авиационной общественности фильм вызвал большую заинтересованность,
и его также используют в других производственных отраслях.
Я считаю, что стресс как явление присущ и АОН, и что мы все можем
извлечь пользу из многих знакомых нам тем, затронутых в фильме.
СТРЕСС И БЕЗОПАСНОСТЬ
Слово “стресс” сегодня является весьма популярным, хотя и в негативном
смысле, и зачастую синонимично с “перенапряжением” и “бедствием”.
Фактически стресс должен бы играть положительную роль в нашей жизни.
Разумная доза стресса дает живому организму стимул к действиям,
необходимым для его существования.
Исследования убедительно доказывают, что стресс и деловые качества
тесно взаимосвязаны: стресс в нужном объеме подстегивает наши способности,
тогда как излишек или недостаток стресса могут их серьезно подорвать.
В данной презентации выделяются четыре ключевых источника стресса
1. Личность
Определенные характерные свойства нашей личности могут порождать
высокий уровень стресса - повышенная амбициозность, нездоровое соперничество
или постоянная потребность самоутверждения. Например, в презентации
приводится подробное рассмотрение происшествия в месте Барилок,
Южная Америка, случившегося в значительной степени из-за фанатичного
желания коммерческого пилота “побеждать” - не взирая ни на что,
любой ценой.
2. Семья и друзья
Почему хорошо подготовленный военный пилот за период шесть недель
дважды сажает самолет с убранным шасси? В презентации рассматривается
как зачастую, когда мы приходим на службу, мы не можем оставить
дома наши переживания, связанные со смертью родственника, сменой
друга или подруги, домашними неурядицами и прочими проблемами.
3. Компания и рабочее место
74 года разделяют два бедствия - гибель “Титаника” и “Челленджера”
и все же глубинные причины обоих остаются такими же коварными сейчас,
как и тогда в 1912 году: давление со стороны самой компании. Презентация
заостряет внимание на двух случаях, иллюстрируя на примерах, как
жестокая конкуренция в сегодняшнем мире воздушного транспорта создает
благодатную почву для стресса в масштабах компании.
4. Ситуация
Что могло побудить опытного командира DC-10 прервать взлет, когда
скорость подъема носового колеса была давно превышена и началось
придание самолету взлетного положения? Говоря одним словом - стресс.
Все опасные ситуации в какой-то мере обязаны стрессу. Предвидимая
опасность может быстро вовлечь нас в зону отчаяния и серьезно ограничить
наши качества и способность принимать разумные решения, как это
убедительно показано в презентации.
Стресс может вызываться любым источником или всеми, указанными
выше, когда их комбинированное воздействие приводит человека в полностью
стрессовое состояние в любой момент. В кабине воздушного судна крайняя
степень стресса - высокая или низкая - несет потенциал бедствия.
Вот почему очень важно распознать опасность, таящуюся в чрезмерном
стрессе, и знать, где находятся его источники. Определив источник
стресса, мы в гораздо большей степени способны принять меры для
его снижения. Преодоление стресса - это ключевой фактор обеспечения
оптимальной работоспособности, говорится в заключение презентации,
а заканчивается она рекомендацией, как и в каких случаях следует
начинать преодолевать стресс в нас самих.
Безопасность и стресс
За последние несколько лет весьма часто, по делу и без дела, употребляется
слово “стресс”. Мы прибегаем к этому слову, чтобы как-то пояснить
те нездоровые вещи, характерные для нашего века: от брачных неурядиц,
проблем пьянства и непонимания между отцами и детьми до головных
болей, сердечных приступов и импотенции. Стресс проникает в учебные
пособия и таблицы, истории болезни и отчеты о происшествиях. Стресс
превратился в вездесущую болезнь, в убийцу века.
Возможно, однако, что во всей нехорошей прессе, которую стресс
собрал за последние годы, были фактически похоронены одна или две
настоящие истины об этом явлении. Ханс Селай, человек, описавший
стрессовый синдром, однозначно продемонстрировал, что уровень стресса
обладает существенной важностью для эффективного функционирования
живого существа. Выводы Селая в тезисной форме гласят о том, что
“отсутствие стресса - это смерть”.
В основе данной диаграммы лежит так называемая кривая Йеркеса-Доусона,
и график показывает взаимозависимость между степенью стресса и уровнями
внимательности и работоспособности. В секторе А данной кривой, внимательность
или восприимчивость возрастает пропорционально объемам стресса,
которым мы подвергаемся. Возрастание происходит до пиковой точки
В, где достигается максимум эффективности. Далее, если стрессовая
нагрузка продолжает расти, кривая приводит в сектор С. Но здесь
рабочие характеристики и восприимчивость резко ухудшаются. Человек
срывается в своего рода штопор, в значительной мере теряя работоспособность.
Характер кривой ясно показывает, что умеренный стресс помогает
в деятельности; при его чрезмерном увеличении человек оказывается
за пиковой точкой в секторе С - опасной зоне. Стресс превращается
в перенапряжение или в “состояние бедствия”; рабочие характеристики
ухудшаются, а там уже недалеко и до беды.
Но кривая столь же ясно показывает, что очень малая стрессовая
нагрузка может быть не менее опасна, то есть, при обеих крайностях
мы оказываемся за пределами зоны максимальной работоотдачи.
