|
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ ПРИ ПОЛЕТАХ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
Доклад Александра Травникова, Генерального директора Ассоциации
аэронавигационного обслуживания
Воздушном кодексе Российской Федерации, введенном
в действие с 1 апреля 1997 года, в пункте 3 статьи 21
записано: «Гражданская авиация, используемая на безвозмездной основе,
относится к авиации общего назначения».
Тем самым законодательно закреплено существование авиации общего
назначения как части гражданской авиации.
Статьей 136 Кодекса предписано:
«Иные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие
с настоящим Кодексом», т.е. существующие нормативные правовые акты,
регламентирующие деятельность авиации общего назначения, должны
быть переработаны в соответствие с требованиями Кодекса.
И здесь возникают серьезные проблемы.
Так в соответствии со статьей 7 ВК РФ имущество гражданской авиации,
а значит и авиации общего назначения может находиться в государственной
и муниципальной собственности, собственности юридических лиц. В
этой статье определено - что понимать под имуществом гражданской
авиации.
Это - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства
и другие, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов
средства. В конце статьи для воздушных судов сделано изъятие: «В
собственности граждан Российской Федерации могут находиться гражданские
воздушные суда».
Возникает вопрос. Почему имущество гражданской авиации (кроме воздушных
судов) не может находиться в собственности физических лиц, а воздушные
суда не могут находиться в собственности иностранных граждан и лиц
без гражданства.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации - цитирую: «признаются
и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей
Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения».
А статься 35 гласит:
«Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь
имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться
им как единолично, так и совместно с другими лицами».
Подчеркиваю - каждый. Независимо от гражданства человека.
Чтобы ни у кого не возникло сомнений относительно действия
статей Конституции, в статье 18 записано:
«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно
действующими»,
а статья 19 рассеивает последние сомнения, если они у кого-либо
остались: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека
и гражданина независимо от пола, расы , национальности...»
ВЫВОД: Статья 7 Воздушного кодекса Российской Федерации противоречит
Конституции Российской Федерации, а именно ограничивает человека
в правах частной собственности на имущество гражданской авиации
- аэродромы и средства обеспечения полетов, а также дискриминирует
иностранных граждан и лиц без гражданства, не позволяя им иметь
в собственности гражданские воздушные суда.
Кроме того, в соответствии со статьей 56 ВК РФ иностранные граждане
и лица без гражданства не могут входить в состав летного экипажа
гражданского воздушного судна Российской Федерации. И только
специальный федеральный закон может снять это ограничение.
Совершенно не понятен смысл данного ограничения. Мировая практика
такого не знает.
Воздушный кодекс СССР, ранее действовавший в менее демократическое
время, и тот позволял делать изъятие из этого правила решением Правительства
СССР.
По моему глубокому убеждению, данная статья также как и статья 7
окажет отрицательное воздействие и дополнительные трудности при
развитии авиации общего назначения.
Принимая во внимание вышеуказанные мною недостатки Воздушного кодекса
РФ, а также, учитывая огромное количество пробелов в данном законе,
выявленных специалистами в авиационной отрасли,
полагал бы целесообразным в кратчайшие сроки подготовить и
установленным порядком внести в Воздушный кодекс необходимые изменения.
Кроме того, особое внимание необходимо уделить переработке и разработке
нормативных правовых актов, регламентирующих использование воздушного
пространства и деятельность авиации, в том числе авиации общего
назначения.
Я попытался вкратце изложить проблемы развития авиации общего назначения,
вытекающие из существующего в нашей стране воздушного законодательства.
Далее, я хотел бы изложить мое видение проблем, которые имеются
сейчас и будут возникать в дальнейшем при организации и выполнении
полетов воздушных судов авиации общего назначения, а также при их
обеспечении, как в воздухе, так и на земле.
Я бы выделил две основные проблемы.
Первая, и я думаю, что со мной согласится подавляющее большинство
присутствующих, главнейшая, - это организация воздушного пространства.
И здесь я хотел бы остановиться на серьезнейшем элементе - его структуре.
Все вы знаете, что воздушное пространство Российской Федерации от
поверхности земли и до космоса с незапамятных времен
объявлено контролируемым. И это накладывает определенные, довольно
жесткие рамки на его использование авиацией общего назначения, особенно
той ее частью, которая не обладает развитой инфраструктурой, - я
имею в виду частных пилотов, пилотов сверхлегких летательных аппаратов,
огромную армию наших самодельщиков.
В 1983 году директивой Главнокомандующего ВВС, после многочисленных
обращений огромного количества людей в различные инстанции,
была предоставлена крохотная возможность для выполнения таких полетов
путем выделения небольших специальных зон радиусом до 5 км и высотой
200-300 метров.
В настоящее время назрел вопрос о выделении неконтролируемого воздушного
пространства , разработке и утверждении порядка и правил его использования,
организации в нем полетов. Это позволит сделать огромный шаг в развитии
авиации общего назначения, особенно малой авиации.
Я думаю, что все присутствующие понимают насколько сложен этот вопрос,
но без его скорейшего решения говорить о развитии авиации общего
назначения не имеет смысла - летать негде.
Вторая и немаловажная проблема - аэродромная сеть, которая может
быть использована при полетах авиации общего назначения.
Данную проблему я разбил бы на 2 части:
1. Использование существующей аэродромной сети
гражданских аэропортов и аэродромов, а также аэродромов различных
ведомств, в том числе Минобороны.
Решение данной проблемы не лежит на поверхности, но при ее разработке
всеми заинтересованными сторонами (а их необходимо заинтересовать,
в том числе и материально) конечный положительный результат вполне
возможен.
Соответствующее постановление Правительства страны по данному вопросу
сдвинет его с мертвой точки.
11. Создание сети аэродромов авиации общего назначения.
Такая аэродромная сеть может быть создана из аэродромов гражданской
и военной авиации, аэродромов других ведомств, необходимость в использовании
которых у этих ведомств отпала.
Кроме того, в эту сеть могут быть включены вновь построенные частные
аэродромы, вертодромы, посадочные площадки и т.п.
Для создания сети аэродромов авиации общего назначения потребуется,
как я уже говорил раньше, внести в Воздушный кодекс РФ изменения
в части, касающейся возможности физических лиц иметь в собственности
аэродромы и средства, предназначенные для обеспечения полетов.
Создание сети аэродромов авиации общего назначения решит, в основном
проблемы обеспечения воздушных судов на земле.
Выделение неконтролируемого воздушного пространства и организация
полетов в нем, и не только в нем, воздушных судов авиации общего
назначения повлечет за собой необходимость решения многих других
проблем. А именно:
• обеспечение экипажей воздушных
судов общего назначения аэронавигационной
и метеоинформацией, особенно на аэродромах, находящихся в собственности
физических лиц;
• организация и обслуживание (управление) воздушного движения авиации
общего назначения как в контролируемом, так и неконтролируемом воздушном
пространстве, предусмотрев как диспетчерское обслуживания, так и
полетно-информационное обслуживание, а также обеспечение аварийным
оповещением;
• организация и обеспечение разрешительного порядка при выполнении
полетов авиации общего назначения, обратив особое внимание на отработку
порядка доведения до пользователей запретов, вводимых военными органами
ОВД (временные и местные режимы использования воздушного пространства,
кратковременные ограничения);
• организация и обеспечение контроля за соблюдением авиацией общего
• назначения установленного порядка
использования воздушного пространства.
При этом необходимо добиваться отличного знания персоналом авиации
общего назначения существующего порядка, быстрого доведения его
изменения, а также понимания всеми людьми, участвующими в процессе
организации, обеспечения и выполнения полетов, невозможности нарушения
того порядка, тех тяжелых последствий, которые могут наступить в
противном случае.
Ограниченность во времени не позволяет более детально рассмотреть
каждую из вышеперечисленных проблем, от правильного решения которых
во многом зависит развитие авиации общего назначения в нашей стране.
я надеюсь, что следующие выступающие дополнят мой доклад.
В заключении хотелось бы отметить, что решение всех стоящих перед
нами проблем необходимо производить с учетом мирового опыта передовых
зарубежных государств, которые в данной области продвинулись значительно
дальше нас.
Благодарю за внимание.
|