Контроль стресса путем определения степени стрессового состояния
человека в данный момент может способствовать сохранению оптимального
уровня работоспособности и восприятия. Но, чтобы контролировать
уровень стресса, нам необходимо в первую очередь знать, в чем его
источник.
Источник стресса № 1 - ЛИЧНОСТЬ
Тип стресса, который мы генерируем сами, должен обычно быть здоровым
и сбалансированным, то есть такой стресс, который помогает нам функционировать
в полной мере. Иногда, однако, отдельные ярко выраженные свойства
нашего характера способны порождать нездоровый стресс. В мире авиации
одним из наиболее опасных личностных свойств является повышенная
амбициозность, когда человек постоянно испытывает потребность доказать
что-то самому себе, любит принимать любой вызов или ввязывается
в любое соревнование.
В 1977 году самолет ВАС III южноамериканской авиакомпании потерпел
катастрофу при подходе к аэропорту Барилок. Последующим расследованием
было установлено, что в развитии событий, приведших к катастрофе,
ключевую роль сыграла сверхамбициозность командира.
Источник стресса №2 - СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ
Семья и друзья обычно являются источником положительного стресса,
способствующего развлечению, возбуждению и наслаждению жизнью. Но
сейчас уже доказано, что “возбудители стресса” в этой области могут
оказывать и негативное воздействие на функциональность человека.
Разлад в доме, болезнь или уход из жизни членов семьи или близких
друзей могут быстро вогнать членов летного экипажа в опасную зону
стресса. Проследив причину происшествия или инцидента, зачастую
можно придти к этому источнику стресса.
Источник стресса № 3 - КОМПАНИЯ И РАБОТА
На каждой работе имеется босс - человек, отвечающий за проверку
и оценку работы сотрудника. Это тоже стресс для конкретного индивидуума,
хотя это такой стресс, который в нормальной обстановке часто действует
как стимулятор и подталкивает его к дальнейшим свершениям.
Но мы живем в обществе конкуренции рабочих качеств. Иногда внешнее
давление может заставить начальника или группу руководства ставить
работникам задачи, несколько превышающие их возможности. Но даже
такой малости достаточно, чтобы ввергнуть отдельных работников или
целые компании в опасную зону стресса. Работоспособность может рухнуть
в любой момент, а за этим может последовать беда.
Гибель “Титаника” в 1912 году и взрыв космического корабля “Челленджер”
в 1986 году являются двумя наиболее драматичными иллюстрациями к
тому, что может случиться, если компания подвергает своих служащих
воздействию чрезмерного стресса. Недавно имел место ряд авиационных
происшествий, которые могли бы частично или целиком быть отнесены
за счет передозировки стресса в авиакомпаниях. Безжалостное давление
конкуренции, в условиях которой в настоящее время работают все авиакомпании,
может иметь катастрофические последствия, если его постоянно и сознательно
не контролировать.
Источник стресса № 4: СИТУАЦИЯ
Если мы внезапно оказываемся перед лицом опасности или угрозы,
мгновенно возникает стресс. Надвигающаяся опасность может за считанные
секунды поднять давление и ввергнуть человека в опасную зону стресса.
Мышление становится затуманенным, и способность принимать здравые
и логичные решения серьезно ухудшается.
Объем стресса в конкретной ситуации прямо пропорционален количеству
времени, отпущенному на поиски решения проблемы. Хорошим примером
может служить деятельность специалиста-диагноста технического отдела
авиакомпании. Чем большим объемом времени (и информации) он располагает,
тем вернее будет его окончательное решение.
Ситуационный стресс зачастую выступает как важный фактор при происшествиях,
имевших место в процессе прерывания взлета. Самолет DC-10, разбившийся
на взлете в Малаге 13 сентября 1982 года, - яркое тому подтверждение.
Таким образом, можно выделить четыре области, где может зарождаться
стресс: личность, семья и друзья, компания и работа и ситуация.
Общий объем стресса, которому человек может подвергаться в какой-то
момент, будет представлять суммарное значение стресса из этих четырех
источников, Такая модель выглядит несколько упрощенной, но она вполне
подходит для наших целей.
Если перенести эту идею на схему зависимости стресс/работоспособность
(рис. 2), видно, на какой участок кривой следует ориентироваться.
“Контролируя” стресс от первых трех источников, можно обеспечить
определенный “запас” для преодоления ситуационного стресса в случае
его возникновения.
В интересах безопасности полетов мы все должны стремиться к тому,
чтобы распознавать, контролировать и преодолевать стрессовые ситуации,
в которые мы попадаем. Эффективное преодоление стресса следует начинать
с того, что имеет наибольшее влияние на источник стресса - с нас
самих. Если мы сможем культивировать внутри нас здоровое равновесие,
мы сможем лучше контролировать стресс, приходящий извне - из дома,
с работы и из ситуаций, в которые мы попадаем.
“Контроль стресса изнутри” является наиболее эффективным средством
управления стрессом. Оно помогает нам проявлять оптимальную работоспособность
и повышенную восприимчивость. А эти качества несомненно способствуют
более высокому уровню безопасности, который есть и всегда будет
нашей главной заботой.
Данный видеоматериал был разработан и создан для включения в ежегодную
программу по безопасности для экипажей Swissair. Впоследствии он
использовался для целей обучения персонала Отдела технической эксплуатации
Swissair и в подразделениях швейцарских ВВС.
Материал в основном касается природы стресса, источников и причин
его возникновения и нарастания. Он не дает описания путей его преодоления.
Спасибо за внимание
|